Анна Сидевич: «Кризис консолидировал отрасль»
«Не хочется снова про коронавирус, но сегодня он торпедирует целые отрасли. Сфера услуг в топе пострадавших, а в начало списка можно смело ставить кейтеринг…»
Кейтеринг — это ведь не просто общепит, а еще и обслуживание массовых мероприятий. Теперь и то, и другое полностью блокировано, но кейтерье не сдаются. Соучредитель и основатель одной из крупнейших в Новосибирске компаний выездного питания Анна Сидевич поделилась секретами выживания.
Быстрота реагирования
— «Кейтеринг Анны Сидевич» всегда занимался событийным обслуживанием — обеспечивал корпоративы, конференции, прочие деловые форматы. Мы посчитали, что 93% нашей клиентуры составляли корпорации и компании, остальные 7% — власти и частные заказы. Теперь пришлось резко переориентироваться: уйти в доставку и искать выходы на розничный рынок. Понятно, что это требует совсем другой формы работы. Прощайте, корпоративы и кофе-брейки — здравствуй, доставка и сугубо приватные мероприятия! А главное — другие коммуникации.
Теперь больше внимания мы уделили инстаграму, другим соцсетям. Начали строить сеть горизонтальных связей с магазинами: удалось наладить поставки еды и десертов на их прилавки. Менеджеры продаж оторвались от телефонов и «пошли в народ» — встали в торговых точках и начали рассказывать людям про нашу еду, раздавать флаеры на доставку. Мы запустили в работу то, до чего вечно не доходили руки: например, праздничные однодневки вроде пасхальных куличей. Продали 120 штук — не самых дешевых, но очень красивых и вкусных, по старинным рецептам. Это не то чтобы коммерческий успех, но удачный эксперимент в маркетинге: мы поняли, что среди целевых групп есть приверженцы качественной еды, которые не готовы отказаться от нее при почти любых обстоятельствах.
Кстати, по секрету. Самый эффективный канал продвижения — личное общение собственника. Собственноручно продала почти половину этих куличей по друзьям и знакомым. Гордиться вроде нечем: все бизнес-гуру повторяют, что нужно в продажах отстраивать систему и мотивировать команду. Но в нашей ситуации — не до проверки книжных постулатов, главное — продержаться. Да и сотрудникам полезно лишний раз увидеть, что можно добиваться результата. Ну и просто на душе как-то теплее, когда видишь, что людям твои куличи и правда интересны. Но это так, заметки на полях.
Вернемся к реальности. А в ней — после народной Пасхи теперь будем готовиться к Дню Победы. Тут тоже надо мозги включать, чтобы выдержать достойно конкуренцию с магазинными шашлыками. Разработали сет для гриля.
Пролетарии, объединяйтесь!
Кейтерье перестали секретничать, считая друг друга прежде всего конкурентами, а потом уже коллегами — кризис консолидировал отрасль. Усилилась работа профессиональных объединений, в частности Ассоциации кейтеринговых и банкетных служб. Ведущие компании со всей России теперь взаимодействуют и общаются: мы, простите за банальность, поняли, что сидим в одной лодке, вот-вот готовой затонуть. Мы сплотились, делимся наработками: прежде всего по диверсификации бизнеса. Не только я, но и почти все кейтерье отказались от жесткой специализации на событийном формате («не будем распыляться») и перешли к работе по двум и более направлениям, которые как-то работают даже в условиях жестких ограничений.
Пошел поиск колабораций с другими отраслями. Сейчас с ивентерами докручиваем классную идею для домашних детских праздников. Там будет уже не просто еда, а весь набор соответствующего оформления. И даже видео, если нужно. И всякие фишечки, к которым детки восприимчивы. Такое чадо запомнят надолго!
Взаимопонимание укрепилось и внутри всего бизнес-сообщества, кто бы чем ни занимался. Так, нам удалось договориться о снижении стоимости аренды занимаемых нами производственных площадей: сначала на апрель, затем и на май. С учетом минимальной доходности я предложила в мае вообще сделать арендные каникулы, но при этом оговоренную сумму сниженной аренды заплатить сертификатом на наши услуги. Готовилась к сложным переговорам, но сразу получила согласие. Это было очень неожиданно и приятно: еще одна позитивная история кризисного периода.
Не ждать у моря погоды
А вот к чему бизнес относится крайне настороженно, так это к обещаниям помощи со стороны властей разного уровня. Это общие слова и неясные обещания, либо участие, но настолько мизерное и заформализованное, что его тоже можно назвать мнимым.
Государство, например, будто бы намеревалось выдать гранты на выплаты минимальных зарплат сотрудникам при условии сохранения 100% штата: как бы забота о занятости. Но! При одном условии — стопроцентном же отсутствии задолженностей по налогам на январь 2020 года. Вы понимаете? У нас были копеечные задержки, мы рассчитались по налогам в начале февраля. И всё. Возможностью такой воспользоваться не смогли. Хоть персонал не сокращен, но получает он зарплату из личных средств собственников.
Поэтому еще и еще раз: «Не читайте советских газет». Не верьте и не просите. А главное — не бойтесь.
Мы обязательно выживем: разумеется, если будем гибко маневрировать на рынках и поддерживать друг друга.