Автобизнес лишился оптимизма

Основные события март ‘09 1 | Audi расторгла договор с компанией «Престиж-Авто». Производитель объяснил, что дилер не выполнил обязательства перед клиентами. По той же причине Skoda лишила

Еще год назад многие автодилеры и не предполагали, как сильно изменился их бизнес. Кризис расставил все на свои места — те, кто делал ставку не на продажи, а на сервис, смогли противостоять спаду продаж. Те, кто сумел привлечь дополнительное финансирование, стремительно расширяют бизнес. А кто не пошел ни по одному из этих путей, сворачивает бизнес. Участники рынка пессимистичны — рассчитывать на рост продаж в ближайшие полгода не приходится.
Иллюзии
Дилеры привыкли к бурному росту
В прошлом году, по данным Минэкономразвития, в Россию привезли 1,4 млн новых иномарок, а средняя стоимость автомобиля составила $17,5 тыс. Быстро пересаживались на новые иномарки и новосибирцы. Иностранным был уже каждый четвертый проданный в Новосибирской области новый автомобиль.
На бурно растущий местный рынок устремились федеральные торговцы и приступили к строительству мощных дилерских центров. Компания «Новосибирск-Авто», дочерняя структура группы СОК, приступила к строительству второго автосалона Chevrolet на ул. Богдана Хмельницкого. В строительство дилерского центра площадью 5,7 тыс. кв. м (шоу-рум — 1 тыс. кв. м) она намеревалась инвестировать около 300 млн руб. Тюменский «Автоград» к концу 2009 г. хотел запустить два автоцентра Ford и Land Rover общей площадью 6,5 тыс. кв. м, вложив в строительство около 285 млн руб. В 2010 г. компания рассчитывала продавать не менее 50% всех Land Rover и 30% Ford в Новосибирске.
Вольготно чувствовали себя и производители автомобилей. По словам бывшего члена совета директоров компании «Автоленд», а ныне директора компании «Автолизинг» Виктора Борицкого, автопроизводители устроили дилерам «гонку на выживание», заставляя строить огромные салоны. «Доходило до того, что производители диктовали, какая плитка и подвесные потолки должны быть в салоне. Стройматериалы приходилось заказывать за границей, и они стоили больших денег», — вспоминает он. По его словам, лишь кризис заставил автоконцерны смягчить предъявляемые дилерам условия.
Страхи
Выжить смогут не все
Начало 2009 г. для российских автодилеров было напряженным. Кредиты подорожали — на них дилеры финансировали строительство автосалонов, закупали автомобили у производителей, да и большинство покупателей приобретали машины в кредит. Столкнулся автобизнес и со спадом покупательской способности на рынке. Страхи бизнесменов оправдались — все эти факторы действительно значительно снизили продажи. Масштабные проекты строительства большинства новых автосалонов были отложены до лучших времен.
Некоторым компаниям пришлось свернуть не только перспективные проекты, но и сам бизнес. Весной компания «Транзит-Сервис» лишилась дилерства Skoda, а компания «Престиж-Авто» — дилерства Audi. В сентябре руководство крупнейшего в прошлом дилера Новосибирска «Автолэнд-Сибирь» приняло решение о ликвидации компании. К закрытию ее подтолкнула большая кредиторская задолженность. Здания, в которых размещались салоны «Автолэнд-Сибирь» и несколько дилерств, перешли компании «СЛК-Моторс».
По словам Михаила Невмовенко, в конце года приостановила продажи компания «Автостарт» (дилер Chrysler, Jeep, Dodge). В российском представительстве компании «Крайслер РУС» подтвердили эту информацию, однако уточнили, что дилерство у «Автостарта» не отозвано. По сведениям участников рынка, генеральный директор компании «Автостарт» Игорь Старков теперь работает топ-менеджером в «СЛК-Моторс». Сам бизнесмен отказался отвечать на вопросы о своем назначении и дальнейшей судьбе «Автостарта». Совладелец компании «Право руля» Олег Куликов сомневается, что бренды «Автостарта» будут интересны другим дилерам: «В лучшем случае кто-нибудь откроет сервисное обслуживание автомобилей этих марок».
Уроки
Дилеры увидели опасность больших долгов
В кризис компании поняли, что основное преимущество — не в проданных машинах, а в количестве долгов компании. Те дилеры, кто сумел найти финансирование, пополняют свои портфели за счет разоряющихся конкурентов. В этом году свои дилерские портфели активно пополняют «СЛК-Моторс» и группа компаний «Новосибспецпроект». Первая с апреля стала дилером Audi (после того как дилерства по этой марке лишилась компания «Престиж-Авто»). А после разорения «Автолэнд-Сибирь» большинство оставшихся от него дилерств тоже достались «СЛК-Моторс».
«Новосибспецпроект» летом получил дилерство Subaru и до конца года планирует открыть автосалон этой марки. Осенью компания подписала протокол о намерении стать дилером Jaguar и Land Rover. В ноябре «МАКС-Моторс», дочерняя компания «Новосибспецпроект», открыла автосалон Mazda общей площадью 4 тыс. кв. м.
Исполнительный директор Сибирской ассоциации автомобильных дилеров Михаил Невмовенко считает, что ошибка местных дилеров состояла в том, что они стремились зарабатывать на продажах автомобилей, не развивая сервисное направление. Он объясняет, что продажа автомобилей — низкомаржинальный бизнес. В среднем по отрасли накрутка составляет 6%. Поэтому успешными могут быть лишь те компании, которые выдерживают «золотое соотношение» доходов: 70% — от сервиса, 30% — от продаж.
Виктор Борицкий прогнозирует, что в условиях спада продаж основной доход автодилеры будут получать от сервиса и продажи автозапчастей. «После кризиса 1998 г. у нас в течение трех лет 90% доходов давали не продажи машин, а сервис и автозапчасти. Такая ситуация уже давно сложилась на Западе. Там автодилеры делают все, чтобы привлечь клиента в свои сервисные центры. У меня есть знакомый автодилер в США, так у него срок поставки автозапчастей — один день, а на складе деталей — на $3 млн. При этом в автосалоне стоит всего пять моделей машин, никакой экзотики. В салонах «Автолэнда» стояло по 20 моделей», — рассказывает он.
Директор компании «Право руля» Олег Куликов не верит, что дилерам удастся быстро перестроить свою работу и они научатся зарабатывать на сервисе. Для того чтобы привлечь покупателей машин на постгарантийное обслуживание, дилерам придется существенно снизить цены. «В среднем гарантийный период составляет два года. Кризис наступил в ноябре 2008 г., продажи падают до сих пор, рассчитывать, что в сервис-центры дилеров будут ездить люди, которые купили авто в 2007-2008 гг. и у которых закончился гарантийный срок, — это утопия», — говорит он.
Проблемы дилеров заставили автопроизводителей пересмотреть политику. До кризиса они стремились иметь по 2-3 дилера в каждом регионе. А Ford Russia планировал обзавестись в Новосибирске четырьмя дилерами. В прошлом году в интервью «Ведомостям» представители Ford Russia сообщали, что договоры о намерении заключены с тюменским «Автоградом» и местной «СЛК-Моторс». Новые дилеры должны были стать конкурентами компании «Автолэнд-Сибирь», которая много лет торговала автомобилями Ford в городе. Евгений Рубаненко отмечает, что компания Peugeot в этом году полностью отказалась от поиска дилеров в регионах. «Сегодня продаж с трудом хватает на одного дилера. Теперь производители заинтересованы не в наращивании количества дилеров, а в том, чтобы существующие не закрылись — машин продано много, их нужно обслуживать», — отмечает Виктор Борицкий.
Возможности
Рынок станет более здоровым
Разорение дилеров из-за высокой долговой нагрузки неизбежно приведет к тому, что рынок поделят более сильные конкуренты. «У дилеров есть хорошая возможность пересмотреть отношение к клиентам — до кризиса потребители часто жаловались на низкий уровень сервиса и хамство продавцов автосалонов. Те, на кого были нарекания по качеству, уже мертвы», — говорит управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
Участники рынка пессимистичны в прогнозах. Олег Куликов рассказывает, что «дно» кризиса в автобизнесе еще не достигнуто, в 2010 г. продажи будут падать.
Из опрошенных «ДК» экспертов рост рынка новых иномарок в следующем году прогнозирует только Сергей Дьячков. «Когда проступают первые признаки оздоровления экономики, рынок новых автомобилей начинает расти одним из первых», — уверяет он. По его мнению, восстановление рынка может начаться уже во втором квартале следующего года. Прежде всего, спрос восстановится в сегменте дешевых автомобилей — до 500 тыс. руб. По итогам 2010 г. продажи экономичных моделей могут вырасти на 10-20%.



Основные события

март ‘09

1 | Audi расторгла договор с компанией «Престиж-Авто». Производитель объяснил, что дилер не выполнил обязательства перед клиентами. По той же причине Skoda лишила дилерства компанию «Транзит-Сервис».

апрель ‘09

1 | Заработала государственная программа льготного автокредитования, по которой государство возмещает две трети ставки рефинансирования. Вначале кредит можно было взять на покупку автомобиля не дороже 350 тыс. руб., в июле планку повысили до 600 тыс. руб. По условиям программы автомобиль должен быть произведен в России.

2 | Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов возглавил Сибирскую ассоциацию автодилеров. Он сменил на этом посту председателя совета директоров компании «СТС-Автомобили» Андрея Беца.

май ‘09

1 | «Автомир-Новосибирск» стал третьим дилером Hyundai в Новосибирске. До этого дилерство этой марки принадлежало компаниям «Автолэнд-Сибирь» и «Автостарт».

июль ‘09

1 | Дилером Skoda в Новосибирске стала компания «Альт-Парк». Учредители новой дилерской компании также занимаются продажей аукционных автомобилей премиум-класса. До этого сервисным партнером Skoda в Новосибирске стала компания «Новосибспецпроект».

август ‘09

1 | «Сибтрансавто-Новосибирск» стала официальным дилером «Квингруп», которая занимается производством бюджетных машин Chevrolet Lanos в России.

2 | Subaru нашла второго дилера в Новосибирске (первый дилер — «Воронцов-Моторс»). Им стала компания «Новосибспецпроект», уже имеющая в своем портфеле марки Volkswagen, Seat, Alfa Romeo, Iveco, UAZ, «Русские автобусы».

сентябрь ‘09

1 | Компания «Автолэнд-Сибирь» объявила о банкротстве. Автосалоны и большинство марок из ее дилерского портфеля перешли компании «СЛК-Моторс».

2 | МДМ Банк стал владельцем 25% акций «СЛК-Моторс». Дилерская компания являлась крупным заемщиком банка.

3 | Компания «Автомир-Новосибирск» приостановила сотрудничество с Sollers (до рэбрендинга «Северсталь-Авто»), отказавшись от марок Fiat и SsangYong. Основная причина — невысокие продажи и проблемы с гарантийными возмещениями со стороны дистрибьютора.

ноябрь ‘09

1 | Компания «МАКС-Моторс» ввела в эксплуатацию автосалон Mazda на ул. Станционной общей площадью 4 тыс. кв. м. Новый дилер планирует за полгода продать 130 автомобилей.

2 | Дистрибьютор и импортер автомобилей KIA в России «КИА Моторс РУС» объявил о поиске второго дилера в Новосибирске. Сбор заявок компания закончит в конце 2009 г.

 


Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.