Автобизнес лишился оптимизма

Основные события март ‘09 1 | Audi расторгла договор с компанией «Престиж-Авто». Производитель объяснил, что дилер не выполнил обязательства перед клиентами. По той же причине Skoda лишила

Еще год назад многие автодилеры и не предполагали, как сильно изменился их бизнес. Кризис расставил все на свои места — те, кто делал ставку не на продажи, а на сервис, смогли противостоять спаду продаж. Те, кто сумел привлечь дополнительное финансирование, стремительно расширяют бизнес. А кто не пошел ни по одному из этих путей, сворачивает бизнес. Участники рынка пессимистичны — рассчитывать на рост продаж в ближайшие полгода не приходится.
Иллюзии
Дилеры привыкли к бурному росту
В прошлом году, по данным Минэкономразвития, в Россию привезли 1,4 млн новых иномарок, а средняя стоимость автомобиля составила $17,5 тыс. Быстро пересаживались на новые иномарки и новосибирцы. Иностранным был уже каждый четвертый проданный в Новосибирской области новый автомобиль.
На бурно растущий местный рынок устремились федеральные торговцы и приступили к строительству мощных дилерских центров. Компания «Новосибирск-Авто», дочерняя структура группы СОК, приступила к строительству второго автосалона Chevrolet на ул. Богдана Хмельницкого. В строительство дилерского центра площадью 5,7 тыс. кв. м (шоу-рум — 1 тыс. кв. м) она намеревалась инвестировать около 300 млн руб. Тюменский «Автоград» к концу 2009 г. хотел запустить два автоцентра Ford и Land Rover общей площадью 6,5 тыс. кв. м, вложив в строительство около 285 млн руб. В 2010 г. компания рассчитывала продавать не менее 50% всех Land Rover и 30% Ford в Новосибирске.
Вольготно чувствовали себя и производители автомобилей. По словам бывшего члена совета директоров компании «Автоленд», а ныне директора компании «Автолизинг» Виктора Борицкого, автопроизводители устроили дилерам «гонку на выживание», заставляя строить огромные салоны. «Доходило до того, что производители диктовали, какая плитка и подвесные потолки должны быть в салоне. Стройматериалы приходилось заказывать за границей, и они стоили больших денег», — вспоминает он. По его словам, лишь кризис заставил автоконцерны смягчить предъявляемые дилерам условия.
Страхи
Выжить смогут не все
Начало 2009 г. для российских автодилеров было напряженным. Кредиты подорожали — на них дилеры финансировали строительство автосалонов, закупали автомобили у производителей, да и большинство покупателей приобретали машины в кредит. Столкнулся автобизнес и со спадом покупательской способности на рынке. Страхи бизнесменов оправдались — все эти факторы действительно значительно снизили продажи. Масштабные проекты строительства большинства новых автосалонов были отложены до лучших времен.
Некоторым компаниям пришлось свернуть не только перспективные проекты, но и сам бизнес. Весной компания «Транзит-Сервис» лишилась дилерства Skoda, а компания «Престиж-Авто» — дилерства Audi. В сентябре руководство крупнейшего в прошлом дилера Новосибирска «Автолэнд-Сибирь» приняло решение о ликвидации компании. К закрытию ее подтолкнула большая кредиторская задолженность. Здания, в которых размещались салоны «Автолэнд-Сибирь» и несколько дилерств, перешли компании «СЛК-Моторс».
По словам Михаила Невмовенко, в конце года приостановила продажи компания «Автостарт» (дилер Chrysler, Jeep, Dodge). В российском представительстве компании «Крайслер РУС» подтвердили эту информацию, однако уточнили, что дилерство у «Автостарта» не отозвано. По сведениям участников рынка, генеральный директор компании «Автостарт» Игорь Старков теперь работает топ-менеджером в «СЛК-Моторс». Сам бизнесмен отказался отвечать на вопросы о своем назначении и дальнейшей судьбе «Автостарта». Совладелец компании «Право руля» Олег Куликов сомневается, что бренды «Автостарта» будут интересны другим дилерам: «В лучшем случае кто-нибудь откроет сервисное обслуживание автомобилей этих марок».
Уроки
Дилеры увидели опасность больших долгов
В кризис компании поняли, что основное преимущество — не в проданных машинах, а в количестве долгов компании. Те дилеры, кто сумел найти финансирование, пополняют свои портфели за счет разоряющихся конкурентов. В этом году свои дилерские портфели активно пополняют «СЛК-Моторс» и группа компаний «Новосибспецпроект». Первая с апреля стала дилером Audi (после того как дилерства по этой марке лишилась компания «Престиж-Авто»). А после разорения «Автолэнд-Сибирь» большинство оставшихся от него дилерств тоже достались «СЛК-Моторс».
«Новосибспецпроект» летом получил дилерство Subaru и до конца года планирует открыть автосалон этой марки. Осенью компания подписала протокол о намерении стать дилером Jaguar и Land Rover. В ноябре «МАКС-Моторс», дочерняя компания «Новосибспецпроект», открыла автосалон Mazda общей площадью 4 тыс. кв. м.
Исполнительный директор Сибирской ассоциации автомобильных дилеров Михаил Невмовенко считает, что ошибка местных дилеров состояла в том, что они стремились зарабатывать на продажах автомобилей, не развивая сервисное направление. Он объясняет, что продажа автомобилей — низкомаржинальный бизнес. В среднем по отрасли накрутка составляет 6%. Поэтому успешными могут быть лишь те компании, которые выдерживают «золотое соотношение» доходов: 70% — от сервиса, 30% — от продаж.
Виктор Борицкий прогнозирует, что в условиях спада продаж основной доход автодилеры будут получать от сервиса и продажи автозапчастей. «После кризиса 1998 г. у нас в течение трех лет 90% доходов давали не продажи машин, а сервис и автозапчасти. Такая ситуация уже давно сложилась на Западе. Там автодилеры делают все, чтобы привлечь клиента в свои сервисные центры. У меня есть знакомый автодилер в США, так у него срок поставки автозапчастей — один день, а на складе деталей — на $3 млн. При этом в автосалоне стоит всего пять моделей машин, никакой экзотики. В салонах «Автолэнда» стояло по 20 моделей», — рассказывает он.
Директор компании «Право руля» Олег Куликов не верит, что дилерам удастся быстро перестроить свою работу и они научатся зарабатывать на сервисе. Для того чтобы привлечь покупателей машин на постгарантийное обслуживание, дилерам придется существенно снизить цены. «В среднем гарантийный период составляет два года. Кризис наступил в ноябре 2008 г., продажи падают до сих пор, рассчитывать, что в сервис-центры дилеров будут ездить люди, которые купили авто в 2007-2008 гг. и у которых закончился гарантийный срок, — это утопия», — говорит он.
Проблемы дилеров заставили автопроизводителей пересмотреть политику. До кризиса они стремились иметь по 2-3 дилера в каждом регионе. А Ford Russia планировал обзавестись в Новосибирске четырьмя дилерами. В прошлом году в интервью «Ведомостям» представители Ford Russia сообщали, что договоры о намерении заключены с тюменским «Автоградом» и местной «СЛК-Моторс». Новые дилеры должны были стать конкурентами компании «Автолэнд-Сибирь», которая много лет торговала автомобилями Ford в городе. Евгений Рубаненко отмечает, что компания Peugeot в этом году полностью отказалась от поиска дилеров в регионах. «Сегодня продаж с трудом хватает на одного дилера. Теперь производители заинтересованы не в наращивании количества дилеров, а в том, чтобы существующие не закрылись — машин продано много, их нужно обслуживать», — отмечает Виктор Борицкий.
Возможности
Рынок станет более здоровым
Разорение дилеров из-за высокой долговой нагрузки неизбежно приведет к тому, что рынок поделят более сильные конкуренты. «У дилеров есть хорошая возможность пересмотреть отношение к клиентам — до кризиса потребители часто жаловались на низкий уровень сервиса и хамство продавцов автосалонов. Те, на кого были нарекания по качеству, уже мертвы», — говорит управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
Участники рынка пессимистичны в прогнозах. Олег Куликов рассказывает, что «дно» кризиса в автобизнесе еще не достигнуто, в 2010 г. продажи будут падать.
Из опрошенных «ДК» экспертов рост рынка новых иномарок в следующем году прогнозирует только Сергей Дьячков. «Когда проступают первые признаки оздоровления экономики, рынок новых автомобилей начинает расти одним из первых», — уверяет он. По его мнению, восстановление рынка может начаться уже во втором квартале следующего года. Прежде всего, спрос восстановится в сегменте дешевых автомобилей — до 500 тыс. руб. По итогам 2010 г. продажи экономичных моделей могут вырасти на 10-20%.



Основные события

март ‘09

1 | Audi расторгла договор с компанией «Престиж-Авто». Производитель объяснил, что дилер не выполнил обязательства перед клиентами. По той же причине Skoda лишила дилерства компанию «Транзит-Сервис».

апрель ‘09

1 | Заработала государственная программа льготного автокредитования, по которой государство возмещает две трети ставки рефинансирования. Вначале кредит можно было взять на покупку автомобиля не дороже 350 тыс. руб., в июле планку повысили до 600 тыс. руб. По условиям программы автомобиль должен быть произведен в России.

2 | Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов возглавил Сибирскую ассоциацию автодилеров. Он сменил на этом посту председателя совета директоров компании «СТС-Автомобили» Андрея Беца.

май ‘09

1 | «Автомир-Новосибирск» стал третьим дилером Hyundai в Новосибирске. До этого дилерство этой марки принадлежало компаниям «Автолэнд-Сибирь» и «Автостарт».

июль ‘09

1 | Дилером Skoda в Новосибирске стала компания «Альт-Парк». Учредители новой дилерской компании также занимаются продажей аукционных автомобилей премиум-класса. До этого сервисным партнером Skoda в Новосибирске стала компания «Новосибспецпроект».

август ‘09

1 | «Сибтрансавто-Новосибирск» стала официальным дилером «Квингруп», которая занимается производством бюджетных машин Chevrolet Lanos в России.

2 | Subaru нашла второго дилера в Новосибирске (первый дилер — «Воронцов-Моторс»). Им стала компания «Новосибспецпроект», уже имеющая в своем портфеле марки Volkswagen, Seat, Alfa Romeo, Iveco, UAZ, «Русские автобусы».

сентябрь ‘09

1 | Компания «Автолэнд-Сибирь» объявила о банкротстве. Автосалоны и большинство марок из ее дилерского портфеля перешли компании «СЛК-Моторс».

2 | МДМ Банк стал владельцем 25% акций «СЛК-Моторс». Дилерская компания являлась крупным заемщиком банка.

3 | Компания «Автомир-Новосибирск» приостановила сотрудничество с Sollers (до рэбрендинга «Северсталь-Авто»), отказавшись от марок Fiat и SsangYong. Основная причина — невысокие продажи и проблемы с гарантийными возмещениями со стороны дистрибьютора.

ноябрь ‘09

1 | Компания «МАКС-Моторс» ввела в эксплуатацию автосалон Mazda на ул. Станционной общей площадью 4 тыс. кв. м. Новый дилер планирует за полгода продать 130 автомобилей.

2 | Дистрибьютор и импортер автомобилей KIA в России «КИА Моторс РУС» объявил о поиске второго дилера в Новосибирске. Сбор заявок компания закончит в конце 2009 г.

 


Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.