Авторынок удивил неожиданным ростом
Авторынку на 2010 г. пророчили дальнейший спад, в лучшем случае незначительный подъем. Однако значительный рост продаж и появление новых дилерских центров опровергли эти прогнозы.
В конце прошлого года директор компании «Право руля» Олег Куликов говорил «Деловому кварталу», что «дно» кризиса в автобизнесе еще не достигнуто, и в 2010 г. продажи будут падать. Генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова осторожно прогнозировала рост в 5-10%. Из опрошенных ДК экспертов в росте рынка на 10-20% был уверен лишь управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. Как он и «предрекал» восстановление рынка началось уже во втором квартале 2010 г. В итоге даже его прогноз оказался чересчур осторожным.
Результаты года дилеров порадовали
«Мы недооценили программу утилизации, а она дала рост продаж за девять месяцев более, чем на 33%», — объясняет пессимизм тех прогнозов директор Сибирской ассоциации автодилеров Михаил Невмовенко. «В основном, конечно, рост был по отечественным автомобилям, - уточняет он, - а также по определенным моделям иномарок. В то же самое время мы переоценили воздействие запретительных пошлин на праворукие иномарки. В какой-то момент в этом вопросе произошло послабление в пользу «японок», оживился вторичный рынок, показав рост на 30-40% (хотя до этого он упал в разы). Это, в свою очередь, сказалось не в пользу новых иномарок. Мы-то планировали, что в связи с запретительными пошлинами все пойдут покупать автомобили в салоны официальных дилеров. Но поскольку запрет не сработал, рост получился не столь впечатляющим. В целом по году его можно оценить в 15%, хотя статистики еще нет».
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подсчитала, что рост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей по России в ноябре 2010 г. был самым большим - на 80% по сравнению с ноябрем 2009 г., а за 11 месяцев – на 28%. Годовой рост может составить, таким образом, 30%. Расходы россиян на покупку авто, по прогнозу экспертов Ernst & Young, превысят $40 млрд, то есть вырастут еще больше - примерно на 40% по сравнению с $29 млрд., потраченными в 2009 г.
По словам генерального директора «Автомир-Новосибирск» Дмитрия Канаева, второй и третий квартал, а также начало четвертого были временем дефицита машин. «Спрос был выше, - говорит он, - чем могли удовлетворить производители. Это касается не только марок, которые представлены у нас (Hyundai, Suzuki, Renault), но и большинства остальных. Мы автомобили не продавали, а «выдавали». Лишь под конец года весь отложенный спрос был удовлетворен. Летом, например, мы имели очередь на Suzuki с ожиданием 3-5 месяцев. А сейчас у нас даже образовался небольшой свободный склад, можем предложить автомобиль «здесь и сейчас».
Что касается структуры спроса, то больше всего он увеличился, по данным Дмитрия Канаева, на иномарки, представленные в салоне, стоимостью до 500 тыс. (на 54%). Эта картина характерна для большинства автосалонов. По данным «Топ-листа» «ДК», высокие показатели в эконом-сегменте у «Н-Моторс» (Уз-Дэу, 249%), «Сибтрансавто-Новосибирск» (Шевроле, 48%), «Сармат» (КИА, 600%) и других. Об отечественных иномарках, попавших в программу утилизации (АвтоВАЗ, УАЗ и др.), и говорить не приходится. На их продажи, как и на все остальные позитивно повлиял также и возобновившийся рынок автокредитования, на котором наблюдалось снижение процентных ставок и смягчение условий.
В среднем ценовом сегменте (от 500 тыс. до 1 млн. руб.) также в основном был неплохой рост продаж, а машины стоимостью от 1 млн. руб. продавались неодинаково у разных дилеров. Так, если в «Автомире» их продали на 70% больше, чем год назад, то в «Сибтрансавто» - на 45% меньше (по итогам трех кварталов). Зато у дилера GM сильно выросли продажи в среднем сегменте, в то время, как у «Автомира» они немного снизились.
Наступило время «собирать камни»
В кризис автодилерский рынок Новосибирска претерпел серьезные потрясения. Продажи автомобилей в 2009 г., по оценкам экспертов, упали в на 55% - значительнее, чем в других сибирских городах. Некоторым дилерам пришлось свернуть не только перспективные проекты, но и сам бизнес. Самым громким было банкротство в 2009 г. «Автолэнд-Сибирь», на который приходилось четверть Новосибирского рынка. Салоны и бренды, которыми торговала компания, перешли к «СЛК-Моторс» и другим дилерам. В октябре 2010 г. «пал» многолетний дилер BMW - «Баварский Моторный Центр», который уже давно находился в затруднительном финансовом положении. По данным «Автостата», ему удалось реализовать в Новосибирске всего 12 автомобилей BMW. Для сравнения: в Иркутске за указанный период было продано 111 автомобилей, в Красноярске — 132.
Главные причины разорения дилеров емко сформулировала гендиректор «СЛК-Моторс» Наталья Жданова. По ее словам, коммерческая деятельность многих дилеров строилась на предоплатах клиентов, которые использовались в обороте. «При увеличении объема предоплат, - говорит она, - некоторые начинают чувствовать иллюзию богатства. Деньги инвестируются не в покупку автомобилей, а в стройки или другие проекты. Именно эта ситуация сгубила многих игроков».
Михаил Невмовенко, в свою очередь, считает, что ошибкой дилеров было то, что они стремились зарабатывать в первую очередь на продажах автомобилей, не развивая сервисное направление. «Продажа автомобилей, говорит он, - низкомаржинальный бизнес. В среднем по отрасли маржа составляет 6%. Поэтому успешными могут быть лишь те компании, которые выдерживают «золотое соотношение» доходов: 70% — от сервиса, 30% — от продаж».
Все эти антикризисные уроки дилеры, видимо, выучили, и с оживлением рынка произошло не только перераспределение портфелей брендов, но и открытие новых дилерских центров. Рынок в целом от «разбрасывания камней» перешел к их собиранию. ГК «СЛК-Моторс», получив статус уполномоченного партнера Lexus, открыла временный дилерский центр с прицелом на строительство постоянного. В городе появился еще один автосалон Subaru, который открыла компания «Макс Моторс» (входит в холдинг «Новосибспецпроект»). Кроме того, «Макс Моторс» презентовала также дилерский центр Jaguar и Land Rover. Компания «УАЗ Центр» открыла первый в городе монобрендовый дилерский центр УАЗ.
Однако, как выразился Дмитрий Канаев, «мы не считаем, что настала манна небесная, и кризис кончился». «Есть определенная надежда на увеличение продаж и в 2011 г., - говорит он, - но, все-таки, мы настороженно относимся к будущему. Есть даже прогнозы, что будет тяжелее, чем сейчас». И, тем не менее, «Автомир-Новосибирск» рассчитывает увеличить продажи трех своих марок на 30%. «Это не значит, что мы уже расправили крылья и полетели, но планы такие амбициозные есть», - резюмирует Дмитрий Канаев. В целом же по России эксперты прогнозируют увеличение рынка в 2011 г. на 14-15%.
Сергей Сопов