Авторынок удивил неожиданным ростом

Авторынку на 2010 г. пророчили дальнейший спад, в лучшем случае незначительный подъем. Однако значительный рост продаж и появление новых дилерских центров опровергли эти прогнозы.

В конце прошлого года директор компании «Право руля» Олег Куликов говорил «Деловому кварталу», что «дно» кризиса в автобизнесе еще не достигнуто, и в 2010 г. продажи будут падать. Генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова осторожно прогнозировала рост в 5-10%. Из опрошенных ДК экспертов в росте рынка на 10-20% был уверен лишь управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. Как он и «предрекал» восстановление рынка началось уже во втором квартале 2010 г. В итоге даже его прогноз оказался чересчур осторожным.

 

 

Результаты года дилеров порадовали

 

 

«Мы недооценили программу утилизации, а она дала рост продаж за девять месяцев более, чем на 33%», — объясняет пессимизм тех прогнозов  директор Сибирской ассоциации автодилеров Михаил Невмовенко. «В основном, конечно, рост был по отечественным автомобилям, - уточняет он, - а также по определенным моделям иномарок. В то же самое время мы переоценили воздействие запретительных пошлин на праворукие иномарки. В какой-то момент в этом вопросе произошло послабление в пользу «японок», оживился вторичный рынок, показав рост на 30-40% (хотя до этого он упал в разы). Это, в свою очередь, сказалось не в пользу новых иномарок. Мы-то планировали, что в связи с запретительными пошлинами все пойдут покупать автомобили в салоны официальных дилеров. Но поскольку запрет не сработал, рост получился не столь впечатляющим. В целом по году его можно оценить в 15%, хотя статистики еще нет».

 

 

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подсчитала, что рост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей по России в ноябре 2010 г. был самым большим - на 80% по сравнению с ноябрем 2009 г., а за 11 месяцев – на 28%. Годовой рост может составить, таким образом, 30%. Расходы россиян на покупку авто, по прогнозу экспертов Ernst & Young, превысят $40 млрд, то есть вырастут еще больше - примерно на 40% по сравнению с $29 млрд., потраченными в 2009 г.

 

 

По словам генерального директора «Автомир-Новосибирск» Дмитрия Канаева, второй и третий квартал, а также начало четвертого были временем дефицита машин. «Спрос был выше, - говорит он, - чем могли удовлетворить производители. Это касается не только марок, которые представлены у нас (Hyundai, Suzuki, Renault), но и большинства остальных. Мы автомобили не продавали, а «выдавали». Лишь под конец года весь отложенный спрос был удовлетворен. Летом, например, мы имели очередь на Suzuki с ожиданием 3-5 месяцев. А сейчас у нас даже образовался небольшой свободный склад, можем предложить автомобиль «здесь и сейчас».

 

 

Что касается структуры спроса, то больше всего он увеличился, по данным Дмитрия Канаева, на иномарки, представленные в салоне, стоимостью до 500 тыс. (на 54%). Эта картина характерна для большинства автосалонов. По данным «Топ-листа» «ДК», высокие показатели в эконом-сегменте у «Н-Моторс» (Уз-Дэу, 249%), «Сибтрансавто-Новосибирск» (Шевроле, 48%), «Сармат» (КИА, 600%) и других. Об отечественных иномарках, попавших в программу утилизации (АвтоВАЗ, УАЗ и др.), и говорить не приходится. На их продажи, как и на все остальные позитивно повлиял также и возобновившийся рынок автокредитования, на котором наблюдалось снижение процентных ставок и смягчение условий.

 

 

В среднем ценовом сегменте (от 500 тыс. до 1 млн. руб.) также в основном был неплохой рост продаж, а машины стоимостью от 1 млн. руб. продавались неодинаково у разных дилеров. Так, если в «Автомире» их продали на 70% больше, чем год назад, то в «Сибтрансавто» - на 45% меньше (по итогам трех кварталов). Зато у дилера GM сильно выросли продажи в среднем сегменте, в то время, как у «Автомира» они немного снизились.

 

 

Наступило время «собирать камни»

 

 

В кризис автодилерский рынок Новосибирска  претерпел серьезные потрясения. Продажи автомобилей в 2009 г., по оценкам экспертов, упали в на 55% - значительнее, чем в других сибирских городах. Некоторым дилерам пришлось свернуть не только перспективные проекты, но и сам бизнес.  Самым громким было банкротство в 2009 г. «Автолэнд-Сибирь», на который приходилось четверть Новосибирского рынка. Салоны и бренды, которыми торговала компания, перешли к «СЛК-Моторс» и другим дилерам. В октябре 2010 г.  «пал» многолетний дилер BMW - «Баварский Моторный Центр», который уже давно находился в затруднительном финансовом положении. По данным «Автостата», ему удалось реализовать в Новосибирске всего 12 автомобилей BMW. Для сравнения: в Иркутске за указанный период было продано 111 автомобилей, в Красноярске — 132.

 

 

Главные причины разорения дилеров емко сформулировала гендиректор «СЛК-Моторс» Наталья Жданова. По ее словам, коммерческая деятельность многих дилеров строилась на предоплатах клиентов, которые использовались в обороте. «При увеличении объема предоплат, - говорит она, - некоторые начинают чувствовать иллюзию богатства. Деньги инвестируются не в покупку автомобилей, а в стройки или другие проекты. Именно эта ситуация сгубила многих игроков».

 

 

Михаил Невмовенко, в свою очередь, считает, что ошибкой дилеров было то, что они стремились зарабатывать в первую очередь на продажах автомобилей, не развивая сервисное направление. «Продажа автомобилей, говорит он, - низкомаржинальный бизнес. В среднем по отрасли маржа составляет 6%. Поэтому успешными могут быть лишь те компании, которые выдерживают «золотое соотношение» доходов: 70% — от сервиса, 30% — от продаж».

 

 

Все эти антикризисные уроки дилеры, видимо, выучили, и с оживлением рынка произошло не только перераспределение портфелей брендов, но и открытие новых дилерских центров. Рынок в целом от «разбрасывания камней» перешел к их собиранию. ГК «СЛК-Моторс», получив статус уполномоченного партнера Lexus, открыла временный дилерский центр с прицелом на строительство постоянного. В городе появился еще один автосалон Subaru, который открыла компания «Макс Моторс» (входит в холдинг «Новосибспецпроект»). Кроме того, «Макс Моторс» презентовала также  дилерский центр Jaguar и Land Rover. Компания «УАЗ Центр» открыла  первый в городе монобрендовый дилерский центр УАЗ.

 

 

Однако, как выразился Дмитрий Канаев, «мы не считаем, что настала манна небесная, и кризис кончился». «Есть определенная надежда на увеличение продаж и в 2011 г., - говорит он, - но, все-таки, мы настороженно относимся к будущему. Есть даже  прогнозы, что будет тяжелее, чем сейчас». И, тем не менее, «Автомир-Новосибирск» рассчитывает увеличить продажи трех своих марок на 30%. «Это не значит, что мы уже расправили крылья и полетели, но планы такие амбициозные есть», - резюмирует Дмитрий Канаев. В целом же по России эксперты прогнозируют увеличение рынка в 2011 г. на 14-15%.

 

 

Сергей Сопов

 

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.