Бизнес- и торговые центры: что говорит о кризисе в коммерческой недвижимости?
В Новосибирске прошла первая часть форума об управлении коммерческой недвижимостью. Эксперты рассказали, что происходит на рынке, какие появились «звоночки» кризиса, и как его преодолевать.
Форум «Управление коммерческой недвижимостью: проблемы и перспективы» организовала в Новосибирске консалтинговая компания «Агентство развития бизнеса». В качестве экспертов организаторы пригласили на мероприятие отраслевых бизнесменов и представителей власти. Каждый делился мнением о том, что сегодня происходит в экономике, как это влияет на рынок коммерческой недвижимости, и на что стоит обратить внимание, чтобы не погрузиться в кризис.
DK.RU представляет выдержки из выступлений.
Максим Марков, управляющий партнер компании «Марков и Партнеры»:
«Мы видим ряд апокалиптических событий, но нам все равно придется что-то делать с объектами недвижимости, с арендаторами, с финансовыми потоками, с собственниками. Поэтому нужно посмотреть на то, что происходит в экономике. Сейчас основные довлеющие факторы – это высокий темп девальвации, высокий темп инфляции, снижение реального роста заработной планы, замедление сектора торговли, рост ключевой ставки. Стабильность бизнес-модели в таких условиях вообще не прогнозируема. В зависимости от срабатывания различных факторов будут развиваться те или иные рынки, отрасли и так далее. Здесь ограничения – курсовые колебания, например.Но есть и хорошие новости: у нас наблюдается торможение падения ВВП – это первое, второе – доллар, на наш взгляд, будет продолжать колебаться в районе 40 рублей, причем в течение года как минимум, если ничего страшного не произойдет.Во многих аналитических докладах я увидел, что в нынешней ситуации людям стало интересно вкладывать в торговлю, потому что это быстро оборачиваемый бизнес. И что хорошо для торговых центров – что прогнозируемый темп роста товарооборота в России пока остается высоким. Прогнозы по нему по России 3,7%, по ЕС – 1,9%. Потому что у нас территория привлекательнее для вложения инвестиций.Но стоит отметить, что сейчас идут сокращения магазинов крупных брендов. Есть ТОП-50 ритейлеров, которые остановили развитие в России. Происходит изменение в структуре и конструкции арендных ставок. Мы замечаем перепроизводство торговых площадей на рынке, снижение покупательской активности. В Москве падение входящего трафика торговых центров составило 30%. У региональных – на 10%. Что касается бизнес-центров класса А, то в Москве они уже пустуют. В Новосибирске можно говорить о дефиците: внешние факторы кризиса – бегство арендаторов из бизнес-центров класса А».
После своего выступления, отвечая на вопрос о дефиците торговых и деловых площадей, Максим Марков ответил: «У нас вообще дефицит». С чем не согласился председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков.
«Я думаю, что особого дефицита площадей в деловых центрах Новосибирска нет. С моей точки зрения, ставки аренды даже в условиях растущей экономики имеют тенденцию к снижению. Что касается торговых центров, то надо понимать: когда у вас какой-то из показателей экономики растет со скоростью не более 2% годовых, это вообще-то кризис. Если мы говорим о валовом продукте, о темпе роста розницы, реакция потребителя при росте торгового оборота не более 2% годовых – он начинает экономить на товарах длительного пользования. Кризис перепроизводства на рынке жилой недвижимости в большинстве крупных городов России начался в 2013 г., он был купирован ипотекой, в итоге мы получили закредитованное население и все равно кризис. Это уже общее место в этом бизнесе. Этим нельзя увлекаться. С моей точки зрения, во-первых, не так все плохо. Во-вторых, я уже говорил, что это просто цикл финансовый, который длится 3-4 года. И если у вас был спад, то, наверное, скоро будет подъем. Экономика циклична».
По итогам сессии эксперты пришли к выводу, что необходимо создать в Новосибирске Клуб управляющих коммерческой недвижимостью в Сибири. Это, по их мнению, позволит всем участникам рынка объединиться и вместе решать сложные задачи и вопросы, которые все чаще возникают в нынешних экономических условиях. Клуб будет призван держать участников в курсе событий на рынке, погружать их в нужное информационное пространство, заполнять пробелы в знаниях управляющих путем проведения совместных тренингов и т.д.