Бизнес против ограничения продажи алкоголя в регионах
Из-за эпидемии коронавируса начались ограничения продажи алкоголя в российских регионах. Предприниматели возмутились.
После введения режима самоизоляции в городах решили ограничивать продажу алкоголя. Так, по сообщению Meduza, с 31 марта продажу алкоголя запретили в Якутске, пригородном поселке Жатай и двух районах республики, а с 1 апреля в Карелии стали продавать спиртное с 10:00 до 14:00. Об этом заявил глава региона Артур Парфенчиков.
Решениями возмутились Союз потребителей РФ, Ассоциация Малоформатной Торговли и отдельные компании.
Председатель Союза потребителей РФ Петр Щелищ:
Ограничения будут эффективными только для участников теневого рынка. Появится то, о чем мы уже хорошо забыли: люди быстро поймут, что, постучав в специальное окошечко, будет можно неофициально приобрести алкоголь. Ситуация будет на руку тем, кто планирует на ней заработать. И что особенно плохо — опять возрастет потребление не предназначенных для употребления внутрь жидкостей: одеколонов, аптечных настоек — того же боярышника, не говоря уже о жидкостях санитарного назначения, которые сейчас нужны для совершенно других целей. Мне казалось, что мы этой «детской болезнью» уже переболели и заработали иммунитет. Но, видимо, в отдельных регионах посчитали, что о них давно не было слышно в Москве, им теперь кажется, что пришло время отличиться какими-то инициативами и порадеть за народ. Однако эта инициатива — против народа.
Президент Ассоциации Малоформатной Торговли Владлен Максимов:
Я скептически отношусь к инициативе введения дополнительных ограничений на продажу алкоголя в регионах. Задачу, которую якобы ставят власти, чтобы люди меньше пили — ее такими мерами точно не решить. При желании у людей всегда найдется возможность купить алкоголь, а введение дополнительных ограничений, когда и так тяжело, является вовсе неправильным. Государство должно выступать не только социальным, экономическим партнером, но и ментальным. Когда мы приравниваем граждан к стаду, которое нужно постоянно подкручивать, ограничивать — это неправильно. Кроме того, если говорить о борьбе с вирусом, то в данной ситуации будет еще хуже, так как люди будут ходить за алкоголем только в определенные часы, а это значит, что снова скопления людей и распространение вируса. Ничего хорошего не будет и для бизнеса. Новые и новые инициативы в такое время неправильны, так как бизнесу очень тяжело, а теперь им снова нужно мобилизоваться и подстроиться под конкретное время. Это значит — будет проблема с персоналом, с планированием рабочего времени. Важно понять, что люди, которые хотят затариться крепким алкоголем, все равно это сделают, без всяких ограничений. А если еще подкрутят время продажи алкоголя, то тогда сразу возникнет проблема с продажей нелегального алкоголя, суррогата, что совсем критично в текущей ситуации.
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев:
Мы категорически против введения новых дополнительных ограничений на продажу алкогольной продукции в регионах. Это может не только негативно повлиять на предпринимательскую активность, но и существенно повысить вероятность употребления суррогатов и отравлений ими среди населения: серый рынок, безусловно, воспользуется этим ограничением для легальных производителей в условиях сохраняющегося спроса. Негативный опыт введения «сухого закона» в разных его проявлениях хорошо известен во всем мире, когда цена ошибки измерялась человеческими жизнями. Дополнительные ограничения могут привести к сокращению или даже полной остановке алкогольных производств, что неизбежно повлечет за собой рост безработицы в регионах. Важно также отметить, что само наличие алкоголя в торговой точке является одним из факторов, сдерживающих рост цен на социально значимые товары. Это особенно важно сейчас, когда платежеспособность населения снизилась из-за вынужденного карантина и приостановки некоторых видов деятельности. На наш взгляд, сейчас важно разрабатывать меры поддержки добросовестного бизнеса и населения, а не вводить дополнительные ограничения.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз:
Первое и самое главное — никакого роста продаж алкогольной продукции нет. Был зафиксирован недельный всплеск продаж перед карантином — тогда, когда людям объявили, что они будут неделю сидеть дома. Но сейчас, к примеру, Томская область объявила, что в марте продано всего на 2,5% водки больше, чем в марте 2019 г. Более того, есть данные у Росалкогольрегулирования по месячным продажам водки — практически никакого прироста нет, кроме недельного всплеска, который некоторые регионы — например, Карелия, Красноярский край, Хакассия, Якутия, Пермь — тут же использовали в своих пиар-интересах. Они говорят: надо ограничить время работы алкогольных точек, — но ведь это сделано не в первый раз, такие шаги уже предпринимались. По федеральному закону продажа алкогольной продукции ограничена с 23:00 до 8:00. Москва как работала, так и работает по этому плану, никто москвичей ограничивать не собирается. Также сегодня появилось подтверждение, что ограничения не будут вводить в Татарстане, Челябинская область, Удмуртия, Бурятия. Глава Бурятии так и сказал — какой смысл ограничивать, если у нас хитрое, предприимчивое население? Два месяца назад Владимир Путин ответил представителю Башкирии, что он против борьбы полицейскими мерами с повышенным потреблением алкогольных напитков. Регионы 5-6 лет назад ограничили продажу алкоголя по времени относительно федерального закона — и имеют на это право. С тех пор только в нескольких регионах продажа алкоголя осталась в соответствии с федеральным законом. Однако политика ограничений привела к тому, что появились так называемые «наливайки», с которыми государство ни на федеральном, ни на региональном уровне не знает, что делать. В данной ситуации ограничение официальных продаж алкоголя служит исключительно стимулом к развитию нелегальных продаж. Наиболее целесообразно перестать ограничивать продажи и разрешить доставку алкоголя. Потому что тому, кто хочет, — легально или нелегально, — бутылку все равно привезут.