Бизнес-завтрак для грандов бизнеса: информационный концентрат и витамины опыта
Очередной бизнес-завтрак, устроенный «Деловым кварталом» в отеле DoubleTreebyHilton получил яркое тематическое имя — «Директор — Узнай себя и свои риски».
И даже брошюра акции имела очень экспрессивный графический дизайн — как бы намекающий, что чинного покоя не ожидается. А будет острый разговор о самом волнующем.
Удалось, в итоге, и то, и это: гастрономическая часть акции была приятно-стильной, а информационная — очень плотной по концентрации подаваемых публике навыков.
Повестку встречи поделили на два тематических блока — риски управленческие и риски налоговые.
Поскольку сам формат бизнес-завтрака изначально адресован именно первым лицам бизнеса, вся проблематика рассматривалась через призму этого образа – образа собственника и топ-управленца. «Успешные и неуспешные собственники и директора: какие компетенции их разделяют?» — так звался первый тематический блок, спикером которого была Татьяна Гребенкина, управляющий партнер компании «АПТАЙМ-консалтинг». Темой её выступления была тестовая система определения управленческих стилей и типажей МВTI* (*уже много лет с успехом используемая, например, всемирно известной фирмой McKinsey&Company) и аспекты применения этой системы в нашей, отечественной бизнес-реальности.
К слову, вопреки мнению об избыточной самобытности американских теорий и систем, система МВTI универсальна. И подходит для анализа любой бизнес-среды – и американской, и российской, и бразильской. Впрочем, именно в силу своей универсальности эта тест-система рельефно выявляет как раз локальные, «этнографические» особенности национальных управленческих практик. Например, в теме «Дефицит регулярных менеджеров/Изобилие регулярных менеджеров» разница очевидна даже на географическом уровне.
«В северных регионах регулярных менеджеров больше, — поясняет Татьяна Гребенкина. — На юге — меньше. В этом смысле показательна Бразилия — там регулярных менеджеров значительно меньше, чем в США. Почему-то в южных регионах реже встречаются сочетания, позволяющие качественно формировать регулярный менеджмент в компаниях. А вот в разделении собственника и менеджера вообще нет никакого регионально-этнографического фактора».
Каковы же параметры регулярного менеджера и успешного собственника по системе МВTI — этому и была посвящена основная часть выступления.
Параметры успешности формируются на основе парных характеристик — S и N, T и F, J и P, E и I. У каждого типа в паре свои особенности мышления, стиль принятия решений, предпочитаемый характер деятельности, сфера максимальной и минимальной результативности, отношение ко времени и возможностям. Распределение типажей по взаимно контрастным парам (аналитик/синтетик, рациональный объективист/ сторонник эмоционального подхода и т.п.) позволило и участникам бизнес-завтрака максимально рельефно осмыслить свои личные типы-характеристики.
По совокупности этих характеристик и определяется оптимальное или минимальное соответствие профилям собственников и топ-менеджеров.
Собственник бизнеса и регулярный менеджер проекта — это зачастую не просто соратники, а подспудно конфликтные фигуры, вовлечённые в соперничество. В соперничество, зачастую даже неосознанное, но очень зримое по антиэффекту, деструктивным последствиям (и скоротечным, и пролонгированным)
«Собственнику часто не очень комфортно с регулярным менеджером, — констатирует Татьяна Гребенкина. — Это потенциально конфликтная связка. Но именно эта разность потенциалов и даёт энергию проекту».
Потому задача любого собственника проекта — не просто найти или вырастить регулярного менеджера, а ещё и не подаваться подсознательной инерции соперничества, не хватать его за руки. Не снести в этом порыве динамику продаж, команду и бизнес в целом. Как подчеркнула Татьяна Гребенкина, гениальный собственник и гениальный менеджер — это объективные и исчислимые реалии. И идеал — их продуктивное взаимодействие. Конвергенция. Паритетное союзничество с взаимным признанием гениальности, а не с ревнивым соперничеством.
Собственно говоря, все выступление Татьяны Гребенкиной и было посвящено навыкам опознания регулярного менеджера, собственника с синдромом деструктивного соперничества и типажному ряду ЛПР, первых лиц бизнеса.
Какова типология управленческих реакций на события и действия? Как типажи проявляют себя в реальных ситуативных контекстах? Почему один управленческий типаж обречен на жизнь в аврале, а у другого все удаётся как бы между делом – заодно с другой миссией или вообще «на автомате»? — все эти вопросы получили детальную проработку.
Был выполнен разбор слабых и сильных сторон каждой категориальной литеры системы МВTI — S и N, T и F, J и P, E и I . И даже сделано переосмысление постулатов-аксиом из социальной психологии, которые многим казались азбучными. К слову, «благодарить» за это следует избыточно старательных популяризаторов психологии и социопсихологии. И тех, кто работает в традиционном, книжно-бумажном формате и, тех, кто культивирует тему в Сети. Именно этот информационный ширпотреб множит очевидности, придаёт понятиям округлую, обмыленную невнятность. Например, даже понятия «экстраверт» и «интроверт» от избыточного употребления к месту и не к месту обрели такое «обессмысливание». И им в буквальном смысле пришлось возвращать конкретику значения, вместе, всем залом её проговаривая.
Может ли личностный масштаб собственника мешать росту компании? «Может!» — уверенно ответила Татьяна Гребенкина.
Это существенный удар по самолюбию, но с этой «психотравмой» придется справляться. Как? Отнюдь не на кушетке психолога, а добавляя менеджмента в компанию.
Как понять, что проект перестал подниматься ввысь, а рутинно поехал по плоскости? Как с этой равнины снова въехать на гору, а не свалиться в овраг падающих продаж? Каковы опознавательные приметы потери управляемости? Все эти вопросы получили на бизнес-завтраке детальную развертку, все симптомы забуксовавшего, плоскостного движения были тщательно систематизированы. А усиление статистическим материалом позволило зрителям воспринимать управленческий мир более объёмно, стереоскопически.
Спикерами второго тематического блока, посвященного налоговым рискам, были специалисты компании Plan B — управляющий партнер фирмы Наталья Киприянова и руководитель бизнес-направления юридического консалтинга Елена Кукушкина. «Зоны налоговых рисков: мифы и реальность. Что нужно знать генеральному директору» — так звучала тема в полной развертке.
Дуэт Елены и Натальи дал публике без преувеличения эксклюзивный информационный продукт — подробно, на уровне детальных лайфхаков, изложил тонкости взаимодействия с налоговой системой.
Как не наступить на мины налоговой проверки, как не совершить по недосмотру или неопытности ошибок, «лакомых» для налоговиков — обо всем этом говорилось откровенно и ярко. Интерфейс продуктивного диалога с налоговыми органами, разбор их лукаво-профессиональных «дурацких вопросов», об которые может споткнуться бизнесмен в таком диалоге — все это вошло в повестку.
Были проговорены тонкости взаимоотношений с контрагентами, ситуации, которые могут обусловить собой аспекты, «аппетитные» для налоговиков. В плотном и остроумном повествовании Наталья и Елена обучали публику технике корректного диалога с налоговиками — без страха, без уклончивых недомолвок. В общем, не давая им соблазна навязать вам роль недобросовестного бизнес-субъекта. Были оглашены и разобраны по винтикам многие ухищрения налоговиков — ситуативные манипуляции, разнообразные «пугалки». Детально, вплоть до раскладки по репликам и мизансценам. Для бизнесмена такая авансовая психологическая вооруженность — навык очень ценный. И практически уникальный, поскольку в «большом» медиа-мире им никто не делится. Проговорены вслух и некоторые аспекты «коллективного подсознательного» — то, о чем не говорят в массовой бизнес-прессе. Впрочем, подчеркнули Елена и Наталья, налоговики — бизнесу не враги. Но они ему очень-очень своеобразные коллаборанты — со своими собственными приоритетами и мотивациями.
В виде резюме, в виде послевкусия осталась уверенность в том, что налоговые риски — не пугало, не катастрофа, а объект управления. При спокойном, аналитическом подходе ими можно управлять, обращая на пользу бизнесу.
Словом, декабрьский бизнес-завтрак получился информационно вкусным, сытным, насыщенным витаминами эксклюзивного опыта.