БЛОГ: «“Три белых коня” преодоления кризиса в компании», – консультант Михаил Гольдберг

Теория и практика борьбы с кризисом в компании должны стать неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций собственников и руководителей.

Кризисы, как очень часто нам напоминают известные экономисты и современные теоретики бизнеса с мировым именем (И.Адизес, П.Друккер, Э.Голбрайт) – неотъемлемые составляющие мировой, государственной и региональной экономик, а также экономик отдельно взятых компаний. Так уж определила «природа капитализма»: с определённой периодичностью и без неё накладываются по времени негативные глобальные экономические и политические процессы, ошибки в управлении, события на локальных рынках и в результате их синергии получаем то, что называем «кризис в компании». Такие кризисы, увы, периодически переживают и известнейшие мировые, федеральные и региональные компании, и те, кого называют малым и средним бизнесом. А коль так, то теория и практика борьбы с кризисом в компании должны стать неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций собственников и руководителей. Если быть конкретным, то «три белых коня» этих компетенций следующие:

Твёрдое убеждение, что кризисы есть и будут, что они преодолимы, что есть методология работы в условиях кризиса и отработанные в теории и на практике технологии и инструменты.

Методология преодоления кризиса держится на следующих аксиомах: нужно грамотно анализировать «внешнюю среду» и «внутреннюю среду» компании;  строить тренды хотя бы с горизонтом на 5 лет (методом построения сценариев!); нужно видеть угрозы и открывающиеся возможности, от первых стремительно уходить, вторые энергично использовать; нужно умело разрабатывать и настойчиво внедрять Антикризисную программу, постоянно аналитико-креативно корректируя её «на марше»; нужно кропотливо создавать внутреннюю и внешнюю (партнёрскую) среду для результативного антикризисного управления; нужно постоянно обучаться самим и обучать персонал внедрять нужные изменения и работать в условиях энергичных изменений, решительно «удалять с площадки» деструктивный персонал и пополнять компанию конструктивным для изменений персоналом.

Технологии преодоления кризиса в компании – это набор взаимно увязанных действий и инструментов, таких как технологии и инструменты внутренней антикризисной PR- работы и работы по управлению персоналом в условиях вывода компании из кризиса, управления внутренними и внешними проектами развития и изменений, управления проектами антикризисного обучения персонала, проектами маркетинга и финансовыми проектами, правовыми проектами.

Палитра антикризисных инструментов огромная: это и инструменты маркетинга, рекламы, PR-работы и коммерческой работы; это инструменты менеджмента персонала; инструменты права, финансов. Вот только их нужно использовать, по сравнению с «мирной ситуацией», очень отточено и очень заточено с поправкой на нехватку времени на непродуманные и мало профессиональные эксперименты.

Преодоление кризиса должно быть планово-корректируемое действие: хаос, непоследовательность, излишняя торопливость и большая медлительность только вредят делу.

Рабочим документом антикризисного управления является Программа антикризисного управления. Рекомендуется перед её составлением провести в компании несколько стратегических сессий в группе «мажоритарные собственники + ТОП-менеджмент» и «средний комсостав + ключевые специалисты + активисты их молодых специалистов». При этом нужно овладеть нехитрой методикой проведения таких сессий, и на них не приглашать явно деструктивные элементы + тех, кто готовится (или кого готовят) «на вылет» из компании. Программа должна содержать: SWOT-анализ, общие цели и задачи, достигаемые результаты, календарные планы выполняемых работ, сроки, ответственные. Всё как «обычно», можно сказать! Но всё дело в тонкостях, как говорят: если что-то в неё написали формально, для отписки собственников или вовсе «от балды», то это потом обязательно аукнется. И ещё: нужно лечить и сами болезни компании, и симптомы болезни компании. Поскольку последние, в отличие от человеческих болезней, может в компании усугублять и саму болезнь (например, болезнь – денежная бедность компании, а симптомы – запущенный офис, озлобленный персонал, запущенный сайт).

Степень успешности в преодолении кризиса на любом уровне (государство, регион, компания) определяются личными и профессиональными качествами главного руководителя.

В этой ситуации их (руководителей) смело можно назвать «полководцами мирного времени», а это и прозорливые стратеги, умные и хитрые (в смысле – креативные) тактики, и отличные вдохновители, и мужественные «воины», и, словом, Лидеры с этой сами большой буквы! А ими не рождаются, ими становятся. 

Гендиректор ЦДО "Сфера" Михаил Гольдберг

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.