«Больше не будет злого кассира». Новосибирский эксперт — о ритейле будущего
DK.RU пообщался со специалистом по автоматизации бизнес-процессов на тему изменений, которые неумолимо захватывают рынки. В частности — что будет с ритейлом и что такое «бесчеловечный магазин».
Генеральный директор компании «ДатаКрат-С» Михаил Матюхин рассказал ДК о том, какие революционные изменения ждут ритейл в будущем, насколько далекое это будущее, кто является строителем этого будущего, и к чему приведет нас автоматизация бизнеса, ставшая уже не просто трендом или модой, но практически острой необходимостью.
Расскажите о ваших проектах и сотрудничестве с METRO Cash&Carry.
— Название нашей компании с греческого переводится как «власть информации», и это отражает суть того, чем мы занимаемся. А занимаемся мы в Сибири уже 21 год автоматизацией разных бизнес-процессов. Ввиду того, что Новосибирская область — торговый регион, наши основные клиенты — это торговые предприятия и компании сферы услуг: рестораны, гостиницы. Хотя есть и опыт работы с крупными промышленниками.
Сейчас у нас появилось очень интересное направление в сотрудничестве с компанией METRO Cash&Carry, это франшизный проект «Фасоль» — небольшие магазины формата «у дома», которые будут развиваться по франшизе от METRO. Так компания решила создать площадку-интегратор, чтобы объединить усилия небольших бизнесов. Скорее всего, руководство METRO основывалось на своем немецком опыте: в Германии очень развиты кооперативы, и там тот же METRO, например, занимает лишь третье или четвертое место по объемам реализации продукции, а первые места — у ассоциаций закупщиков (это малые предприятия, которые объединяются и выступают единым фронтом перед поставщиками продукции, представляя собой внушительную силу). В России же, ввиду определенных политических процессов, было порождено индивидуальное мышление, и кооперации себя уже практически изжили. И, так как это место освободилось, в METRO решили им воспользоваться и выступить интегратором малых предприятий. Так родилась собственная франшиза компании под названием «Фасоль».
По ней будут развиваться магазины формата «у дома» площадью порядка 100-120 кв. м. Поставка части продуктов будет осуществляться через METRO. Проработка вопросов поставки оборудования, рекламы, маркетинга и прочее METRO берет на себя, поэтому даже неопытному в торговле человеку можно, при наличии определенной суммы денег, приобрести такую франшизу. Вложений потребуется в общей сложности 3-4 млн руб., часть оборудования и товара предоставляет METRO по договору концессии. Окупаемость такого проекта, по нашим подсчетам, составляет около 2-3 лет, и это вполне адекватные цифры, которые могут быть интересны потенциальным франчайзи.
Поскольку мы с METRO сотрудничаем по разным вопросам уже порядка 10 лет, у них возникла идея предложить нам открыть собственный магазин. Идея была встречена с большим энтузиазмом всеми участниками процесса, поэтому проект сразу просто «побежал» и, намереваясь открыть такой магазин в новом жилом комплексе «Панорама», мы сразу сделали заявки, взяли помещение.
И наша основная цель здесь — это не заработать на торговле, а довести все технологии, которые мы внедряем, до совершенства. И если между разными компаниями по коммуникациям, по взаимодействию, по обратной связи существуют барьеры, то у нас этих барьеров нет — после запуска проекта мы все это прочувствуем сами на себе.
Каковы вообще тенденции развития рынка ваших услуг? И что такое «магазин без персонала»?
— Во-первых, мы видим, что торговля становится мобильнее, во-вторых, облачные технологии активнее входят в жизнь ритейлеров — все техническое обслуживание оказывается вне торгового процесса и отдается специализированным компаниям. Теперь в магазине не надо держать системного администратора, сервер и пр. Скоро, чтобы управлять своим магазином, окажется ненужным даже компьютер — будет достаточно телефона.
И еще один, ключевой тренд, не только в торговле, — это роботизация. И, в связи с этим, родилась концепция, которую мы назвали «магазин без персонала» или, как мы шутим, «бесчеловечный магазин».
В новом магазине будут технологии, которые для Новосибирска пока в диковинку. Например, электронные ценники. Сейчас, допустим, в первую очередь нужно «повесить» такие ценники на группу «фрукты», на которую цены меняются чуть ли не каждый день, и надо реагировать быстро.
Другие, ключевые для магазина технологии, которые мы внедряем, — это автоматический заказ. Сейчас мы адаптируем технологии, которые создавались для крупных клиентов, чтобы они были адекватны для небольших магазинов формата «у дома». У нас есть технология под названием «Электронный товаровед», она способна сильно облегчить работу магазина, переведя эту часть процесса в «творческий режим». Математические действия мы отдаем компьютеру. Эта технология позволяет автоматически делать заказ поставщикам и принимать товар, следить за товарным запасом и пр. «Электронный товаровед» успешно функционирует и развивается в розничной торговле, и в ближайшее время будет запущена технология работы с поставщиками. То есть поставщик сам сможет сделать магазину предложение своего товара, и его будет рассматривать не человек, а система, и она сама выдаст заказ на пробную партию. А дальше, если товар попадает в магазин, и совершаются какие-то продажи, то он автоматически заказывается.
Есть вероятность, что крупные торговые сети тоже когда-то перейдут на «бесчеловечность»?
— Это тренд, от которого никуда не деться — рано или поздно это произойдет. Все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано — это заложено в сути человека, он не будет делать работу, которую может сделать компьютер или робот. Мы выпустили продукт, который называется «инспектор заказов»: показатель «эффективности заказов» заключается в том, что мы берем товар и делим его на три группы: 1. Товар, который мы заказали и продали. 2. Товар, который лег к нам на полки и не продается. 3. Товар, который мы могли бы продать, но не заказали. Мы берем этот объем за 100% и соотносим с первой группой. Получившийся коэффициент показывает эффективность нашей работы с заказами. Так вот, средний товаровед, который чаще всего встречается в наших магазинах, заказывает с эффективностью порядка 50%. А эффективность электронного составляет около 70% и выше.
Изучали ли вы потенциальную потребительскую реакцию? Все-таки магазин формата «у дома» — это больше для взрослого, не очень мобильного клиента. Молодые и мобильные ездят на машинах в супермаркеты, а «у дома» часто посещают пенсионеры. Как они будут общаться с этими новшествами 21 века?
— Это вопрос «творчества» владельца магазина. Все-таки «бесчеловечный» магазин — это шуточное название, имеется в виду магазин без персонала, а если там будет, например, встречать покупателей радужный владелец или просто какой-то гостеприимный человек, который может помочь, а все процессы будут автоматизированы, то никаких проблем возникнуть не должно. Просто больше не будет «злого кассира». Поэтому, когда остается только творческая работа, это становится интереснее и продуктивнее.
А как будет обеспечиваться безопасность, защита от краж в магазинах?
— Штрихкод уйдет в небытие и будет преимущественно радиочастотная идентификация. Это определенные метки, в которых заложен некий колебательный контур (есть такой технический термин). Это бирка, на которую идет излучение, и она выдает обратный сигнал с номером, и это позволяет вводить такие технологии, когда на кассе не надо выкладывать товар из корзины, — он считывается весь сразу. Стоимость этих бирок такова, что мы можем позволить себе их запустить в своих магазинах. Технология очень проста: человек ставит корзинку на ленту, на компьютере высвечивается сумма, он рассчитывается картой или даже телефоном. И, что касается недобросовестных покупателей, то эта технология является развитием как раз радиочастотной защиты от краж. Отличия здесь, конечно, есть. Раньше радиочастотная технология работала так: есть бирка, которая при прохождении на кассу прожигается и деактивируется, и охранные ворота, которые стоят на выходе, не пищат, потому что не видят больше эту бирку, а в современной технологии процесса деактивации нет — система просто видит каждый товар по уникальному номеру, и когда товар выносится из магазина, охранные ворота видят эти бирки и видят, что товар оплачен. А если не оплачен, то они просто, например, не открываются.
Понятно, что есть системы видеонаблюдения, которые никто не отменял. От бандитизма и умышленного воровства никак не защитишься, это просто профилактика, это средства защиты просто от нечестных покупателей или тех, кто случайно положил что-то в карман.
Если говорить о защите бизнеса и информации компаний — как это все защищается от взломов, хакерских атак и прочего?
— Когда систему создают профессионалы, то сломать ее довольно трудно. Да и вообще, это миф, что взломать любую систему — это очень просто, для этого нужна особая подготовка. С другой стороны, — кому нужно взламывать базу данных магазина? Защита же всегда определяется целесообразностью. Конечно, борьба за информацию будет всегда, поэтому у нее всегда есть цена. У магазина ценность информации не настолько велика, чтобы ставить какие-то особенные системы защиты.
Что касается вашего проекта, то какие у него конкретные сроки реализации и в чем будет заключаться его смысл?
— Как только поступило предложение об открытии магазина, METRO Cash&Carry нам предложил взять под управление еще один магазин в «Европейском береге», на сегодняшний день сделка о приобретении уже оформлена, и сейчас наша задача — вывести его на приемлемые показатели. Это уже действующий магазин, и по оптимизации процессов есть целый ряд задач, которые надо решить. Оказалось, что возможности, которые предоставляет METRO, в этом магазине использовались не в полном объеме, не было автоматических заказов. Анализ ассортимента по группам А, В, С никогда не производился — товары заказывались наобум, поэтому сейчас мы выравниваем ассортимент, чтобы в магазине «у дома» появились действительно домашние продукты. Нужно наладить работу с фермерами, потому что им трудно попасть в ритейл — и по законодательству (например, у нас нельзя продавать «живое» молоко), и по требованиям самих сетей.
Поэтому сейчас приходится заниматься не только вопросами автоматизации, но и решением некоторых организационных моментов. Это как раз и фермерская торговля, и прочее. Я думаю, что решать правовую сторону этих проблем можно только с помощью кооперации, и мы потихоньку над этим будем работать.
Еще один серьезный тренд, не только в торговле, — это глобализация, концентрация производительных сил в каких-то узлах. И создание крупных сетей в ритейле — это и есть последствия процессов глобализации. И она может идти по разным концепциям — по человеческим и не человеческим. Этот процесс объективен, с ним не надо бороться, и его нельзя отменить. И наш ответ этому процессу — объединение людей: потребителей, производителей, предпринимателей, в создании таких цепочек, которые интересны всем участникам.
Но с фермерами в качестве поставщиков сложно будет наладить автоматизированные процессы…
— Здесь вопрос цели, — для чего мы работаем? Конечно, если ставить первоцелью зарабатывание денег на продажах, то здесь один путь — работа с привычными транснациональными компаниями, которые не могут производить продукты сегмента fresh, и этот путь приведет к краху — люди превратятся в роботов. И в чем здесь смысл? Есть другие варианты: когда получение прибыли не идет на первом месте, а на первое место ставится общественная польза. А вопрос прибыли всегда должен рассматриваться с точки зрения взаимовыгоды, потому что, когда наша прибыль — это чей-то убыток, такая система рано или поздно развалится. Конечно, тактически, локально, такая система может быть успешной, но это недальновидно, потому что все-таки рано или поздно она рухнет. Поэтому я считаю, что вопрос получения прибыли должен быть на втором месте — сначала нужно решать общественно полезную задачу.
Вы все время говорите — «в будущем»: это вопрос насколько далекого будущего? Сколько времени нужно, чтобы и предприниматели, и потребители привыкли к новой системе?
— Мы, например, в своем магазине внедряем все это уже в текущем году. Что касается концепции магазина без персонала, то я думаю, что кардинальные перемены произойдут в ближайшие 5 лет — большинство магазинов будет выглядеть уже принципиально по-другому.