Будущее города: потребность в работягах будет при любом технологическом укладе
Площадкой проведения традиционного форума «Будущее города» в 2014 г. уже во второй раз стал кинотеатр «Победа». Основная тема форума звучала так: «Где будут работать новосибирцы в 2025 г.?»
О том, что в кинотеатре проходит знаковое для города мероприятие, информировал большой экран, установленный перед зданием, на котором демонстрировался логотип организатора – журнала «Деловой квартал», партнеров и участников форума, бегущей строкой обозначались ключевые вопросы.
Задолго до начала мероприятия в «Победу» стали стекаться представительные мужчины и женщины в деловых костюмах. Директор агентства регионального маркетинга Анна Динельт объяснила свой интерес к форуму:
«Необходимо способствовать укреплению репутации Новосибирска как «умного» города, в котором развиваются и будут развиваться интеллектуальные, креативные профессии».
Директор компании HR-trend Юлия Свитковская пришла не одна, а с подругами – директором компании Lang Witches Оксаной Горской и директором компании Kelly Services Викторией Музычкиной. Молодые руководительницы пришли на форум, чтобы узнать об основных тенденциях развития кадрового рынка и высказать свои предложения.
Дискуссия открылась видеообращением к собравшимся полномочного представителя президента Виктора Толоконского. Как отметил полпред, значимость мероприятия в том, что:
«Развитие территории – в первую очередь, функция сообщества, живущего на этой территории. Да, процессом управления занимаются госслужащие. Но они должны прислушиваться к общественным запросам, вникать в оценки общественных экспертов. От этого зависит будущее города».
После приветствия на сцену поднялись спикеры: управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков, и.о. ректора Сибирского государственного университета экономики и управления Ольга Молчанова, директор по стратегическому развитию кадрового холдинга АНКОР Алексей Миронов, генеральный директор завода «Экран» Павел Бобошик, владелец компании «БетоЛекс» Дмитрий Малахов, заместитель председателя подкомитета по удаленной торговле Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и менеджер по взаимодействию с органами государственной власти компании Amway Александр Чекарев.
Ольга Молчанова, которой как единственной женщине на сцене, модератор форума, управляющий партнер Центра деловой жизни Кирилл Наконечный предоставил слово первой, отметила две проблемы на кадровом рынке, которые будут углубляться: нестабильность международных финансовых и политических институтов, а так же демография.
«От всего населения Новосибирской области 22% - пенсионеры, -
отметила Ольга Молчанова. –
Согласно прогнозам демографов, до 2030 г. численность трудоспособного населения будет сокращаться на 1% ежегодно».
По мнению г-жи Молчановой, главная задача сегодня – поддержка малого бизнеса, который в развитых странах является локомотивом экономики. Развивать малый бизнес надо силами молодых, обучая предпринимательским навыкам еще в вузах.
Алексей Миронов озвучил основные тенденции, присутствующие на рынке труда как в России в целом, так и в Новосибирске в частности:
«В 2013 г. только один процент школьников-медалистов решили поступать в вузы на технические специальности. Остальные пошли на юридические и экономические факультеты».
Это подтвердил и практикующий бизнесмен Дмитрий Малахов:
« Я отмечаю полное отсутствие технических кадров».
Сергей Дьячков и Павел Бобошик сошлись во мнении, что в первую очередь требует изменений менталитет. Сегодня в сознании многих обывателей человек труда – неудачник. Родители правдами и неправдами стараются «запихнуть» детей в вузы – не в государственные, так в коммерческие, и дать им профессию юриста.
«Армия юристов не накормит страну, -
говорит Павел Бобошик.
– Страну может накормить только армия работяг. На Западе это поняли. Сейчас в Германии, например, слесарь получает больше, чем врач».
Алексей Миронов привел похожий пример из российской действительности:
«В Центрально-Черноземном регионе был поставлен рекорд в части зарплатного предложения для инженера – 400 тыс. руб. в месяц».
Разумеется, разговор не мог не коснуться перспектив перехода на 6-ой технологический уклад и связанных с эти изменений на рынке труда. Ряд экспертов полагают, что потребность в классических прикладных специальностях сменится потребностью в специалистах, владеющих высокими технологиями. «Новосибирск может стать тем местом, где новые технологии породят новый продукт». Частично с этим соглашается Павел Бобошик:
«Наука приносит деньги государству тогда, когда за ней есть промышленость».
Он предлагает развивать промышленность вокруг Академгородка. Однако, убежден г-н Бобошик, потребность в работягах всегда будет высокой:
«Когда я слышу о необходимости популяризировать профессии инженеров, айтишников, биологов без упоминания профессии рабочего, я всегда спрашиваю: а кто будет чинить вам туалет – айтишник?»
Эту мысль продолжил Дмитрий Малахов, припомнив остроумный комментарий к статье в СМИ на тему профориентации, где как раз говорилось о программистах и веб-разработчиках. Неизвестный пользователь написал автору:
«А жить ты где будешь – в компьютере?»
Вопросам профориентации участники форума посвятили отдельный блок дискуссии. Мнения относительно того, кто должен заниматься профориентацией – государство или бизнес – диаметрально разошлись. Директор компании HeadHunter в Новосибирске Екатерина Дегтярева считает неверной позицию ожидания от государства:
«Это должна быть общественная деятельность. Бизнесмены должны приходить в вузы, рассказывать о своих компаниях».
Алексей Миронов, напротив, считает, что нельзя допускать хаос в вопросах профориентации:
«Если представители бизнеса будут вести профориентацию по принципу «кто во что горазд», в умах молодых людей сложится «лоскутное одеяло», отнюдь не соответствующее реальной картине».
Павел Бобошик рассказал о системе профориентации, выстроенной в Европе:
«Профессиограммы составляют детям, начиная с 5 лет. Моя дочь, обучаясь в чешской школе, приносила такие профессиограммы каждый год. Проанализировав их за 10 лет, мы выбрали наиболее подходящую для нее сферу деятельности».
Независимый аналитик Сергей Николаев призвал коллег не путать профориентацию с профпропагандой и высказался в пользу советской системы, где все было четко выстроено:
«Сейчас крупные холдинги создают корпоративные университеты, выдавая это за некое ноухау. На самом деле, все новое – хорошо забытое старое. Раньше на каждом крупном предприятии были подшефные школы, свое ПТУ, свой техникум и договорные отношения с профильными вузами. Предприятие в подшефных школах не только вело пропаганду нужных профессий, но помогало материально. Учащиеся школы, имеющей договорные отношения с образовательными учреждениями, имели преференции при поступлении. Кроме того, преференции перед школьниками при поступлении в вуз имели выпускники училищ и техникумов, имеющие практический опыт работы».
После трех часов общения в зале участники форума продолжили дискуссию в неформальной обстановке, за чашкой кофе. По мнению Виктории Музычкиной, решить проблему кадров в ряде отраслей можно посредством развития системы «хоум офис». Оксана Горская считает, что работодатели сильно недооценивают такой трудовой ресурс, как молодые мамы:
«Большинство этих женщин образованы, активны и хотят работать. Но работодатели не желают идти на такие уступки как неполный рабочий день, свободный график. Между тем, занятость женщин с детьми могла бы в значительной степени решить проблему кадрового дефицита в таких сферах как делопроизводство, бухучет, сфера услуг».
Екатерина Соснина
Бизнес-форум прошел при поддержке Новосибирской торгово-промышленной палаты, Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий.
Деловой квартал выражает благодарность официальному партнеру форума «Будущее города» – РАТМ Холдингу, группе компаний "Обувь России", Росбанку, автомобильному партнеру форума – компании «Сибирские моторы» - официальному дилеру Nissan в городе Новосибирске, компании Amway, трио клубных бутиков итальянской мужской моды Billionare, бизнес-отелю AZIMUT Отель Сибирь, бренду мужской одежды Meucci, Томской домостроительной компании, кадровому агентству HR-trend, бутику женской одежды Luisa Spagnoli, транспортной компании City Express, сети салонов красоты Леол, типографии Априори, гостиничному комплексу в Горном Алтае "Изумрудная сказка", типографии Poliada.Pro.
Информационными партнерами бизнес-форума выступили телеканал РБК-Новосибирск и первое деловое радио Business FM.