Что несет бизнесу новый закон о персональных данных?

Может ли бизнес пострадать от нового закона о персональных данных? Кому и чем он будет полезен? Как бизнесу сделать так, чтобы соблюсти закон и получить пользу для себя, и своих клиентов?

Об этом DK.RU решил поговорить с руководителем новосибирского представительства Clever wi-fi Михаилом Поповым.

— Поясните, пожалуйста, что представляет из себя этот закон?

— С начала 2005 года находится в рассмотрении закон об обязательной идентификации пользователей публичной Wi-Fi сети. Проще говоря, человек не имеет права заходить в интернет без идентификации своего устройства. Откуда растут ноги? Есть небезосновательные опасения, что через общественный Wi-Fi можно совершить правонарушения: от обнародования какой-то противозаконной информации, например, пропаганды нацизма, до взлома банковских счетов.

— Что дает эта идентификация? Какие у нее минусы?

— Первый и основной плюс, который продвигается властями, — обязательная идентификация позволяет моментально отследить виновника происшествия, и это действительно рабочая мера безопасности. С другой стороны, никто не защищен от хакерства, и авторизация может выйти боком: запросто могут сохраниться данные другого человека, который к делу вообще не причастен, и эти данные будут основным доказательством, скажем, в суде. Опровергнуть все это практически нереально — получается палка о двух концах. Как я уже сказал, закон крутят под разными ракурсами с 2005 года, и в 2014 году его опять начали рассматривать — уже более серьезно.

— Закон уже давно действует, однако его до сих пор рассматривают и меняют…

— Несмотря на то, что закон уже официально действует, в нем есть много недоработок и неясных моментов. На запах жареного подтянулось много резвых специалистов, которые готовы за любую идею хвататься, лишь бы она принесла денег. Эти парни создают миллион видов идентификации для общественных сетей — посмотрите рекламу, посмотрите видео, перейдите на один сайт, затем на другой. Короче, мало кто знает, что в законе столько пробелов. В августе 2014 года Медведев подписал указ о запрете анонимности пользователей в общественном интернете, но чем все это грозит предпринимателям — вопрос, можно сказать, открытый.

— Как сейчас решают проблему идентификации?

— Как все уже видели, есть абсолютно простая система — белая страничка, где размещается информация о законе и предлагается ввести данные пользователя. Для российского менталитета ввод паспортных данных — это, конечно, бытовая страшилка. Русский человек боится вбивать такую информацию, напуган историями про кредиты, которые мошенники оформляют на чужие паспорта — в общем, здесь даже логотип серьезного провайдера не спасает. Хотя, конечно, это полная ерунда — мы часто вводим номер телефона, который оформлен на тот же паспорт.

— То есть государство обязует провайдеров хранить данные пользователей для борьбы с преступностью?

— Именно. Скажу больше — любые данные, с которыми вы авторизуетесь в городских заведениях, провайдер обязан хранить шесть месяцев. Даже если вы провели в «общем» интернете пять минут. Если за полгода никаких правонарушений не случилось, данные стираются.

— Как так получается, что сейчас уже штрафуют заведения общепита?

— Да, пиццерию в Барнауле, красноярский бар, нижегородский фаст-фуд оштрафовали. Штрафы пока разные: в Барнауле был двадцать тысяч рублей, в Новосибирске — пятьдесят тысяч. Очевидно, что законодательный процесс по этому вопросу плавает. Наши клиенты, к примеру, говорят, что к ним пришли от общественной организации, показали постановление какое-то и попросили оплатить штраф. Предприниматель засомневался и отдал денег. Законов много, и когда что принимается, никто толком не знает. Возможно, будет такое, что акт примут, некоторое время его не будут выкладывать, и он будет доступен каким-то общественным организациям. Им дадут несколько дней или недель, чтобы они прошлись по заведениям и «собрали» штрафы. Как это будет выглядеть, мы, к сожалению, не знаем. Но уже предлагаем большинству наших клиентов заранее обезопасить себя — не только по принципу обязательной авторизации, но и с расчетом на выгоду для бизнеса.

— Как сделать идентификацию выгодной для заведения?

— Понятно, что идентификации уже никому не избежать. Но что делать предпринимателям, если клиенты не готовы вводить номер телефона или, что еще хуже, паспортные данные? Wi-Fi доступ — это суперважная часть бизнеса, просто странно уже, если его нет, например, в точках общепита. Так как юзеры вынуждены проходить эту подозрительную процедуру авторизации, формируется недоверие к заведению, все дела. Мы хотели помочь бизнесу найти общий язык с потребителем услуг и придумали кучу фишек-бонусов посетителям за вход в сеть. Например, чашка кофе или десерт. Мелочь, а приятно — и уже меньше негатива. Система узнает юзера, запоминает только его предпочтения, в общем, работает по принципу лояльности, схожему с Foursquare — и помогает оставаться обеим сторонам в рамках закона.

— Владелец заведения не может хранить персональные данные?

— Конечно, нет. Это незаконно. Они попадают напрямую к провайдеру. Информация, которая нужна владельцу о клиенте, — это социальные данные, которые государство пока разрешает получать.

— Если вспомнить о краже паролей, как теперь обеспечивается безопасность? Вам провайдер помогает?

— Лично у нас пока, к сожалению, нет как такового крупного провайдера на территории России. Мы не выбрали его и считаем, что выбирать его пока не стоит, потому что монополиста по всем регионам в нашей стране нет. Мы работаем с МТС, с Dom.ru — да, много с кем. А по поводу кражи паролей — очень легко отследить и понять, как компании воруют данные. Достаточно вбить запрос в Youtube, и там сразу выпадет инструкция по безопасному входу. Если вкратце, нужно всегда смотреть на страницу идентификации: должны быть только официальные ссылки, скажем, соцсетей в адресной строке. Они всегда выглядят одинаково, и их ни с чем не перепутаешь. В противном случае есть риск, что за юзера вступят в 300 групп, разместят рекламные посты на страницах или вообще продадут его аккаунт. Короче, неприятно. Поэтому всегда нужно смотреть на ссылки! Предприниматели не должны вестись на обещания повышения «лайкабельности» страницы их заведения и прочую фигню. Махинации с паролями — это уже просто стыдно.

— Почему сами провайдеры не сделают такую услугу, как у вас, для взаимодействия с бизнесом?

— Им просто тяжело это сделать индивидуально, возиться с любым, даже самым небольшим предприятием. И опять же, провайдеры у нас воспринимаются как часть государственной силы, такой «плохой полицейский», который только и хочет денег вытянуть. Мы показываем, что это не так, что провайдер предоставляет хороший интернет, а мы — всякие «обвесы» к нему вроде подарков посетителям. Мы — такая нейтральная сторона, которая пытается и там, и там помочь. Канал коммуникации, короче.

— Если говорить о вашем будущем:  вы превратитесь в отдельное большое предприятие, которое будет посредником между провайдером и владельцами или присоединитесь к какому-то крупному провайдеру?

— У нас в стране обстановка постоянно меняется, поэтому, думаю, у всех есть несколько планов на разные случаи. Мы, например, готовы и к инвестициям, и к слиянию, и третий вариант у нас тоже есть — на случай, если авторизацию отменят вообще. Но последнее, если честно, — уже из области фантастики.

Самое читаемое
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • Актриса «Коляда-театра» получила специальную премию «Золотая маска» в 80 летАктриса «Коляда-театра» получила специальную премию «Золотая маска» в 80 лет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.