Что такое умный город и как его построить? Эксперт — о цифровом потенциале Новосибирска
«В рейтинге «IQ городов» Минстроя России мы занимаем высокую восьмую позицию среди городов-миллионников, но воспринимать ее нужно скорее как аванс — просто в других регионах ситуация еще хуже».
Коммерческий директор компании AT Consulting Восток Евгений Крюков рассказал о том, как должен выглядеть Умный город, кто должен его финансировать, готовы ли власти на это, и как долго ждать цифрового будущего в Новосибирске?
— Большое количество информационного шума создало у новосибирцев ощущение близкого технологического чуда, которое вот-вот должно на нас обрушиться, и все мы уже завтра станем жителями умного города. Только ленивый не использует эту тему в своих маркетинговых и коммерческих целях.
На деле же работы по внедрению и реальному применению смарт-технологий — непочатый край. В этом плане Новосибирск — обычный провинциальный город со своими проблемами. В рейтинге «IQ городов», который подготовил Минстрой России, мы занимаем достаточно высокую восьмую позицию среди городов-миллионников, но воспринимать ее нужно скорее как аванс — просто в других регионах ситуация еще хуже. С большим отрывом лидером здесь выступает Москва, которая находится на другом уровне в части информатизации.
Государство реализует это направление через ведомственный проект Минстроя «Умный город», который является частью нацпроекта «Жилье и городская среда» и взаимосвязан с нацпроектом «Цифровая экономика». Он состоит из мероприятий по цифровизации управления городским хозяйством. Стоит очертить конкретный круг задач, которые должны решаться и уже частично решаются в Новосибирске, и обозначить, что именно получит в результате каждый новосибирец.
Вопросы насущные
— Прежде всего стоит говорить об интеллектуальной транспортной системе, призванной решить проблемы пробок и ожидания общественного транспорта. И это вовсе не «умные остановки».
Хотят ли новосибирцы тратить часть своей жизни на комфортное ожидание автобуса, подключаясь к Wi-Fi на «умной остановке» или отслеживая перемещение транспорта на экране? Не думаю. Нужно внедрять интеллектуальное управление трафиком, стремиться к максимальному сокращению времени ожидания транспорта и нахождения в пробках. «Умная остановка» — это, конечно, красиво, но какой бы комфортной она ни была, гораздо лучше, если вообще не нужно ждать транспорт. А посмотреть движение автобусов можно и в смартфоне.
Важно, что необходимость создания интеллектуальной транспортной системы крупных городов, в том числе в Новосибирске, понимают на федеральном уровне. Власти готовы направить беспрецедентное финансирование на эту задачу.
Следующий ключевой момент — создание интеллектуального центра городского управления на базе ЕДДС (единой дежурной диспетчерской службы). Умный город — это безопасный город, который, например, включает в себя системы видеонаблюдения. Видеоархив за 30 дней — бесценный (а иногда и единственный) инструмент для правоохранительной системы при расследованиях.
Интеллектуальный центр управления также включает в себя решения по цифровизации ЖКХ, в том числе энергоэффективное освещение на улицах и на социально значимых объектах.
О каких вопросах можно здесь говорить? Во-первых, энергоэффективное освещение пока не получило массового распространения и носит локальный характер. Во-вторых, у муниципалитета пока не отработан механизм объективного контроля исполнения контрактов в части энергоэффективного освещения. Когда никто не контролирует уровень освещенности улицы, у сервисной компании возникает соблазн снизить его и тем самым сократить свои затраты. При этом компания продолжит получать гарантированный стабильный доход.
Общественный контроль
Еще один аспект, который хотелось бы затронуть, — это системы вовлечения и голосования граждан по вопросам управления городским хозяйством. Я уверен, что жители не вовлекаются в решение важных задач не потому, что им все равно, а потому, что нет удобного инструмента для этого. Сравните количество действий: голосовать на сайте (найти сайт, найти голосование, заполнить анкету, пройти регистрацию и верификацию) или воспользоваться приложением на смартфоне с регистрацией по номеру телефона.
Отраслевыми стандартами являются мобильное приложение для жителей Московской области «Добродел» и система для органов власти — ЦУР (центр управления регионом). Я бы настоятельно рекомендовал администрации Новосибирска внимательно изучить опыт Подмосковья в этом направлении. Нужно внятно сформулировать требования к системе, чтобы затраты на ее создание были минимальными. Задачи должны быть конкретными, нацеленными на решение проблем обычных людей.
Где деньги, Зин?
Каковы сдерживающие факторы на пути к светлому смарт-будущему? Как это часто бывает, многие вещи упираются в финансирование и организацию работы. Так, ИТ-бюджет Новосибирской области на два порядка превосходит аналогичный бюджет города Новосибирска. При этом область может позволить себе затраты на абстрактные платформы и покупку лицензий на еще не существующие камеры видеонаблюдения. Если ИТ-бюджет области настолько избыточен, то почему бы не передать часть средств муниципалитетам на решение давно назревших проблем?
Еще одна проблема — кадры
К сожалению, развитие ИТ-отрасли для города не приоритет. Пока ни о какой цифровой трансформации в городском управлении даже нет речи. Как следствие — в отраслевых департаментах нет специалистов в области ИТ.
Тут важно привлекать внешних экспертов, которые могут сформулировать конкретные требования к разработчикам. Привлекать таких специалистов, которые сами обладают экспертизой в требуемых отраслях, знают последние тенденции ИТ.
У новосибирцев — собственная гордость
Но не все так плохо у нас. Наличие академической школы и сильных местных ИТ-компаний — наше преимущество. У нас много молодых перспективных специалистов, которые заинтересованы в том, чтобы город становился лучше и удобнее с каждым годом.
Сегодня Новосибирск не только готов решать сложные задачи по цифровизации, но и с успехом может делиться экспертизой и технологиями с другими регионами.
Силами рабочей группы департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Новосибирска разработана дорожная карта проекта «Умный город». Если все запланированное будет реализовано в полном объеме, каждый новосибирец заметит, что пробок стало меньше, а городские и коммунальные службы работают слаженно и оперативно.