«Чтобы быть успешным, надо меняться». Обзор бизнес-литературы от новосибирского эксперта

Обзор бизнес-литературы по стратегическому менеджменту и организационному развитию компании от консультанта по управлению, эксперт КГ «Управленческая практика» Олега Руденко. Книга первая.

«Сталкиваясь с реальностью. Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде», Ларри Боссиди и Рам Чаран

Последнее время все больше бизнес-семинаров, форумов и конференций предлагают аудитории улучшенные модели для адаптации того-что-перестало-работать-в-новых-условиях. Впрочем, кто из руководителей не мечтает о правильной адаптации бизнес-процессов своей компании? В чем же ее суть, по мнению авторов книги, обсудим ниже.

С основным тезисом — «Для того чтобы быть успешным, надо меняться» — сложно не согласиться. Авторы резонно полагают, что главный вызов современного бизнеса — понять, что надо менять, а что — нет. В этом помогает разобраться предлагаемая ими бизнес-модель и способность руководителя «смотреть правде в глаза».

Пытаясь переосмыслить основы менеджмента, по факту авторы в качестве «новой модели» предлагают укоротить циклы разработки продукции и «вернуться к истокам». Другими словами, ответить на вопрос: как вы видите исходную или фундаментальную ценность для своей компании. При этом они считают, что предложенная бизнес-модель и есть основа построения фундаментальных ценностей любого бизнеса.

Зачем же нужна подготовка к изменениям и системное прогнозирование будущих событий? Потому что наступила эпоха «безжалостного реализма»: молниеносные изменения, нестабильность, гиперконкуренция, тотальное снижение цен и урезание доходов всех предприятий во всем мире.

Зачем необходимо «смотреть правде в глаза»? Для того чтобы не пытаться выиграть конкурентную войну с помощью вчерашних стратегий и тактик. Вот только не всегда понятен рецепт определения «свежести» этих стратегий и тактик. В книге приводится несколько примеров структурных изменений: массовый перенос производства из США в Китай, компания IBM с губительной поддержкой OS/2 и попытка вернуть лидерство на рынке «уходящего продукта». На основании их анализа авторы делают важный вывод — компании нужен человек со свежим взглядом для выработки альтернативных решений. Потому что ключевой проблемой современного бизнеса часто становится потеря связи с окружающим миром.

В книге исследуется шесть поведенческих привычек наиболее оторванных от жизни руководителей. В основном такие управленцы переоценивают свои возможности и недооценивают сложности на пути к достижению цели. Авторы справедливо замечают, что «настоящий лидер должен смотреть на действительность с открытым забралом». Однако предприниматели не всегда осознают, в какой момент забрало опущено, в какой — его не предусмотрено конструкцией, а в какой — и шлема нет на голове…

Возникает вопрос, что же тогда необходимо отслеживать руководителю? Структурные изменения. Видеть и понимать, как и почему меняется мир. Таких изменений становится больше, чем циклических (взлет и падение как ответ на колебание спроса и предложения). На ранних стадиях их сложно различить, тогда как это и есть тот самый критический момент, когда их обязательно нужно распознать. А как?! Однозначного ответа на этот вопрос в книге нет.

Сегодня существует три причины структурных изменений. Во-первых, возросшая интеграция деловой активности без оглядки на границы (хотя я бы с этим не согласился). Соответственно, растет непредсказуемость (например, агрессивный протекционизм правительств). Во-вторых, всемирное переинвестирование и легкость создания производственных мощностей. Появление «структурно хромающих отраслей экономики» от автомобилестроителей до продавцов химии. Причина — глобализация.

В-третьих, всемирный потребительский рынок диктует такие правила, при которых войти в рынок гораздо проще, чем выйти. Предприниматели не привыкли сдаваться без боя и упорствуют в конкурентной борьбе до конца. Как следствие признанные мировые бренды теряют власть на рынке. И в результате этих изменений «посредники становятся убийцами для производителей».

В своей консалтинговой практике часто сталкиваюсь с примерами подобных «губительных объятий» посредников, которые навязывают производителям невыгодные условия сотрудничества и лишают конечных потребителей выбора качественного продукта. Авторы книги считают, что недостаточно смотреть только на прямых конкурентов и потребителей. Необходим более широкий взгляд: на поставщиков, посредников, правительства, на сопутствующие и параллельные отрасли экономики.

Руководителю важно понимать свои ключевые конкурентные процессы, знать сильные и слабые стороны компании в каждом аспекте деятельности. На мой взгляд, это «золотой ключик» любого бизнеса. Воспользовавшись им, можно открыть множество дверей в своей, смежных и близких отраслях. Вот только способность одинаково увидеть и понять все эти процессы становится проблемой для руководителя. Договориться внутри компании, на вершине управленческой иерархии, об одинаковом понимании сильных и слабых сторон и, как следствие — о фокусе изменений — бывает сложно.

Пожалуй, единственное в книге, с чем готов поспорить — тезис о безусловном приоритете финансовых целей. Для меня отличные финансовые результаты — это следствие успешной деятельности предприятия, деятельности в интересах ключевых заинтересованных сторон.

Книгу могу рекомендовать начинающим руководителям, для которых не так очевидна связь между внешним окружением бизнеса, внутренними ресурсами, способностями и ключевыми интересами основных заинтересованных сторон.

 

Самое читаемое
  • Что с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦЧто с «Гринвичем»? В Екатеринбурге все-таки закрыли самый крупный ТРЦ
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • В «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо СысертиВ «Корпорации СТС» рассказали, где построят мусоросортировочный завод вместо Сысерти
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.