Cиндром выгорания на работе — как распознать его у сотрудников и что делать?
Что такое синдром выгорания на работе? Насколько опасны стрессы на работе? У кого они часто случаются и что нужно делать, чтобы этого не произошло? Мнение психолога.
Психолог, автор русскоязычной версии технологии модификации поведения 7Spsy, генеральный директор Центра Научной Психологии «Технологии Идеала» — официального партнера Institute of Distance Psychology PTE.LTD (Сингапур) в странах СНГ Павел Хорошутин
Под эмоциональным выгоранием (burn-out) понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Впервые они были выявлены в 1974 году Х. Фройденбергером у специалистов так называемых помогающих профессий, особенно у тех, кто с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работал в общественных организациях. Уже через несколько месяцев у них наблюдался целый ряд характерных симптомов: истощение, раздражительность, цинизм и т.д. По контрасту с начальным «эмоциональным горением» Фройденбергер назвал это состояние «эмоциональным выгоранием».
По статистике, эмоциональным выгоранием страдают 80% работников социальных сфер, в частности учителя, врачи, медсестры, спасатели, полицейские и пр. Но сейчас синдром знаком большинству работающих людей, вне зависимости от их специальности.
Почему возникает эмоциональное выгорание? Чаще всего — из-за отсутствия возможности реализоваться в своей профессии в течение длительного времени или когда человек не видит собственной ценности в работе. Сотрудник, который чувствует свою нужность и воодушевлен делом, не переживает такого эмоционального стресса и опустошения, у него не формируется отношение к работе, как к каторге, которую нужно перетерпеть 8 часов.
Интересно, что молодые и, казалось бы, более полные сил сотрудники, только вышедшие из вуза, выгорают быстрее. Дело в том, что установки, сформированные вузовской системой, не совпадают с рабочей реальностью. В результате молодые сотрудники разочаровываются в профессии, чувствуют непробиваемость системы и невозможность применить собственные навыки на практике.
5 способов снизить риск эмоционального выгорания:
- Не допускать затяжных конфликтов и разделения в коллективе. Мы приходим на работу реализовывать свой потенциал, развивать профессионализм, а не бороться за свое место под солнцем.
- Руководителям стоит понимать, что их сотрудники в первую очередь обычные люди, они не могут быть всегда на пике работоспособности. Поэтому важно создать комфортные условия на рабочем месте: много света и воздуха, оборудованные зоны отдыха, где работники могут выпить кофе, пообщаться или какое-то время позаниматься своими делами.
- Большое значение имеет уровень мотивации и переключение, поэтому отправляйте своих сотрудников на обучение, курсы повышения квалификации, тренинги. Этот небольшой глоток воздуха, смена обстановки, знакомство с новыми людьми, обмен опытом позитивно повлияют на дальнейшую работу, а ощущение энергии сохранится надолго.
- Многие передовые компании уже практикует методы тимбилдинга с приглашенными специалистами: например, арт-терапевтами, спортивными инструкторами или психологами. Это позволяет снять напряжение в коллективе, больше узнать друг о друге и раскрыть потенциал сотрудников.
- Снизить эмоциональное выгорание можно благодаря подбору индивидуальных условий работы. Рекомендуется проводить специальные тестирования, позволяющие выявить особенности личности и на основе этой информации определить, с какими задачами и в какое время лучше справится конкретный сотрудник.
Можно сказать, что здоровая обстановка в коллективе, своевременное продвижение по службе или другое поощрение сотрудников, а также постоянное осознание важности своей работы — лучшая профилактика эмоционального выгорания, а следовательно — и залог хорошего самочувствия.