Даниил Прицкау: «Люди любят крайности»

Открытый ресторатором полгода назад проект «Жить хорошо» прекратил свою деятельность. Почему не удалось развить формат и какие тренды сейчас диктует рынок?

Ресторанный рынок Новосибирска едва ли не самый подвижный в нашем городе: постоянно открывается что-то новое, форматы множатся и сменяют друг друга в таком темпе, что за год отрасль может измениться до неузнаваемости. Уходят с рынка давно знакомые заведения, закрываются вновь созданные, им на смену приходят сети из других городов, а новосибирские рестораторы, в свою очередь, пытаются «щупать» рынок Москвы. Получается ли? В общем-то, как и везде: что-то получается, что-то не очень. А что же происходит в Новосибирске? Что сегодня делают рестораторы, чтобы привлечь свою аудиторию? Чего требует и ждет клиент? Об этом ДК поговорил с автором проектов «Гриль и бутыль» и Mexico, ресторатором года-2016 Даниилом Прицкау.

Почему закрылся «Жить хорошо»

— В этом проекте мы, пошли в ту нишу, которая нам казалась интересной. Обозначили целевую аудиторию — люди возраста 35+, решили, что для них есть смысл сделать какую-то ностальгическую концепцию, которая близка нам самим. Но мы не до конца учли, что их активность посещения заведений существенно ниже, чем у более молодой аудитории, и в приоритетах затрат рестораны и развлечения стоят далеко не на первом месте. Свободные деньги они тратят на обустройство дома, дачу, отдых выходного дня на ближайших базах отдыха, например. Особенно сильно мы это ощутили в июне, когда как раз начался сезон дач и поездок за город.

Поначалу, после открытия в ноябре 2018 года, динамика посещения внушала нам оптимизм. В апреле-мае случились ожидаемые просадки, но июнь уже точно показал, что дальше развивать проект бесполезно. В июне мы запустили «летник», но даже он не исправил ситуацию. Тем более погода пока была не очень хорошая, и расположен ресторан в таком месте, где трафик невысок, людей мало. Те же летние кафе В основном люди ищут в самом центре, по улице Ленина.

Наверное, мы изначально допустили ошибку в позиционировании. В несетевом ресторане вообще механизмы отлаживаются, и команда срабатывается только через полгода, и если изначально все было сделано и продумано правильно, дальше он будет работать только лучше. А если ресторан через полгода закрылся, значит, изначально, где-то была допущена ошибка. Мы свои ошибки поняли и решили проект свернуть, его можно было бы дофинансировать и пытаться «тянуть», но смысла в этом, как мы считаем, нет. Цифры говорят сами за себя. В другие времена концепт, возможно, раскачался бы, сейчас уже нет.

Не то чтобы нас утешает тот факт, что за этот год закрылось больше десятка заведений, в Новосибирске, но это рынок, это общий тренд, и в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Тем более рынок так насытился уже, что даже новости об открытии ресторанов перестали быть новостями городского масштаба. Так же, как о закрытии. Сейчас нужно не просто открыть ресторан, но еще и хорошо вложиться в маркетинг, раскрутку, привлечение людей.

Что происходит с рынком

— По моим ощущениям, рынок просто проседает, деньги на в ресторанной отрасли планомерно уменьшаются уже не первый год. Почему при этом возникают проблемы у вновь открывшихся проектов — потому что цена ошибки резко увеличилась. Если раньше, в нулевые годы, например, можно было открыть заведение с не очень внятной концепцией, но просто предоставлять какой-то более-менее нормальный сервис — не хамить, не травить, не обсчитывать, грубо говоря — можно было жить неплохо. А если еще и делать сервис по-настоящему хорошим, и с какими-то фишками, так вообще можно было жить замечательно.

А сейчас любая неточность позиционирования, не очень удачная локация оборачиваются быстрой расплатой. Не зашел концепт — и все.

Даже если посмотреть на «географию» ресторанов, то здесь тоже трнеды заметно изменились: раньше открывались заведения и на Березовой роще, и на левом берегу в не самых популярных локациях,  сейчас все стянулось к трафиковым местам, фудкортам в популярных ТРЦ — то есть туда, где есть народ, где не надо никого привлекать специально.

Сейчас сильно поменялись и форматы, и места расположения. Конечно, нельзя сказать, что ресторанному рынку приходит конец, но жить становится все сложнее.

Чтобы успешно развиваться, нужно как минимум занимать какие-то лидирующие позиции на рынке, стараться делать изо всех сил что-то лучшее в своей категории. 

Даниил Прицкау: «Люди любят крайности» 1

Чего требуют клиенты

Сейчас отношение людей к заведениям общепита поменялось. На первое место выходит гастрономия, «фишки» уже не интересны, рестораны должны быть про еду. И вот здесь мы заметили такой тренд: люди любят крайности. Например, мы в Mexico предлагаем по четвергам паэлью, которую готовим на самой большой в городе сковороде, мы ее привезли специально из Испании, чтобы за раз готовить до 30 кг паэльи. Или, например, мы анонсируем, что будем на мероприятии целиком зажаривать барана — и люди идут, потому что это интересно не столько тем, что это баран, сколько самим процессом. Или, например, открывая ресторан, мы заявляем, что у нас самая большая карта российских вин — чтобы привлечь внимание, порой нужна какая-то крайность.

Но эти «мероприятия» все равно значительно не влияют на развитие ресторана. Ресторан — это ритмичное существо, которое должно работать каждый день, а какие-то разовые акции-мероприятия не имеют значения вообще. Особенно в сегменте средний+. Экономика говорит о том, что большим спросом пользуются популярные недорогие заведения, но хорошей раскруткой и довольно низкими ценами. Но сделать в хорошем ресторане средний чек в 700 руб. довольно сложно, это не покроет даже себестоимость.

Я, конечно, не берусь оценивать чей-то успех или неуспех, но мы сами ходим в какие-то рестораны наблюдаем, смотрим, и я не вижу, чтобы заведения у нас сильно процветали, потому что и конкуренция высокая, и позиционирование не всегда популярное, и так далее.

Даниил Прицкау: «Люди любят крайности» 2

Планы и пути развития

Сейчас мы думаем над развитием кейтеринга. Но здесь, опять же, надо искать что-то свое. Что меня порой подводит, так это нежелание делать «как все» и использовать понятные и испробованные решения. Наверное, нужны такие люди «в популяции», которые не идут в мейнстрим, а пытаются сделать что-то принципиальное отличное.  Мы все время пытаемся уйти куда-то в сторону — так устроена голова.

Кейтеринг — это не новая история, и в этой сфере есть свои лидеры и люди с большим опытом, поэтому не хочется просто бежать за ними и предлагать то же самое, но по более низкой цене, например. Здесь тоже нужно придумывать что-то новое. Мы пойдем от другого, у нас есть вои знаковые блюда, которые мы можем «вывозить». Хотя придумать что-то — это скорее даже не про блюда, а про какие-то процессы. Придумать, где взять хорошего шеф-повара, где найти и как доставить качественные свежие продукты, находясь посреди континента и в не самом благоприятном климате.

Как бы там ни было, всегда есть возможность развиваться и черпать новые идеи, вдохновляясь другими проектами на рынке, но при этом создавая что-то принципиально новое, свое. Важно переосмысливать существующие концепции, продолжать свой индивидуальный путь, учиться на неудачах и надеяться на новые успехи. Потому что, если не стремиться стать лучшим в своем деле, то не стоит за него и браться.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.