«Давайте почистим этот город». Новосибирские отельеры и туркомпании – о въездном туризме
Туроператоры, турагентства и отельеры Новосибирска обсудили проблемы выездного и внутреннего туризма, а также поговорили о том, что делать для привлечения гостей в Сибирь.
Мероприятие прошло в ЖК «Жуковка». В заседании круглого стола приняли участие директор «Анекс Тур» Туратбек Абдразаков, исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций Светлана Фоменко, заместитель директора «Гран-Тур» Ольга Тимохина, руководитель представительства РоссТур в Новосибирске Тамара Пан, директор Adventur Ирина Кузнецова, директор компании «Сибирская сиеста» Сергей Михайлов, главный врач, и.о. генерального директора санатория «Сибиряк» Константин Шихалев, владелец эко-отеля «Урочище Актра» Николай Гимаев, PR-директор санатория «Родник Алтая» Ирина Семенова, владелец холдинга «Трансервис» Александр Бойко, исполнительный директор отеля DOMINA Лиана Арутюнян, генеральный директор отеля Sky Expo Елизавета Гавриленко и директор Sky Expo Евгения Гусаковская, генеральный директор отеля «Азимут» Елена Ситникова, генеральный менеджер Mirotel Владимир Ников и операционный директор Mirotel Антон Водяницкий, генеральный менеджер Rezident-Жуковка Иван Юдин.
Модератором выступила член правления Новосибирской ассоциации туристских организаций Галина Машухова.
Первым вопросом на повестке стал выездной туризм. Директор «Анекс Тур» Туратбек Абдразаков поделился предварительной статистикой сезона и рассказал о предпочтениях туристов на ближайшие месяцы.
«Фаворит этого сезона, вопреки ожиданиям, – Вьетнам. Он даже обогнал Турцию по популярности, так как сейчас для людей приоритет – это спокойствие и безопасность. Несмотря на возврат полетов в Турцию и рост турпотока в этом направлении, пока еще у туристов остается страх, и они выбирают места с гарантированной безопасностью. Более того, по Турции даже нет глубины бронирования на август-сентябрь. В этом году мы отметили по разным направлениям рост полетной программы Azur Air (входит в холдинг Anex Tourism Group) в 600%, мы закупили новые лайнеры и увеличили число кресел. Также стоит отметить, что туристы в этом году не оставили без внимания и Таиланд. Например, в Бангкок активно летят из Новосибирска, Красноярска и Иркутска, на Пхукет – оттуда же, плюс – еще из Томска.
Что касается Европы, то в этом году фавориты – Греция (Салоники и Крит), Кипр. Также популярной стала Барселона, но она пошла «на ура» с регулярными рейсами – скорее всего туда просто летят те, кто имеет в Испании недвижимость или деловые интересы. Также из европейских стран «присутствуют» в той или иной степени Чехия, Венгрия, Германия. Что касается сезона осень-зима, то туда сейчас добавились активные бронирования по Гоа, ОАЭ, Китаю».
Замдиректора «Гран-Тур» Ольга Тимохина добавила, что также туристы летят в Болгарию, но только те, у кого там недвижимость. С точки зрения организованного туризма, по ее мнению, Болгария «умерла», это почти невостребованное направление. Эксперт отметила, что сейчас стали крайне непопулярны перелеты на курорты через Москву.
«Люди сегодня ограничены в своих возможностях открывать мир. Если раньше туристы не боялись летать с пересадками и даже планировали свой отдых сами, не обращаясь к турагентам и чартерным перевозкам, то теперь все чаще они выбирают привычный организованный отдых с прямым перелетом и часто летают в одни и те же места. Люди не возвращаются к дорогим странам, сейчас они начали выбирать то, что дешевле, ближе, привычнее, к тому же – исчез страх по поводу Турции, поэтому она сейчас на подъеме. Уже есть те, кто съездил туда в новом сезоне и вернулся не разочарованным, не напуганным, это создает хорошую тенденцию».
Руководитель представительства РоссТур в Новосибирске Тамара Пан согласилась с коллегой, что лидер продаж сегодня – это Турция:
«То, что Турция – хит продаж, не было новостью ни для кого. Также мы отмечаем стабильный спрос на Таиланд, Вьетнам, Хайнань. К сожалению, у нас не такая обширная программа, как у наших соседей, омичей, из Омска летают чартеры в Тунис и Болгарию. Могу сказать, что сезон начался без особых потрясений. Спрос на туры увеличился, и мне кажется, что это не из-за снижения курса валют, а из-за того, что люди свыклись с нынешней экономической ситуацией и приспособились к данным условиям. Многие из наших клиентов делали перерыв на год-полтора и отдыхали на дачах или дома. Клиенты очень охотно покупают путевки по акциям раннего бронирования – глубина продаж заметно увеличилась по сравнению с прошлым сезоном, и это нас очень радует. Я надеюсь, что в ближайшее время глобальных изменений не произойдет».
По мнению директора компании «Сибирская сиеста» Сергея Михайлова, в Турцию вернулись те, кто разочаровался Сочи и Крымом:
«Также приятно удивляет Вьетнам – там вырос сервис, люди стали чаще интересоваться этим направлением. Если там откроют, как планировали, второй аэропорт, то позиции Вьетнама сильно упрочатся. Также могу отметить, что мы видим спрос на Хорватию и Черногорию, так как это близкий русским по духу народ, там отличный европейский сервис, вкусная еда и так далее. Вообще я сейчас отмечаю рост «смысловых» туров. К агентствам стали чаще обращаться как к специалистам по чему-то нестандартному, например, – заказывают гастрономические туры».
Данные о том, что самые популярные сейчас страны – это Турция и Вьетнам, поддержала также директор Adventur Ирина Кузнецова, которая отметила, что в основном спросом пользуется именно семейный отдых, в эти станы летят пары с детьми, причем выбирают в основном отели 4-5*.
Резюмируя сказанное, турагентства выразили пожелание к туроператорам – предлагать больше направлений, особенно они хотели бы продавать Камбоджу, которая тоже могла бы пользоваться популярностью, так как есть такие запросы клиентов.
Внутренний туризм
В этой секции первой выступила PR-директор санатория «Родник Алтая» Ирина Семенова, которая поделилась цифрами:
«Возобновление год назад рейсов в Турцию не слишком отразилось на внутреннем российском туризме. Нынешним летом сохраняется интерес к отечественным курортам, в том числе и к сибирским. Внимание россиян к внутренним направлениям при этом фактически не сократилось. В аналитике Ассоциации туроператоров России (АТОР) говорится, что в мае 2017 г. варианты отдыха «в России» в Яндексе искали 103 тысячи раз. По сравнению с маем 2016 г. число запросов на туры по России снизилось только на 1,4%. Мы оцениваем спрос вполне позитивно: он сохраняется либо растет.
Да и объемы российских санаторно-курортных услуг в текущем году не дают повода для пессимизма. По данным Росстата, с января по май они составили 37,222 млрд. руб., что на 1,5% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Проведенное санаторием «Родник Алтая» в мае этого года исследование планов на отдых жителей крупных городов Сибири выявил рост позитивных настроений: доля тех, кто не планирует ездить в отпуск в ближайший год, снизилась до 21% (в 2015 г. таких «пассивных» респондентов было 25%, а в 2016 г. - 24%); в намерениях 14% опрошенных заграница в этом году сменилась отдыхом в России; любопытно, что несколько уменьшилась доля тех, кто собрался провести отпуск на юге России. При этом доля тех, кто планирует отдыхать в Сибири, практически не изменилась, и в 2017 г. составляет 52%; уровень вовлеченности в оздоровительный туризм на протяжении последних трех лет стабилен – это пятая часть опрошенных. Причем лояльные к отдыху с оздоровлением больше других ориентированы на отпуск в Сибири.
Вопреки расхожему мнению, что санатории предпочитают пожилые и нездоровые люди, аудитория оздоровительных учреждений стремительно молодеет. Например, обобщенный портрет гостя «Родника Алтая» – это горожанин 28-40 лет, топ-менеджер, владелец бизнеса или востребованный специалист, житель региональной столицы (Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск). Статистика санатория вполне соответствует общероссийским данным: среди приверженцев лечебного отдыха высока совокупная доля руководителей и специалистов (65%). Как правило, у этих людей есть опыт отдыха на зарубежных курортах, они взыскательны к сервису и выбор делают совершенно осознанно. А, возможно, и прагматично: ведь профилактика заболеваний обычно дешевле лечения.
Новым туристическим трендом становится выбор в пользу семейного отдыха. По нашим оценкам, сокращается доля тех, кто готов отправиться в отпуск в одиночестве. Поездки в одиночку замещаются поездками с семьей и родственниками, что более экономично по затратам на одного человека. Мы уверены, что спрос на услуги будет только крепнуть. В российской курортной отрасли сохранилась уникальная база профилактической и восстановительной медицины, которая за последнее десятилетие успешно дополнилась качественной инфраструктурой и сервисом. Поэтому курортный сектор будет неизбежно притягивать потребителей, которые ориентируются на ценности здорового образа жизни. Мы оптимистично смотрим в будущее, но понимаем, что выигрывать конкуренцию можно лишь постоянно развивая все составляющие качественного курортного отдыха: оздоровление, сервис, комфортный досуг», – отметила она.
Коллега Ирины Семеновой по санаторно-курортному туризму, главврач, и.о. гендиректора санатория «Сибиряк» Константин Шихалев согласился с тем, что аудитория таких организаций действительно молодеет, а сами санатории уже научились создавать сервис, который соответствует европейскому уровню отелей и давно сломал стереотип о «советскости» подобного отдыха.
«Санаторно-курортный отдых – это комплексная туруслуга: там и отдых, и лечение, и анимация, и общепит. Мы понимаем, что при этом мы, конечно, никогда не станем Турцией, но мы и не стремимся завоевать эту аудиторию – с открытием Турции наши клиенты не ушли, к нам продолжают ездить те, кому нужно именно оздоровление. Наша среднегодовая заполняемость, которая составляет 90%, держится на своем уровне. А летом, за счет приставных мест для детей, заполняемость у санаториев часто идет за 100%. Мы не претендуем на уровень Турции с ее «все включено», мы просто организуем качественный комплексный сервис, реализуя в том числе услуги по предоставлению экскурсий, потому что сейчас стал появляться такой запрос. Могу сказать, что сегодня по сравнению с прошлым годом нам стало лучше в плане привлечения туристов, но, конечно, все равно не так, как хотелось бы», – поделился эксперт.
Владелец эко-отеля «Урочище Актра» (Телецкое озеро) Николай Гимаев рассказал, что их объект находится в нише «видового туризма». Это, по его мнению, непривычная для Алтая «база отдыха».
«Нам не очень импонирует понятие «внутреннего туризма», в нем заложена какая-то непритязательность — и сервиса, и клиентов. К нам, например, приезжают и российские гости VIP-уровня (чиновники, крупные бизнесмены), и иностранцы. Отчего мы хотели бы уточнить понятие: не «внутренний туризм», а «цивилизованный» или «не очень». На ценообразование у нас влияет не столько конъюнктура рынка, сколько наши внутренние возможности, наша заполняемость практически не зависит от внешних экономических факторов. Прирост количества гостей в нашем случае связан не с глобальной конъюнктурой, а с ростом популярности поездок именно на Горный Алтай (в том числе зимой и осенью). И зона роста для отельеров Алтая – это именно развитие уровня сервиса, потому что красота кругом – уже есть.Далее разговор перешел уже к въездному туризму и к обсуждению подключились новосибирские отельеры.
Въездной туризм
Как отметил генеральный менеджер Rezident-Жуковка Иван Юдин, въездной туризм строится на отелях – это то, что привлекает людей в города:
«Когда в городе появляются новые интересные отели, появляется и дополнительный поток гостей. Ситуация на рынке по сравнению с прошлым годом лучше, загрузка гостиниц растет, но это не единственный показатель, еще важно обращать внимание на тарифы, которые сейчас падают, потому что сокращается количество въезжающих платежеспособных гостей. У нас в городе есть интересные объекты, музеи, они интересны гостям, и люди едут ради этого, но все-таки пока мы можем поднять загрузку только за счет падения цен».
Мнение поддержал и владелец холдинга «Трансервис» Александр Бойко, который отметил, что городу действительно по-настоящему не хватает событийного туризма, и задал вопрос, почему бы не сделать на него ставки?
«В мире существует огромное количество видов туризма, который привлекает хорошие потоки в города: деловой туризм, рекреационный, спортивный, культурный, шопинг и прочее. В конце концов, это может быть простой туризм выходного дня, который сильно увеличивает загрузку отелей. Мы сами должны объединяться и создавать эти потоки, в том числе объединяться с властями».
Идея понравилась и директору компании «Сибирская сиеста» Сергею Михайлову:
«Пока мы сами не возьмемся за въездной туризм, никто его развивать не будет. Это то, что в наших руках: мы можем организовывать экскурсии, продавать мероприятия. Каждый отель должен быть и туроператором, и аниматором. Многие отели не работают с турфирмами, а это важно», – добавил он.
Генеральный менеджер Mirotel Владимир Ников высказался более жестко:
«Давайте сначала почистим этот город! Какой въездной туризм? Наш отель находится на улице Ватутина, и я только дважды за полгода видел там машины, которые чистят улицы. У меня есть друзья, которые хотят приехать сюда на рыбалку. Знаете, сколько это стоит для европейцев? 5 тысяч евро за 5 дней! Это если организовать самим. Туроператоры этого не организуют, нет таких услуг. Поэтому мои друзья едут на рыбалку в Новую Зеландию, это стоит 3 тысячи евро. Но это Новая Зеландия! Для европейцев Сибирь очень интересна как природа, интересна рыбалка, животные и так далее. И когда они узнают, что это стоит 5 тысяч евро, они посылают нас очень далеко. Давайте организуем цивилизованный отдых! Я как отельер не встречал ни одного туроператора, который пришел бы ко мне и предложил что-то сделать. Я готов! Я открыт для переговоров, нужно работать вместе. Давайте для начала почистим город и будем думать дальше, как мы можем привлечь сюда людей. У меня нет проблем с загрузкой, у меня есть проблемы с развлечением. У нас в отеле за полгода «стопроцентных» туристов было всего четверо, остальные – это бизнес-туристы».
Александр Бойко добавил, что, по статистике, 98,5% гостей Новосибирска в 2015 году были деловыми туристами, и «такой перекос не дает возможности дальше развиваться отельному бизнесу»:
«Потому что три дня в неделю мы работаем с загрузкой 100%, четыре дня сидим и ждем гостей, потому что в пятницу мы уже пустые, в понедельник еще пустые, а в субботу и воскресенье мы пустые по определению. И так будет, пока мы не создадим рекреационный туризм», – заявил эксперт.
Также в данной секции речь зашла о том, что отели могли бы договариваться с авиакомпаниями, чтобы на стыковочных рейсах бронировать ночевку для туристов, которые приезжали бы в город и создавали заполняемость. Генеральный директор отеля Sky Expo Елизавета Гавриленко отметила, что с авиакомпаниями договариваться сложно, так как у них – свои цели:
«Например, отель Sky Expo как один из самых близких к аэропорту раньше часто принимал китайских туристов, которые летали с пересадками через Новосибирск. Но когда авиакомпания S7 поставила дополнительные рейсы на популярном направлении Пекин-Новосибирск, тем самым исключив транзитную ночевку, город почувствовал отсутствие китайских туристов. У каждого в этой цепочке – своя экономика, и авиакомпания понимает, что ей проще и выгоднее поставить дополнительный рейс с удобной стыковкой. Это плохо. Потому что мы тоже задумываемся о том, как повысить нашу загрузку. Возможно, коллеги правы: если бы у турагентств было представительство и продвижение российских регионов за пределами России, возможно, этот поток к нам был бы каким-то образом сгенерирован. А мы бы собрались и как-то создали необходимый продукт, организовали здесь полноценный отдых».
Генеральный директор отеля «Азимут» Елена Ситникова также поделилась своим мнением:
«Я работаю в этой сфере больше 20 лет и помню, какие потоки были в наш город 20-25 лет назад, город был не чище, инфраструктура была хуже. Сейчас все намного лучше, а турпотока нам все равно мало. Потому что мы не любим свой город и ждем, что кто-нибудь придет и что-то для нас сделает. Последние лет 15 у нас вообще здесь занимаются только выездным туризмом, и выросло поколение, которое считает, что в Новосибирске вообще делать нечего, и мы не видим маленькие радости, которые могли бы быть интересны туристам. Ежегодно осенью проводятся Дни Сибири, в которые организовывается много экскурсий, в том числе, например, по Оби, и хотелось бы, чтобы туда приглашали представителей турбизнеса, потому что есть уже много энтузиастов, которые делают интересные рекреационные программы, выходящие за рамки традиционных анимационных программ – этому люди радуются, как дети! Пока мы не возьмемся за это, никто нам не поможет, здесь нужен креатив и проактив. Мы уже не отели, мы уже выходим за свои рамки, организовывая экскурсии, осталось наладить адекватное сотрудничество с турфирмами».
Исполнительный директор отеля DOMINA Лиана Арутюнян поддержала мысль о том, что каждый город – в силах создать туризм практически из ничего.
«Поскольку я из Санкт-Петербурга, я приведу близкий мне пример – белые ночи. Они есть в каждом городе, который находится на широте Петербурга, однако нигде нет такого «бренда». Потому что это было ничто иное, как хороший маркетинговый ход, гениально сделанный в свое время компанией «Интурист». Что касается взаимодействия власти и бизнеса, то я согласна, что нужно сотрудничать, и я думаю, что у Новосибирска это получится, потому что здесь власть активная, она любит свой город, и с ней можно общаться», – отметила она.
По итогам круглого стола эксперты сошлись на том, что больше всего проблем у туркомпаний – с въездным туризмом, и для их решения необходимо объединяться и создавать события в городе, работать над тем, чтобы иностранцам и россиянам из других регионов было интересно приезжать в Новосибирск.
Партнер мероприятия ЖК «Жуковка»
Транспортный партнер: компания Very Good Transfer
Фото Сергея Колесникова