Девелоперы растеряли инвесторов

Основные события февраль ‘09 1 | В Новосибирске открыт склад класса А «Мегалоджикс-Новосибирск» общей площадью 121 тыс. кв. м. Логопарк занимает участок в 19 га вдоль улицы Петухова. Объем

До осени прошлого года новосибирский рынок коммерческой недвижимости был одним из самых привлекательных в стране — цены и ставки аренды росли на 30% в год. Девелоперы, соблазняясь заманчивыми перспективами, сдали в эксплуатацию рекордное количество квадратных метров. С началом кризиса большинство построенных объектов столкнулись с оттоком арендаторов, снижением рентного дохода. Наименее пострадали объекты с правильной, четкой концепцией.
Иллюзии
Инвесторы верили в бесконечный рост цен
Еще десять лет назад коммерческая недвижимость была в Новосибирске в дефиците. Поиск подходящего помещения для торговли, склада, бизнеса отнимал много времени и средств. Инвесторы и арендаторы буквально охотились за подходящими помещениями, в будущие бизнес-центры (БЦ) и торговые центры (ТЦ) выстраивались очереди инвесторов.
В надежде на будущий рост рынка вплоть до осени прошлого года девелоперы соревновались, заявляя о все более масштабных коммерческих проектах.
Рекордным по объему ввода в эксплуатацию коммерческой недвижимости стал 2007 г., когда было сдано 170 тыс. кв. м (без учета офисно-торговых помещений на первых этажах жилых домов). По оценке компании DSO Consulting, на начало 2009 г. в Новосибирске было уже около 1,9 млн кв. м офисных площадей. И хотя ряд экспертов предупреждали о скором «перегреве» рынка, остановить маховик было сложно. В 2008 г. девелоперы сдали в эксплуатацию еще 92,4 тыс. кв. м офисных помещений. Кроме того, к концу 2008 г. на разных стадиях шло строительство нескольких крупных бизнес-центров совокупной площадью более 150 тыс. кв. м.
В торговле количество площадей приблизилось к отметке в 700 кв. м на тысячу жителей. «По этому показателю мы быстро догоняли Казань, которая столкнулась с перегревом рынка еще в 2006 г.», — говорит управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. В 2008 г. в Новосибирске было введено около 315 тыс. кв. м торговой недвижимости, еще 1-1,5 млн кв. м — в стадии строительства и проектирования. Ритейлорам требовались и складские площади. Было заявлено строительство до 1,5 млн кв. м высококлассных складов (емкость действующих — 750 тыс. кв. м ), главным образом в промышленно-логистическом парке «Толмачево».
Страхи
Бизнес-центры и магазины теряли арендаторов
Для владельцев офисных и торговых центров кризис стал реальностью осенью 2008 г. Потребители начали экономить на покупках, а компании — на аренде. «Массовой тенденцией стал переход компаний на уровень home office», — отмечает руководитель аналитического центра АН «Сибакадемстрой Недвижимость» Федор Голованов. Активность рынка аренды коммерческой недвижимости снизилась до самого низкого за последние десять лет уровня. В результате в начале 2009 г. количество сделок аренды на рынке недвижимости сократилось более чем в два раза.
В офисном сегменте наиболее сильно пострадали кабинеты класса А. По оценке DSO Consulting, с осени 2008 г. БЦ класса А потеряли до 30% арендаторов. «Отток был бы более существенным — но надо отдать должное искусству управляющих, которые вовремя спохватились и начали снижать ставки. Арендаторам удавалось добиться дисконта до 50%, а снижение на 10-30% воспринималось как норма», — рассказывает Сергей Дьячков. Но в среднем по рынку падение оказалось менее существенным — в момент массового перезаключения договоров аренды в четвертом квартале 2008 г. ставки упали в среднем по рынку на 22%. При этом самый массовый сегмент — офисы класса С просели не более чем на 10-15%, отток арендаторов здесь не превысил 10%.
В наиболее сложном положении оказались только что построенные бизнес-центры. Их владельцам приходилось переманивать арендаторов на невыгодных условиях — вплоть до замены арендной платы на бартер. «Были опасения, что какой-либо из только что сданных бизнес-центров не сможет свести концы с концами и обанкротится», — говорит директор агентства недвижимости «Дело Проф» Петр Мельников.
С оттоком арендаторов столкнулся практически каждый торговый центр. Кому-то, как ТЦ «Мега», удалось быстро найти замену уходящим арендаторам, у других проблемы с заполняемостью стали видны невооруженным глазом: освободив целый этаж, покинул ТЦ «Москва» якорный арендатор, сеть «Банана-мама», из «Гранд Сити» ушло большинство якорей, включая гипермаркет «Мосмарт», в «Сибирском Молле» так и не открылись развлекательная часть и несколько бутиков.
К лету 2009 г. темпы падения ставок аренды замедлились. По данным RID Analytics, к осени, по сравнению с декабрем прошлого года, из-за оттока арендаторов ставки для офисов снизились на 50%, на торговые площади — на 30-40%.
Уроки
Управляющий должен стать разведчиком
Снижение ставок аренды помогало «спасти объект» далеко не во всех случаях, отмечает директор риэлторской компании «Акрополь» Зафар Умаров. Рынок принципиально изменился: теперь владельцы недвижимости конкурируют в борьбе за клиента, констатирует он.
Кризис довел конкуренцию между объектами недвижимости до «точки кипения»: прежде в Новосибирске качественных торговых и офисных площадей не хватало, поэтому арендаторы соглашались на все условия, включая уровень ставок и качество сервиса, считает Петр Мельников. Но на сужающемся рынке игрокам пришлось воевать за клиентов, а «на войне — как на войне», подчеркивает риэлтор. «Наши арендаторы получают предложения от других управляющих рассмотреть их «исключительно выгодные условия» с завидной регулярностью», — подтверждает управляющий БЦ «РосЕвроПлаза» Владислав Офицеров. Кризис преподал собственникам недвижимости урок — чтобы удержать имеющихся арендаторов и привлечь новых, нужно научиться идти им навстречу, говорят управляющие.
Директор департамента маркетинга ГК Becar Realty Group Наталия Черейская считает, что в Новосибирске не более 10 качественных ТЦ с продуманной концепцией. Подавляющее большинство комплексов имеет серьезные недостатки: в управлении, в отношениях с покупателями, в маркетинге и рекламе. Она считает, что отчасти это объясняется тем, что такими ТЦ управляют сами собственники. «В условиях кризиса стала очевидной неэффективность подобного подхода», — подчеркивает она.
По мнению гендиректора управляющей компании «Калинка» Дениса Ефименко, зачастую собственники зовут управляющих слишком поздно, когда момент наладить диалог с арендаторами уже упущен — большая часть арендаторов съехала, а оставшиеся сидят на чемоданах. Поэтому, отмечает он, в этом году стали наиболее востребованными услуги антикризисного управления, направленные на сохранение существующего пула арендаторов и заполнение оставшихся площадей.
Хороший управляющий должен быть отчасти разведчиком. Чтобы наладить контакт с арендаторами, необходим максимум информации об их бизнесах. «Знание деталей помогло нам сохранить отношения с одним из крупных арендаторов. Клиент начал задерживать оплату, невнятно объясняя это «временными финансовыми трудностями, — рассказывает управляющий одного из бизнес-центров, попросивший не указывать его имени. — Случайно я узнал о сути затруднений: арендатор добивался от одного из своих клиентов оплаты поставок. Мы предложили схемы рассрочки. Сейчас это один из наших наиболее лояльных арендаторов».
Из-за снижения покупательской способности населения даже в успешных торговых центрах управляющим пришлось изобретать новые способы повышения привлекательности объекта, нежели банальные скидки арендаторам. Торговый центр, в отличие от офисного центра, прежде всего нуждается в стабильном потоке покупателей, подчеркивает директор по развитию УК «Успех» (управляет ТЦ «Ройял Парк») Валерий Семибратов.
Возможности
Офисы и магазины можно купить дешево
В результате кризиса девелопмент потерял былую привлекательность для инвесторов. Доходность инвестиций в коммерческую недвижимость упала в разы, отмечает Петр Мельников. По его словам, в начале 2000-х гг. вложения в коммерческую недвижимость окупались за 3-4 года, сейчас — за 9-10 лет.
Эксперты полагают, что новые возможности появятся для инвесторов не скоро. Рынок БЦ класса A будет реанимирован не раньше, чем в 2012-2013 гг., пессимистичен Владислав Офицеров.
Разочарованные девелоперы избавляются от объектов. По информации риэлторов, на продажу выставлены, например, ТРЦ «Калина» и строящиеся объекты «Сибакадеминвеста», ТЦ «Фараон», БЦ «Гринвич», объекты компании «Труд» («Зеленые купола», «Москва», «Манхэттен», «Кобра» и т.д.). Однако инвесторов предложения не интересуют, констатирует президент СибГУД Олег Луговой.
Уход с рынка инвестиционных спекулянтов открыл новые возможности для ритейлоров. «Подавляющее число сделок покупки торговых площадей совершаются предприятиями торговли и сферы обслуживания, а раньше помещения приобретались под рентный бизнес», — поясняет Олег Луговой.
Его слова поддтверждают данные Becar Realty Group: в Новосибирске наибольшим спросом в спальных районах пользуются площади от 200 до 500 кв. м под супермаркеты и продуктовые магазины. Они сдаются по ставке 500-700 руб. за 1 кв. м.
Владельцы офисных зданий и торговых центров, стремясь увеличить свой рентный доход, начали с большим вниманием относиться к мелким клиентам. «Хитом сезона стала «мелкая нарезка» — кабинеты в 20- 30 кв. м, предложить которые часть бизнес-центров класса А просто не в состоянии», — отмечает Зафар Умаров.
У региональных сетей появляется возможность «сесть» в крупнейшие торговые центры — рядом с мировыми брендами. «Еще год назад о такой возможности можно было только мечтать», — говорит директор сети ТРЦ «Континент» Наталья Патрина.


Основные события

февраль ‘09

1 | В Новосибирске открыт склад класса А «Мегалоджикс-Новосибирск» общей площадью 121 тыс. кв. м. Логопарк занимает участок в 19 га вдоль улицы Петухова. Объем инвестиций — $135 млн. Инвесторы — группа компаний «Авалон» и британский инвестиционный фонд Raven Russia Holdings.

март ‘09

1 | Сдана в эксплуатацию вторая очередь БЦ «Пентагон» площадью 3,5 тыс. кв. м (общая площадь проекта — 7,5 тыс. кв. м). Девелопер проекта ПСК «Лауда» построил бизнес-центр в начале ул. Владимировской, одной из наиболее оживленных городский магистралей.

май ‘09

1 | Сдан в эксплуатацию 25-этажный БЦ «Кобра» общей площадью 22 тыс. кв. м. Он стал четвертым бизнес-центром класса А в Новосибирске. Инвестиции в строительство составили около $25 млн.

сентябрь ‘09

1 | ГК «Труд» внесла изменения в концепцию БЦ «Зеленые купола» площадью 6 тыс. кв. м, перепрофилировав первый этаж здания под продовольственный рынок: арендаторами стали Ермолинские полуфабрикаты, птицефабрика «Новосибирская», мясокомбинат «Торговая площадь» и др.

октябрь ‘09

1 | В Заельцовском районе, на пересечении ул. Северной и Красного проспекта, открыт второй ТЦ Metro Cash&Carry. Общая площадь ТЦ — 14,3 тыс. кв. м, в том числе торговая — 9 тыс. кв. м. Объем инвестиций — $20 млн евро.

декабрь ‘09

1 | До конца месяца откроется второй гипермаркет Auchan площадью 7 тыс. кв. м в ТЦ Golden Park (площадь — 30 тыс. кв. м) на ул. Курчатова в Калининском районе. Общая стоимость проекта Golden Park — $40 млн, ставка аренды составит $300-800 в год за 1 кв. м без НДС.

 

 

Дорогие офисы подешевели

Как изменились ставки аренды офисной недвижимости в Новосибирске за год

Класс бизнес-центра

 

Средняя арендная ставка (включая НДС и коммунальные услуги), в руб. в месяц за кв. м

Динамика, в %

 

Сентябрь 2008 г.

Сентябрь 2009 г.

A

1 600

1 100

-31

B

1 040

900

-13

С

800

700

-13

 
Источник: DSO Consulting

 


Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.