Динар Зарипов: «Только системные решения оставят лучших на рынке»
DK.RU поговорил с директором по маркетингу и продажам компании «Сибакадемстрой» о том, как менять систему, не теряя работников, что такое – творчество в бизнесе, и откуда берется вдохновение.
К чему приводит конкуренция? Какие сотрудники сегодня особенно ценятся? Что такое время, и как его не тратить зря? Ответы на эти вопросы – в интервью Динара Зарипова.
– «Сибакадемстрой» - застройщик с богатой историей, на рынке хорошо известен, вы много делаете для развития компании. В чем видите свою заслугу?
– «Сибакадемстрой» работает с 1959 года. Но мне бы хотелось остановиться на новейшей истории, она началась в 2010 году с приходом нового собственника. В этот момент я начал свою деятельность в компании. Прошло уже почти 6 лет, но мы сейчас только-только становимся заметны рынку, и еще многое предстоит сделать. Поэтому пока я даже не задавался вопросом, в чем моя заслуга. Я вижу свой путь в этой компании, мои личные цели и планы совпадают со стратегией ее развития, поэтому я думаю, что основные свершения еще впереди.
Мне нравится делать свое дело. И самое ценное для меня – то, что нет шаблона действий, инструкций. По роду деятельности приходится решать разные эвристические задачи, не имеющие очевидной формулы и ответа, и это меня вдохновляет, заряжает, стимулирует становиться лучше, находить решения. Здесь я чувствую себя свободно, и то, что я делаю, можно назвать творчеством. Поэтому стараюсь создать команду с таким же взглядом и отношением к работе. Поймал себя на мысли, что вижу два портрета соискателей: первые – это люди, которым нужно указывать, что делать, те, кто работает по инструкции, а вторые, наоборот, – вдохновляются отсутствием шаблонов. И я специально подбираю таких людей, которые горят желанием что-то делать, творить. Рад, что со мной работают молодые, амбициозные ребята. Моя задача – создать им комфортные условия и мотивировать на достижение результата. Горжусь тем, что на протяжении этих лет основной костяк работает со мной постоянно.
– А какие еще ценности у вас с соискателями должны совпадать?
– Три моих ключевых ценности – это вера, правда и красота. Вера в то, что ты делаешь. Без нее очень трудно в бизнесе: если ты не веришь, то, как правило, не получается ничего. Моя вера в то, что я делаю, ежедневно придает мне силу и энергию для достижения результатов, может быть, пока и незначительных для рынка, но все равно заметных.
Правда – это то, что я искренне делаю для своего клиента, для коллег. Любые решения, которые я принимаю с точки зрения маркетинга или продаж, я всегда проверяю через эти понятия: действительно ли я в это верю, не обманываем ли мы клиента своими рекламными кампаниями и так далее.
Красота. Эта ценность заключается в том, что хочется эстетики, вкуса и стиля во всем. Это касается и архитектуры, и людей. У нас все строится на людях и делается людьми. И отсюда вытекает еще одна наша ценность – это культура, которую мы сами формируем, культура самодисциплины и самосовершенствования. Заключается это в том, что я не строю из себя начальника, который строжится и следит за тем, чтобы все пришли на работу к 9 часам и ушли в 6. Это не мои принципы, не мой метод, я приверженец того, чтобы оценивать сотрудников, и себя в том числе, по результату. Я понимаю, что главный ресурс – это люди.
– Все ваши сотрудники для вас – компаньоны?
– Здесь, безусловно, все единомышленники, но, так или иначе, у каждого своя зона ответственности, свои области достижения результата. Мы все работаем усердно и много, и все делают работу с удовольствием, потому она приносит нам результат. Если человек в конфликте с самим собой, и не любит то, чем занимается, то он в компании долго не задерживается. И на собеседованиях я всегда проговариваю этот момент: если ты каждый день заставляешь себя ходить на работу, то лучше «проголосовать ногами» и выйти за периметр, особенно когда ты молодой – есть возможность найти себя, найти другой путь. Я тоже с этим сталкивался, но редко – в нашей компании большинство работает уже несколько лет.
– Если обратиться к рынку: как, по-вашему, нужно конкурировать, и что такое «конкуренция» в вашем понимании?
– Хорошо, когда есть конкурентная среда. Потому что при ее наличии выигрывает потребитель – тот, кто покупает жилье. Можно заметить, что за последние 3-4 года отрасль поменялась: застройщики стали больше уделять внимания внутридомовым территориям, эргономике, функциональности планировок, деталям. Так вот, конкуренция, в моем понимании, – это не столько личностная борьба между компаниями, сколько соревнование между продуктами. Конкуренция, я считаю, должна быть жесткой и правильной. А правильная конкуренция – это стремление к самосовершенствованию. С коллегами по рынку мы общаемся, со многими сложились приятельские отношения, мы не воюем. Просто у нас разные подходы, разные взгляды на работу, каждый делает продукт в соответствии со своим пониманием качества. Работу на рынке можно сравнить с приготовлением одного и того же блюда разными хозяйками: например, пять хозяек приготовят шарлотку из одних и тех же ингредиентов совершенно по-разному, будет даже абсолютно разный вкус, хотя состав, по сути, один и тот же. В конкуренции те же самые технологии. Конкурировать нужно именно качеством продуктов. Для меня конкуренция – это явление положительное, и, с точки зрения менеджмента, она провоцирует нас быть мобильнее, структурировать свою логику взаимоотношений с рынком и постоянно двигаться вперед. Это такой механизм, который нужно раскручивать. Сейчас мы вообще приходим к выводу, что конкурируем со своими же проектами – построенными и новыми. И наша задача – каждый новый проект делать лучше предыдущих.
–На рынке существует множество разных рейтингов: оценивают людей, компании, показатели. Когда вы где-то побеждаете – что это для вас значит, как вы понимаете слово «победа» и что следует после нее?
– Победа – это продукт целенаправленного действия, а не случайность, это как раз результат веры в то, что ты делаешь. А также это итог твоего упорства. Ведь порой кажется, что решение очевидно, и что именно оно приведет к нужному результату, но чуть-чуть не дошагал – и не достиг того, чего хотел, недоупорствовал. То есть только упорством и убеждениями можно добиваться того, что нужно. Порой ведь случается, что не доходишь всего лишь несколько шагов, а результат был уже на расстоянии вытянутой руки. Однако, даже если все получилось так, как было запланировано, после победы чувство удовлетворения все равно не приходит. Потому что смотришь на реализованный проект, который оказался относительно успешным, и все равно замечаешь пробелы и несовершенства – всегда хочется что-то поменять, всегда есть стремление сделать что-то лучше.
– А всегда ли нужно побеждать? Как вы относитесь к тем моментам, когда вы приближались к цели, но все равно не пришли к нужному результату?
– У нас у каждого есть своя роль, есть личный показатель эффективности и есть установленные сроки, в которые необходимо достичь конкретного результата. И, если вдруг по каким-то причинам этого не случается, то просто приходится включать профессионализм и воспринимать это как опыт, учиться на ошибках. Это как регулярная тренировка, которая приводит тебя к результатам. Достижения – это не разовая победа, которой потом наслаждаешься, а недочеты – это не провалы. Все это – тренировка. Побеждаешь, ошибаешься – двигаешься дальше.
– Какие у вас отношения с таким понятием, как время: на что вы готовы тратить его щедро?
– Я верю в то, что можно управлять собой во времени. И мне зачастую в этом помогают гаджеты. Для меня это помощники, здесь планирую свое время на месяц вперед и дальше, и всегда знаю, что я буду делать в ближайшие дни. Я не сказал бы, что чем-то жертвую. Конечно, в какой-то степени в жертву приходится приносить время со своей семьей, но мне нравится так жить, мои руководители так живут, мои сотрудники так живут – в таком же ритме. И это их осознанный выбор. Наш выбор. Мне это нравится, приносит радость, я постоянно в тонусе.
Здесь главное – соблюдать баланс, важно не перегорать. Потому что это может привести к потере вдохновения и энергии, и работа уже не будет приносить удовольствия. Тогда нужно смело уходить из компании. Но держать равновесие и баланс – это личная задача каждого из нас. Надо учиться этому. Я стараюсь управлять собой во времени, и не сказал бы, что какая-то сфера моей жизни остается в большом ущербе. Я, например, активно занимаюсь спортом. По утрам хожу на тренировки, в 6-7 утра несколько раз в неделю посещаю спортзал, после этого отвожу ребенка в детский сад, затем еду на работу. Суббота и воскресенье у меня тоже обычно заранее спланированы, я играю в теннис, в хоккей, отдыхаю с семьей. Меня удивляют люди, которые говорят, что не знают, чем займутся в выходные, или не знают, когда у них будет отпуск. Понятно, что планировать на год сложно, но все равно на какой-то долгосрочный период спланировать свои занятия можно. И отдыхать нужно. Хотя, если говорить про отпуск, то мне достаточно нескольких дней. Есть такое, почти медицинское понятие, – энтропия. Я себя ловлю на развитии энтропии на определенной стадии отпуска: проходит четыре дня, и становится дико, что ты не работаешь, хочется каких-то действий. Это значит, что мозг впадает в состояние энтропии и начинает подавать импульсы, что он слишком расслаблен, а ему хочется постоянного тонуса. И для меня это состояние дискомфортно. Так что много времени для отдыха мне не нужно.
– Вы начали работать сразу после окончания школы?
– Да, практически. Я приехал в Новосибирск из Уфы. Мне понравился этот город, и я хотел попробовать свои силы самостоятельно, вдалеке от родителей. Сознательно не поехал в Москву. Переехал в Новосибирск буквально после выпускного, поступил в Сибирскую академию государственной службы, параллельно работал на стройке. Но всегда видел себя именно в бизнес-среде. Потому что это возможность для развития своего потенциала, своих идей. Уже с первого курса понимал, где буду работать, чем займусь, поэтому с уверенностью говорю, что все можно проектировать. Все, что со мной случается, я, по сути, спроектировал сам. И строительный бизнес появился в моей жизни неслучайно. Сразу после окончания академии, в 2009 году, пришел в «Сибакадемстрой», потому что знал собственников компании, знал их подход и мечтал работать с молодыми бизнесменами, с которыми у меня совпадают взгляды на жизнь и работу. Я люблю Новосибирск и горжусь тем, что живу и работаю здесь.
– Есть ли у вас какие-то установки, четкое представление о том, что должен знать и делать топ-менеджер, а чего он не должен делать именно как управленец?
– Идеальной формулы нет. Скорее – есть неидеальная. Если говорить о топ-менеджерах, то сейчас уходит период, когда таких сотрудников оценивали только по горящим глазам, по энтузиазму, по тому, как он учился, какие курсы он закончил. Сейчас ключевым становится обычное трудолюбие и глубокое погружение в детали. Поэтому моя формула такая: в менеджере должны положительно сочетаться прошлая профессиональная деятельность, готовность работать и добиваться хорошего результата, а также – видение своей системы. Когда ты приходишь на управленческую должность, ты должен видеть, как ты можешь построить или улучшить систему. Топ-менеджерам важно уметь оценивать обстановку и моментально принимать решение. Если текущая система дает хорошие результаты – нужно улучшать, а если тренд нисходящий, то не надо пытаться ничего реанимировать, надо просто сделать новую систему. Поколению новых топ-менеджеров, наверное, присуще быстро реагировать, менять и выстраивать систему. Сейчас только системные решения оставят лучших на рынке – как среди компаний, так и среди управленцев. Полумеры, полу-решения не будут работать.
– Когда новый человек приходит управлять компанией, как ему поменять систему, сохранив лояльность сотрудников?
– Лояльность выражается не отношением «люблю – не люблю», а принятием задач и отсутствием у сотрудников постоянного противопоставления себя руководителю. Я так оцениваю это понятие. Есть еще такой момент, в котором можно усмотреть нелояльность сотрудников: это совершение постоянных ошибок. Если человек все время ошибается, то, наверное, он не анализирует свою работу, не пытается что-то изменить, это приводит порой к тому, что руководителю приходится принимать непопулярные решения. Поэтому, если человек идет на управленческую должность, он в первую очередь должен видеть результат, которого он хочет добиться, и действовать со своими сотрудниками в соответствии с этим видением. Я, например, культивирую понимание нашей работы как предпринимательской деятельности: мы все – предприниматели, у меня каждый специалист может самостоятельно принимать решения и аргументированно отстаивать свою позицию. Это я и называю предпринимательством – способность принимать решения и менять систему. Я рад, когда человек приходит и приносит свое видение. И я подбираю именно таких людей, на собеседованиях отдаю приоритет человеку, который готов и имеет желание, нежели человеку, у которого просто есть способности. Они не так важны, потому что способности придут с опытом, но если не будет желания, то вряд ли что-то получится. Так вот этот дух предпринимательства и способность к постоянным изменениям и построению системы присуща как мне, так и всем нашим сотрудникам. И когда человек приходит на управленческую должность, ему необходимо увидеть, как работает система, «поставить диагноз», сделать план и по нему шагать. Без планирования ничего не получится сделать.
– Определяется ли опыт возрастом и стажем работы?
– Возраст не является самоопределением. Ключевое здесь – это способность предвидеть результат. У топ-менеджеров должна быть способность постоянно тренироваться. У молодого и возрастного топ-менеджеров может быть одно отличие: они по-разному могут выдерживать давление (ошибки, неудачи, нелояльность сотрудников и прочее). У каждого, наверное, по-своему, но, мне кажется, молодые этому более подвержены. Они более эмоциональны, способны импульсивно принять решение в то время, когда нужно было перетерпеть и принять это решение взвешенно. А более возрастные руководители могут это видеть и спокойно ждать лучшего момента для принятия решения. Я порой могу начать думать о каких-то решениях на эмоциональном фоне, однако мне повезло со способностью остановиться и подумать, понять, что это просто эмоция. Сейчас много говорят о поколениях X, Y, Z – что у молодых меньше ответственности и прочее. Я думаю, что здесь проблема в ментальности семьи, которая не воспитала ответственность, и это будет проявляться не только в работе, это присуще людям, которые зачастую легкомысленно относятся к жизни вообще. Они что-то делают, потом спокойно ставят точку и идут дальше, не заботясь о том, какой шлейф оставляют за этим. А на самом деле стоит думать о том, что о тебе говорят, какова твоя репутация. Для меня это важно.