Дмитрий Потапенко: «Сетевой бизнес на бедных — это проще и прибыльнее гламура»

досье Дмитрий Потапенко Управляющий партнер ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоя

Дмитрий Потапенко в российском сетевом ритейле прославился благодаря двум фактам. Во-первых, при его гендиректорстве компания «Пятерочка» решилась на публичное размещение акций. А во-вторых, будучи апологетом тотальной экономии и немецкого стиля ведения бизнеса, он распространил его принципы на компании.

досье
Дмитрий Потапенко
Управляющий партнер ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ»; ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба.»; архитектурное бюро «АртПрага»; строительная компания «ECOnomСтрой». Заместитель Председателя Комиссии при Правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле.
Образование: 1993 г. — Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, специальность «Инженер конструктор-технолог». 2002 г. — MBA (экономика) ВАВТ при Министерстве экономического развития и торговли и МВА (Business&Economic Option) California State University (Hayward).
Карьера: 2003-2005 гг. — генеральный директор розничной сети «Пятерочка». 2001-2003 гг. — заместитель управляющего ГК «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж» (продажа печатной продукции по СНГ). 1998-2001 гг. — генеральный директор, вице-президент по инвестиционному развитию ОАО «МЭЗ ДСП и Д» — одного из крупнейшего в Европе заводов по выпуску ДСП и мебельных деталей. 1995-1998 гг. — вице-президент по продажам и маркетингу марки Grundig в России и СНГ. 1992-1995 гг. — менеджер по маркетингу, коммерческий директор компании Natashkyang Korotia Systems. В 80-х — начале 90-х гг. — работал на трех работах — санитаром в морге, охранником в казино и телохранителем президента банка «Русский кредит».

Почему сетевой бизнес должен быть основан на тупости, лености и стандартности?
Какие бизнес-процессы нельзя оцифровать?
Чем комиксы могут быть полезны для построения сетевого бизнеса?

Дмитрий Потапенко преуспел в строительстве розничных сетей за счет жесткой системы минимизации издержек. Управляя ныне 39-тью продуктовыми точками, разбросанными «от Чечни до Москвы», он гордится тем, что в его магазине площадью 250 кв. м работает всего 13 человек, а на логистику тратится только 3,75% от оборота. И тот, и другой показатель — рекорд для российского продуктового ритейла. Однако, помимо специфических для отрасли приемов снижения издержек, у Потапенко есть «чисто немецкие» правила, которые актуальны для любого сетевого бизнеса.

Неоцифрованная стратегия — не стратегия

Дмитрий Потапенко любит притчу о Будде, который, увидев строящееся здание, спросил людей, что они делают. Один сказал, что носит камни. Второй — что строит здание. А третий ответил, что возводит храм. По мнению экс-генерального директора «Пятерочки», большинство руководителей и собственников бизнеса сегодня «носят камни» и «строят здания», ибо «возводить храм» в современном понимании — значит, иметь четко зафиксированную и оцифрованную стратегию развития бизнеса, доведенную до понимания всех сотрудников, вплоть до уборщицы. И именно такой стратегии у абсолютного большинства нет.

— 90% наших собственников любят нанять неких топ-менеджеров и ждать от них, как манны небесной, что они за собственника напишут стратегию. А этого не происходит и не произойдет никогда. Собственник — это единственный человек, который может и обязан прописать стратегию. Он должен указать, что хочет получить от вверенных ему бойцов конкретно: этот боец должен копать от сих до сих, этот — должен столько-то построить и т.д. Если собственник этого не может или не умеет, то, по сути, его бизнес очень ограничен. Пять-семь лет он может сидеть в своей региональной конуре и довольствоваться несколькими миллионами долларов. Но показатель жизнеспособности любого бизнеса — это умение собственника управлять своей компанией дистанционно. Когда ты можешь развить бизнес там, куда ты пришел, как варяг, где нет собственной власти, где ты не вырос — не выжил, где «стены не помогают», тогда ты действительно успешен.

И как должна выглядеть правильно прописанная стратегия, если перевести язык войны на язык бизнеса?

— Если мы устанавливаем обычную для сетевого бизнеса стратегическую цель — открыть в этом году столько-то точек, то должно быть зафиксировано: точки конкретного формата, в конкретных регионах, с конкретным оборотом и средним чеком. Нельзя прописывать стратегию типа «Хотим стать лучшей компанией». Для сети минимаркетов печатной продукции «Хорошие новости», которую я строил, будучи в ГК «Логос», стратегия заключалась в захвате определенных аэропортов — Шереметьево, Внуково, Пулково и т.д. Понятно, что это были основные стратегические точки, как почта, телефон и телеграф. А дальше эта стратегия расписывалась по «бойцам».

Сейчас буржуйские консультанты любят говорить о Balanced ScoreCard — системе сбалансированных показателей. На самом деле те, кто жил при советской власти, наверняка вспомнят такой коэффициент трудового участия — КТУ. Так что все новые слова — это перепетые старые. А суть в том, что, когда вы планируете стратегию, любую деятельность надо рассматривать в четырех разрезах: финансы, клиенты, бизнес-процессы и персонал. А дальше — любое действие в вашей компании должно быть оцифровано. Если один из ваших бизнес-процессов носит название «Мы осуществляем качественное обслуживание клиента», забудьте о бизнесе — заявление на стол, вы свободны! Слово «качество» — дурацкое наряду с «уникальностью» и «дешевизной». За слоганом «качественное обслуживание клиента» скрывается неумение оцифровать деньги, время и сроки бизнес-процессов.

Так ли уж все поддается оцифровке?

— Любая деятельность любого подразделения вашей компании цифруется. Как оцифровать абстрактную, казалось бы, цель «повышение эффективности» для финансового отдела? Элементарно. Рентабельность инвестированного капитала не ниже такой-то цифры. Как для отдела персонала перевести на язык цифр цель «Развитие компетенций у продавцов»? Все просто. Средний аттестационный балл на знание продукта. Казалось бы, всеми нами любимая бухгалтерия не цифруется. Да ничего подобного! Цифруется элементарно — через минимизацию издержек на конкретную бизнес-единицу. Расходы на бизнес-единицу, в данном случае на бухгалтерию — определенный процент. Срок прохождения документов по бухгалтерии — в срок, от сих до сих. Все цифруется! Если вы что-то не оцифровали внутри компании, тогда у вас не могут быть низкие издержки, потому что вы не контролируете процесс.

Когда захватывают почту, телефон и телеграф, за ценой не стоят. В бизнесе так нельзя. Как вы определяете экономическую целесообразность «захвата» того или иного объекта, региона?

— Когда я работал в «Пятерочке», я стал составлять для себя пообъектную таблицу эффективности. Что туда вносится? Есть условное количество экспертов. К примеру, директор по продажам, который, осмотрев объект недвижимости, говорит, что на этом месте магазин будет давать условно 100 тысяч, рублей или долларов — неважно. Эту цифру я заношу в таблицу и знаю ее только я. Далее — директор по персоналу говорит, что на этом объекте должно быть столько-то сотрудников. И это я вношу в таблицу. И так далее по ключевым топ-менеджерам и направлениям — вся информация сводится в таблицу. А дальше уже смотрится чисто экономическая эффективность. Сегодня в 90% случаев сетевой бизнес губит арендная ставка. Если арендная ставка неадекватная, то объект не выкидывается, а ставится в «лист ожидания». Отслеживание развития дел у арендодателя продолжается, потому что собственники регулярно меняются, менеджеры в государственных структурах, которые отвечают за сдачу в аренду, тоже. Новые люди — новый подход, и тут ты должен оказаться тем самым парнем, который появляется в нужное время, в нужном месте и с нужным предложением.

Допустим, собственник определился со стратегическими целями. Как ему теперь транслировать это понимание своим сотрудникам, чтобы они тоже возводили храм, а не камни таскали?

— Человек должен уметь вычислять физиомоторику. Все мы лжем. Это связано с тем, что мы мыслим образами. Я произнесу слово «дом», и у каждого в голове возникнет своя картинка. А все потому, что мы сначала переводим этот образ на свой речевой аппарат, который у всех нас, в силу образования и воспитания, разный. Мы лжем, потому что по-разному воспринимаем. К нам в строительную компанию нанималась женщина-маляр. Ей объяснили: «Мы будем вам платить 12 тыс. руб., плюс 8 тыс. руб. за объект. Выплачиваться зарплата будет дважды в месяц». На следующий день она не выходит на работу, звонит по телефону и говорит: «Вы меня, наверное, обманете». «Почему?» «Но вы же сказали, что зарплата 12, суммарно должно быть 20, но раз вы выплачиваете дважды в месяц, значит, дадите два раза по шесть». Где произошел сбой? Непонятно. Но это означает, что я тоже неправ и что мой директор по персоналу в следующий раз будет в картинках объяснять, какие суммы и в какие сроки мы выплачиваем.

Визуализация — это инструмент для работы только с низовым персоналом?

— С любым, в том числе и средним. Просто для низового персонала визуализация должна быть наиболее наглядной. Образно говоря, все бизнес-процессы должны быть описаны в комиксах. В «Ашане» кассиров готовят по 46 слайдам. У меня в фирмах все должностные инструкции рисует штатный художник. Конечно, он не Пикассо, но его уровень достаточен, чтобы в картинках показать, что, например, кассир, прежде чем обслужить покупателя, должен установить с ним контакт глазами. У вас что, нет $150, чтобы взять художником какого-нибудь студента? Донося стратегию до своих сотрудников, вы должны руководствоваться тремя принципами: тупость, леность и стандартность. Тупость не должна позволять вам писать фразу длиннее семи слов, леность не должна позволять вам писать инструкции длиннее одной страницы, а стандартность должна позволить распространить это на все объекты одновременно. Ведущие московские сети работают с текучкой персонала в 270%.

В качестве эффективных стратегий очень часто приводят в пример Генри Форда и его идею народного автомобиля : «Люди, которые делают эту машину, должны иметь возможность ее купить», и основателя IKEA Ингвара Кампрада, который говорил: «Мы делаем дешевую мебель для студентов, чтобы они могли на ней заниматься сексом и рожать своих первенцев». Не все так гениальны, как Форд и Кампрад, чтобы так ярко визуализировать стратегию доступными образами.

— Три стратегических цели моей компании знают все сотрудники: достигнуть такого-то товарооборота, занять такие-то регионы и привлечь такой-то инвестиционный капитал. И когда меня спрашивают, а зачем это знать обычному продавцу, я всегда объясняю, что даже большие цели создаются маленькими людьми.

Только религия заставляет людей работать за орешки

Второе обязательное правило сетевого бизнеса с немецкой философией — внедрение идеологии, или, как говорит Потапенко, религии, заменяя этим термином нелюбимое словосочетание «корпоративная культура». Силу и экономический эффект религии наглядно демонстрирует католическая церковь — самая масштабная розничная сеть в мире. Она включает самое большое количество объектов недвижимости, самое большое количество сетевых операторов в каждом городе, самое большое количество сотрудников, работающих бесплатно, и имеет самую высокую рентабельность на вложенный капитал.

— Только люди, которые верят в светлое будущее, работают за орешки. Никакой бизнес-процесс, построенный на интеллекте, не будет эффективен. Он работает в маленьких компаниях, но не в больших. Вы не можете контролировать, чтобы в десяти ваших магазинах были одинаковые директора. Если в вашем бизнес-процессе возникает ситуация принятия решения «или», человек всегда выберет неверный вариант. Поэтому бизнес-процессы должны быть заточены под олигофренов, под биороботов, под тупых гоблинов. Это единственный способ построения сетей.

Но вы же сами, работая в «Пятерочке», боролись с избытком корпоративной культуры!

— Религия должна быть адаптирована. Почему в «Пятерочке» был перегиб? Потому что был разрыв между высшим топ-менеджментом, который создавал эту религию, и низшим персоналом. Владельцы бизнеса практически не бывали во многих своих магазинах даже в Москве. Но нельзя нанять человека и сказать ему — поверь или уволься!

Надо верить самому?

— Не просто верить. Собственник должен идти к простым людям в качестве проповедника. Он каждый день должен доказывать, что он действительно чемпион, а не добился этого звания случайно. Веру губят двойные стандарты. В сентябре Россия выиграла чемпионат Европы по баскетболу. За российскую сборную последний решающий мяч забросил негр Джон Роберт Холден. Но я не видел его ни в одной спортивной трансляции. Видел ликующую сборную, болельщиков, Кириленко видел. А Холдена — нет. Да, это сделал наемник, да, не говорящий по-русски, да, негр, ну и что! Отдайте ему должные почести, ведь он завоевал для этой страны победу. Это фарисейство — не называть вещи своими именами. Оно как раз и разрушает идеологию.

Как должна выглядеть проповедь собственника своим подчиненным?

— Он должен не проповедовать, а работать вместе с ними. Я никогда не бываю в офисе — все время на объектах. Во-первых, когда ты видишь реальное и живое, сразу же становятся ненужными всякие «доверенные лица», так как прямо или косвенно, но вчерне вы понимаете, какова ситуация на объекте. Конечно, в уже запущенных и отстроенных точках нет необходимости выставлять товар на полки своими руками, но когда на новом объекте мы пролетаем по срокам открытия, я приезжаю и работаю с людьми всю ночь.

Говоря про биороботов и религию, вам не кажется, что здесь есть противоречие? Ведь роботы ни во что не верят

— Верят, но только во что-то очень примитивное и простое. В моих сетях по итогам года два лучших сотрудника из каждого подразделения едут на выходные в Прагу. Заметьте, я их не в Турцию везу, а в красивейший город Европы. Я хочу, чтобы они перестали быть гоблинами, чтобы они сдвинулись, чтобы мозг шевельнулся: «Опа! Здесь какая-то фишка. Я не хочу быть гоблином, я хочу двигаться вперед». Если бы я тупо дал ему $400 премии вместо Праги, ничего бы этого не было. Я вытаскиваю людей на такие фишки — в боулинг, в керлинг, в гольф. Моя сверхзадача — чтобы человек мыслил.

Но если бизнес-процессы оцифрованы, если у системы два состояния: «правильно» и «неправильно», и сама она не позволяет сделать неправильно, то зачем мыслить-то?

— Как только он начнет мыслить, он останется в моей системе, в моей же религии. Просто перейдет на другой уровень, станет управленцем. Этот человек уже мой, потому что я дал ему ниточку, это я дал ему веру в светлое будущее.

Какого черта вы сидите?!

Потапенко признает, что стратегия снижения издержек, которую он исповедует, подходит далеко не всем бизнесам, а только сетевым и тем, кто работает с массовым потребителем.

— Во всем мире наиболее доходен бизнес на бедных — тот, что с низкой маржей и большими оборотами, потому что копейку с миллиарда заработать всегда проще, чем миллиард с одного. Генри Форд и IKEA — тому примеры. И я на собственной шкуре знаю, что работать надо с нищими, с массой. Гламурненько — это не ко мне.

Пределы развития все равно существуют. Многие успешные компании, достигнув потолка, начинают стагнировать и рассыпаться. И собственники могут по-прежнему думать, что делают правильные и логичные вещи, гоблины могут по-прежнему ездить в Прагу, а мир с его терактами, войнами и надвигающимися кризисами все больше походит на фильм ужаса.

— Да так и есть. Человеческий разум — это вирус, человек с какого-то перепугу решил, что он обладает разумом. Кто это ему сказал? Человек — это единственное животное, которое убивает себе подобных не для еды и не для завоевания какого-то энергоресурса. Но что самое важное для человека? Выбор. Когда я стою перед выбором — пойти почистить зубы или поесть, меня прет от этой ситуации, потому что я в этой ситуации — уже не только тело! И я превращусь в тело, как только перестану переться.

А дальше-то что?

— А дальше 9 копеек, восемь, пять, одна копейка, одна десятая копейки. Воздух. Мировое господство. Этот процесс неостановимый. У любого профессионального спортсмена есть единственный соперник — это он сам. Вот я не люблю две точки в пространстве — день рождения и Новый год. Они останавливают время. А мы все время должны быть в процессе. Вот почему я люблю пинать ритейлоров. Когда они стонут — ай, конкуренция, мы умираем, я говорю: «Миллиардером может стать каждый. Будьте им». Я сделал $100 млн за 2,5 года. «Пятерочка» выросла до миллиарда за три года. Какого черта вы сидите?! Пошли зарабатывать деньги. Бабла в России, как грязи. Надо только двигаться.

Самое читаемое
  • 95% пилотных проектов с внедрением ИИ в бизнес не приводят к росту прибыли95% пилотных проектов с внедрением ИИ в бизнес не приводят к росту прибыли
  • Выросло число жертв взрыва на заводе «Эластик» в Рязанской областиВыросло число жертв взрыва на заводе «Эластик» в Рязанской области
  • «Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»«Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»
  • Бизнес просит заменить штрафы на предупреждения за ошибки в налоговой отчетностиБизнес просит заменить штрафы на предупреждения за ошибки в налоговой отчетности
  • Заглядываем на стройплощадку самого амбициозного ЖК в Екатеринбурге: каким он будетЗаглядываем на стройплощадку самого амбициозного ЖК в Екатеринбурге: каким он будет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.