Подписаться
Курс ЦБ на 14.07
70,74
80,09

Дмитрий Измайлов, Uber: «Такси будет играть большую роль в обслуживании станций метро»

Дмитрий Измайлов, Uber: «Такси будет играть большую роль в обслуживании станций метро»
Иллюстрация: Предоставлено спикером

ДК поговорил с генеральным директором Uber в России о том, сможет ли такси заменить общественный транспорт, и какие фишки нужно использовать на высококонкурентном рынке такси.

Сервис проработал в Новосибирске больше года – как уплотнилась конкурентная среда после наполнения рынка новыми игроками, повлияло ли это на качество работы такси, и каковы перспективы нашего города в сфере пассажирских перевозок, обо всем этом – в интервью генерального директора Uber в России Дмитрия Измайлова.

Uber вышел на новосибирский рынок почти два года назад, примерно в то же время здесь появились Gett и Яндекс. Что изменилось с вашим приходом?

Новосибирск – один из ключевых городов для Uber. Это крупный промышленный центр, сюда приходят многие федеральные и международные игроки из разных отраслей. Последние несколько лет население города неизменно растет, расширяется площадь жилой застройки, как следствие – увеличивается и потребность в быстром передвижении во все точки города. Сегодня жители Новосибирска демонстрируют высокий уровень мобильности и используют различные виды общественного и личного транспорта и такси. По данным исследования городской мобильности[1], которое было проведено по заказу Uber среди пользователей и водителей сервиса в 5 крупнейших городах России, включая Новосибирск, уровень транспортного обслуживания города задается метро (38,6% от общего числа поездок на общественном транспорте), 35,7% приходится на трамвай и троллейбус и 25,7% – на автобус. В то же время, Uber эффективно дополняет развитую структуру общественного транспорта, повышая доступность всего города для жителей и помогая распределять пассажирские потоки: 59,1% от общего количества поездок с Uber в Новосибирске приходится на поездки за пределами центра города1.

Как вы оцениваете плотность конкурентной среды в нашем регионе?  

Несмотря на наличие большого числа игроков и среди онлайн-сервисов, и среди традиционных служб такси, рынок пассажирских перевозок в Новосибирске обладает потенциалом как минимум четырехкратного роста: согласно исследованию1, обеспеченность жителей города такси составляет 3,2 машины на тысячу жителей. Этот показатель ниже, чем в других мегаполисах, в которых проводилось исследование, например, в Москве (4,8), Санкт-Петербурге (7), Екатеринбурге (5,9) и Казани (5,7). Для сравнения, в Нью-Йорке и Лондоне аналогичный показатель составляет 12.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе своим главным конкурентом мы видим личный автомобиль. Доступность и удобство заказа поездок через онлайн-сервисы приводит к тому, что необходимость в личной машине просто отпадает, ведь людям нужен не автомобиль как таковой, а возможность добраться из точки А в точку Б. Уже сегодня почти 16% жителей Новосибирска1 считают Uber хорошей альтернативой личному автомобилю, и в будущем этот показатель будет только расти. Меньше автовладельцев –  больше пользователей сервисов по заказу поездок.

В каких регионах России работать сложнее, какие есть различия в рынках?

В каждом городе России, где мы работаем, есть своя специфика. Например, в Екатеринбурге Uber эффективно дополняет систему муниципального транспорта. Так, 20% пассажиров используют наш сервис в качестве «первого и последнего километра» –   добираются до станций метро на такси, а затем пересаживаются на городской транспорт и наоборот1. Этот показатель гораздо больше, чем, например, в Москве, где с этой целью сервис используют лишь 8% пользователей. Или другой пример, уже из категории ценообразования: согласно исследованию Uber1, экономичность поездок имеет большее значение для жителей нестоличных городов – Казани, Екатеринбурга и Новосибирска (76,3%, 76,7% и 70,8% респондентов соответственно). По данному критерию Uber становится альтернативой для тех горожан, кто раньше не пользовался такси по причине дороговизны.

Как в целом изменился рынок такси в России за то время, что вы присутствуете здесь?

Согласно данным Центра политической информации[2], за последние годы в результате активного развития информационных технологий рынок легкового такси претерпел значительные изменения. Так, его объем вырос на 85% в период с 2010 по 2015 гг.  Онлайн-агрегаторы, в том числе Uber, сыграли в этом важную роль: согласно опросам в 10 крупнейших городах России в 2015 г., 51% респондентов связал более частое пользование услугами такси с предложением онлайн-платформ. 

И это неудивительно. Помимо повышения доступности поездок, онлайн-сервисы усиливают их прозрачность и безопасность: человеку не нужно стоять у дороги, чтобы «поймать» такси, пользователь заранее получает информацию о водителе и автомобиле, включая марку, цвет и номер, может легко идентифицировать машину и быть уверенным, что его везет именно тот водитель, который прошел проверку и зарегистрирован в системе. Также в приложении Uber есть возможность поделиться своим маршрутом с родными, чтобы они видели ваши передвижения в режиме онлайн. Информация обо всех поездках хранится в системе, так что, если пользователь, к примеру, забыл в автомобиле вещь, он сможет ее вернуть, сообщив о пропаже в службу поддержки (это можно сделать через разделы «Помощь» или «Ваши поездки»).

Какие тренды в развитии отрасли вы видите сегодня, как меняются запросы клиентов, что для них становится важным, какие услуги становятся более востребованными и какие приходится внедрять?

Мы постоянно работаем над тем, чтобы повысить удобство и эффективность платформы Uber и сделать так, чтобы пользователи могли найти в приложении все, что им нужно.   Например, в Ростове-на-Дону и в Москве мы видели повышенный спрос на автомобили с детским креслом. Поэтому мы запустили услугу uberKIDS. Она пользуется популярностью и превращает такси в универсальный способ передвижения в любой ситуации и для любой компании, в том числе для семей с детьми. В феврале 2017 г. мы запустили в Москве сервис по доставке еды из ресторанов UberEATS, и он уже демонстрирует впечатляющие результаты.

В целом наш принцип простой: если мы видим, что какой-то сервис может быть осуществлен нами быстрее и дешевле, чем традиционными поставщиками услуг, мы развиваем эту идею.

Как сегодня такси-сервисы меняют городскую среду? Здесь в том числе имеется в виду конкуренция с городским транспортом – насколько вероятна возможность вытеснения какой-то части рынка общественного транспорта или просто оттока клиентов и обращения их к такси (ведь оно становится все дешевле и удобнее, предоставляет дополнительные сервисы и так далее)?

Наша задача не конкурировать с городским транспортом, а дополнять его, расширяя возможности для комфортного передвижения в тех районах, где транспортная инфраструктура недостаточно развита. Например, по данным нашего исследования, 64,2% респондентов используют Uber для поездок в отдаленные районы и пригороды Новосибирска, что повышает доступность всего города для жителей, снижает нагрузку на общественный транспорт, эффективно дополняя его, и помогает распределять пассажирские потоки. Исходя из структуры перевозок общественным транспортом, мы также предполагаем, что в дальнейшем в крупных городах, в том числе и в Новосибирске, такси будет играть большую роль в обслуживании станций метро: уже сейчас мы наблюдаем, что многие поездки начинаются и заканчиваются в непосредственной близости от станций метрополитена.

Кроме того, в связи с быстрым развитием онлайн-сервисов по заказу поездок все больше людей отказываются от владения автомобилями. По нашим опросам, 10% пассажиров Uber до 30 лет в США отмечают, что они либо отказались от своих автомобилей, либо не планируют покупать новые. Наше исследование в 5 городах России показало, что 32% наших пользователей считают Uber хорошей альтернативой личному автомобилю. Можно предположить, что этот тренд будет и дальше нарастать, а значит, в будущем за счет сокращения парка личного автотранспорта уменьшатся пробки, снизится выброс СО2 в атмосферу, пространства, занятые сегодня парковками, освободятся и там разобьют парки, построят детские и спортивные площадки. Все это реально и зависит только от нас: отказавшись от личных машин, мы можем приблизить будущее, в котором наши города стали бы более комфортными и приятными для жизни.

1 «Экономическое исследование рынка городского передвижения и влияния Uber на развитие рынка, с фокусом на Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и Екатеринбурге», проведенное по заказу Uber  ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан», Казанским федеральным университетом при участии экспертов АНО «Европейский университет в г. Санкт-Петербурге» и НИУ «Высшая школа экономики».

[2] Центр Политической информации “Рынок такси и его регулирование: мировой опыт”, Москва, 2016

Комментарий недели

Самое читаемое
  • Росстат насчитал вдвое больше умерших от коронавируса в мае, чем оперативный штабРосстат насчитал вдвое больше умерших от коронавируса в мае, чем оперативный штаб
  • «Мы стоим. Мы в застое». Кудрин рассказал вчерашним студентам об экономике страны«Мы стоим. Мы в застое». Кудрин рассказал вчерашним студентам об экономике страны
  • Новосибирский девелопер возглавил федеральную комиссию по градостроительной деятельностиНовосибирский девелопер возглавил федеральную комиссию по градостроительной деятельности
  • Новосибирский Биотехнопарк стал безубыточным. В планах — вторая очередьНовосибирский Биотехнопарк стал безубыточным. В планах — вторая очередь
  • Торговое здание с арендаторами выставлено на продажу в НовосибирскеТорговое здание с арендаторами выставлено на продажу в Новосибирске
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.