Доля малого и среднего бизнеса резко упала в кредитном портфеле банков
Особенно сильно кризис ударил по компаниям, специализирующимся в сфере услуг, торговле, транспорту и логистике.
Как пишет РБК Новосибирск, по итогам 2015 года ВТБ24 прогнозируют падение рынка кредитования малого и среднего бизнеса на 20%. В Новосибирской области банк за 5 месяцев выдал малому и среднему бизнесу на 1,5% больше кредитов, но при этом в денежном объеме это на 36% меньше.
Управляющий Сибирским филиалом банка ВТБ24 Станислав Могильников отметил, что в Новосибирске преобладают сегменты, по которым кризис ударил особенно остро, — сфера услуг, торговля, транспорт и логистика.
Начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков констатирует, что в целом по стране кредитование малого бизнеса замедляется, а кредитование крупного бизнеса напротив демонстрирует рост.
У Сибирского Сбербанка по Новосибирской области остатки срочной ссудной задолженности юридических лиц (включая и малые, и крупные предприятия) на 1 июня составляли 100 млрд рублей, из них кредиты малому бизнесу — 5,6 млрд, среднему бизнесу — 29,6 млрд рублей, остальная часть приходится на крупнейший бизнес, оборонно-промышленный комплекс и региональный госсектор.
Первые 4 месяца наблюдался спад в кредитной активности как юридических, так и физических лиц, с мая наметилась тенденция к восстановлению, отмечает представитель Сибирского Сбербанка.
Директор Сибирского филиала «Райффайзенбанка» Анна Тихонова отметила, что значительно выросли риски в таких отраслях как коммерческая недвижимость, непродовольственный ритейл, продажи автомобилей.
По мнению руководителя дирекции корпоративного бизнеса «МДМ Банка» Максима Лукьяновича, в первую очередь пострадали чистые импортеры, производство и торговля так называемыми циклическими товарами с длительным периодом пользования или окупаемости. Например, отрасли грузоперевозки, производства стройматериалов и строительная отрасль, торговля дорогими предметами длительного пользования, такими как дорогая бытовая техника и автомобили.
По его словам, самыми привлекательными для банков сейчас являются компании, связанные с отечественным производством и розничной торговлей товаров первой необходимости, на которые будет сохраняться устойчивый спрос. Это продукты питания среднего и низкого ценовых сегментов, медикаменты, недорогая одежда и обувь, услуги первой необходимости.