Эксперт по финансам: «Банк России вводит самого себя в заблуждение»
«Регулятор по отношению к рынку всегда стоит особняком. Он им управляет или, по крайней мере, в это сильно верит…»
Аналитик долгового рынка ИК «Иволга Капитал» Илья Григорьев
Ужесточив или сделав мягче денежно-кредитную политику, Банк России предполагает, что ему под силу навязать денежному рынку ту или иную политику. Будучи отчасти правым, он вводит самого себя в заблуждение. На самом деле все обстоит иначе. Рыночная конъюнктура формируется самостоятельно — как сумма тех или иных настроений на рынке в ответ на экономическую ситуацию в стране и мире. В нынешней ситуации все мировые центробанки подстраиваются под ситуацию, сложившуюся на рынке, а успех того или иного центробанка заключается в том, насколько быстро и точно он отреагирует на текущие тенденции. Если же регулятору удастся предугадать тенденции экономики в будущем, то его именуют самым эффективным.
Российский центробанк все же думает, что управляет денежным рынком с помощью изменения ставки. Однако практика показывает, что он не успевает (или не считает нужным) изменять ставку, когда того требует ситуация. Текущие снижения процентной ставки должны были произойти два-три года назад, когда экономика страны оправилась от кризисных явлений 2014-2016 года. Тогда российскому рынку помогли бы дешевые заемные деньги для обеспечения роста. Но риски, которые для себя видел регулятор (геополитические, ценовые и инфляции), перевешивали перспективы полезности подешевевших денег. По крайней мере, так ситуацию видел для себя ЦБ.
Нынешняя ключевая ставка в 6,5% (и варианты дальнейшего ее снижения) может оказать не самую хорошую услугу уже в текущей ситуации. Возникает такая угроза в силу кризиса либо глобальной коррекции, которую справедливо ожидают во временном промежутке с 2020 по 2021 год. В условиях кризисных явлений на фондовом рынке и в экономике в целом, дешевые деньги принесут экономике большие проблемы.
В такой ситуации у Центробанка не будет иного выхода, как снова вернуть высокие ставки на рынок. И это будет правильным решением для времен финансового кризиса. Вопрос возникает в другом: насколько быстро удастся ему вернуть ставку на прошлый уровень, когда кризис уже останется позади.
Опыт кризиса 2008-2009 гг. показывает, что оправиться от трудностей денежно-кредитная политика смогла небыстро, и пришла к комфортному для развития уровню ставок только к 2013 г. — фактически только перед началом нового кризиса.
В итоге мы приходим не к самым позитивным выводам. Если брать в расчет, что коррекция на рынке произойдет в течение одного или двух лет, то текущая тенденция на снижение ставок окажется недолгой. После наступления проблем, ставка вернется на прежний уровень нескоро, судя по опыту предыдущих кризисов.
Да, ставка в декабре может быть и, вероятнее всего, будет снижена. Но не факт, что надолго.