Эксперты – о падении объемов сдачи ТЦ, новых путях поиска арендаторов и вере в осень
В 2017 году в регионах будет введен минимальный объем торговых площадей за последние 10 лет. Единственный новосибирский ТЦ, запуск которого откладывается нескольких лет, может продлить этот срок.
Компания «Магазин Магазинов» подотовила отчет, который свидетельствует о том, что девелоперы за редким исключением отказываются реализовывать новые проекты – в 2017 году, по прогнозам, должно быть введено 20 ТЦ в регионах (с учетом новосибирского ТРЦ «Европейский», который изначально планировалось ввести ещё в 2012 году). Ещё по 4 ТЦ – в Москве и Московской области.
Руководитель направления «Торговые центры» компании «Магазин магазинов» Диана Зазнобина рассказала о ситуации на рынке, вызванной продолжающимся снижением реальных доходов населения и о его последствиях:
«Реальные располагаемые доходы россиян продолжили падение в новом году. Так, в феврале 2017 года, по последним данным Росстата, они снизились по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 4,1%. Это негативно отразилось на продажах арендаторов в ТЦ: по их словам, продажи в среднем такие же, как в прошлом году, или меньше».
Она отмечает, что снижение покупательской способности стало одним из ключевых факторов в снижении посещаемости:
«По данным компании Watcom, после нескольких всплесков Shopping Index в течение 2016, уже в декабре было отмечено падение. Отставание от прошлого года продолжилось в январе и составило – 12%. По последним данным, в предпраздничные недели перед 23 февраля и 8 марта московские ТЦ столкнулись с падением трафика почти на 10% по сравнению с показателями 2016 года. Это связано с тем, что при сокращении реальных доходов покупатели все реже делают эмоциональные покупки и более продуманно подходят к выбору подарков. Основываясь на поведении потребителей, все ТЦ и торговые операторы выстроили свою маркетинговую компанию главным образом на акциях и скидках. Ведь чувствительность к цене – это основное, что доминирует сегодня в модели потребления».
Диана Зазнобина полагает, что в будущем при стабильном курсе рубля и отсутствии негативных изменений в экономике ситуация с потреблением должна улучшиться:
«К осени ожидается оживление продаж, чему будет способствовать отложенный спрос».
Другой эксперт компании – ведущий консультант Александра Ромашина – раскрывает, как и зачем ТЦ привлекают арендаторов из Instagram:
«Как известно, последние несколько лет онлайн-магазины (зачастую старт-апы) активно открывают свои Instagram-блоги, где с помощью красочных фото можно ознакомиться с их ассортиментом и ценами. Очень часто среди таких магазинов встречаются российские дизайнеры одежды со своими брендами, а также байеры, осуществляющие закупку и продажу различных европейских, американских и азиатских брендов».
Ромашина отмечает, что в последние 2 года наметилась тенденция, когда ТЦ размещают таких арендаторов на своих площадях. Обычно это магазины небольшого формата, 100-120 кв. м.
«Изначально цель привлечения таких арендаторов состояла в том, чтобы заполнить пустующие площади, но со временем оказалось, что некоторые офф-лайн магазины Instagram-ритейлеров показали отличные результаты (например, 12storeez в ТРЦ «Океания», Fashion Confession в ТЦ «Метрополис»). Наличие таких арендаторов имеет ряд плюсов для ТЦ. Во-первых, они привлекают дополнительную аудиторию без затрат через блоги и соцсети. Во-вторых, они имеют красиво оформленные магазины, которые хорошо вписываются в торговую галерею. При этом немаловажно, что такие арендаторы садятся не просто на проценте от товарооборота, а еще платят фиксированную арендную плату, а также сами делают отделку в своих помещениях».
Как ТЦ привлекают таких арендаторов? Как правило, при поиске инициатива исходит именно от самого ТЦ, уверена Ромашина: представители ТЦ ищут в интернете онлайн-магазины с большим количеством подписчиков в Instagram и предлагают им открыться в своем торговом центре.