Елена Чайковская, Банк России: «Люди хотят видеть, куда идут их деньги»
СГУ Банка России организовало конференцию для тех, кто хочет ближе познакомиться с рынком облигаций. Директор Департамента развития финансовых рынков ЦБ РФ рассказала о его возможностях и рисках.
По мнению Елены Чайковской, развитие данного сегмента должно способствовать решению вопроса потенциального дефицита рыночного обеспечения в финансовой системе, а также снятию с банковского сектора нагрузки по кредитованию крупнейших российских корпораций.
Что выгоднее для предприятий – облигации или кредит?
«Мы приехали на конференцию с Новосибирск, для того чтобы рассказать местным компаниям, что им могут дать облигации. Мы провели опросы предприятий в разных регионах, и основным ответом, почему компании не выходят на рынок облигаций и не пользуются ими, был: просто потому, что компании о них не знают. Поэтому мы хотим рассказать об этом инструменте.
Облигации дают компаниям больше возможностей финансирования, потому что разница в ставках при привлечении денег в виде кредитов в банке или на облигационном рынке (если компания выходит на публичный рынок и продает свои облигации широкому кругу инвесторов) может составлять 1-2%. И на больших суммах можно экономить очень хорошие деньги: например, 30% компаний сейчас имеют обращения облигаций от 1 до 10 млрд руб., и если компания выпускает, например, на 5 млрд облигаций, то в год на процентной ставке она может экономить до 100 млн руб., это вполне приличные деньги, которые стоят того, чтобы выйти на этот рынок».
Емкость регионального рынка и эмитенты
«У рынка Новосибирской области очень большой потенциал. В принципе, концентрация его в России очень большая: более 85% в объемном выражении выпуска облигаций приходится на Москву и Санкт-Петербург. Сибирский федеральный округ всего по объему составляет 2% привлеченного финансирования, и он находится на передовых позициях по сравнению с другими частями России. По количеству эмитентов Москва и Петербург концентрируют больше 50%, в остальных регионах, конечно, меньше, в сибирском округе – 7, в других можно пересчитать по пальцам одной руки. Потенциал большой, мы видим, что на рынок облигаций могут выходить не только крупные компании, но и средние. Мы хотим, чтобы они имели возможность выбора, могли принимать взвешенные решения, сопоставляя плюсы и минусы.
Когда мы начинали тему развития рынка облигаций, то в первую очередь думали про компании, про будущих эмитентов, про то, чтобы дать им больше возможности привлекать финансирование. Но по ходу пути мы поняли, что задача – дать инструмент не только тем, кто привлекает деньги, но и тем, кто размещает, эта задача сейчас даже в некоторых аспектах выходит на первый план, потому что сегодня мы видим, что ставки в депозитах больше 7% находятся с трудом, и физические лица начинают активно интересоваться не теми инструментами, которыми бы нам хотелось, чтобы они интересовались – это высокомаржинальные продукты, бинарные опционы, рынок Форекс – интерес растет, и надо направлять его в верное русло».
Облигации и физические лица
«Как показывает опыт наших зарубежных коллег, просветительские программы, которые пытается делать регулятор, работают в обратную сторону – как реклама – и люди начинают еще более активно идти на этот рынок, чего бы нам, конечно, хотелось избежать, потому что проблема в том, что люди не понимают, на какие риски они идут, вкладываясь в эти инструменты, – ведь идет очень агрессивная политика со стороны компаний, которые эти услуги предлагают – финансовая грамотность не успевает за этой агрессивной рекламой, и люди действительно идут на рынок Форекс, думая, что они вкладываются в доходные финансовые инструменты, ожидая получить ту доходность, которую им обещают, а по статистике клиент теряет деньги буквально за два-три месяца. В этой ситуации мы боимся, что клиент совсем уйдет и уже не вернется на финансовый рынок вообще, потому что доверие – это самое ценное, а потому самое сложное, что можно получить на финансовом рынке. Мы боимся, что будут дискредитированы те инструменты, которые являются для розничных инвесторов консервативными – это облигации, в первую очередь государственные, субфедеральные, а также те, в которых есть в какой-то форме господдержка. Мы сейчас думаем про концессионные облигации для размещения физическим лицам, потому что, во-первых, там все-таки присутствует государство, и они более надежны, во-вторых – сейчас физическим лицам не все равно, куда они носят свои деньги.
И это не только российский тренд, он международный – люди хотят видеть, куда идут их деньги, хотят понимать, на какие проекты. Если физическое лицо инвестирует в ту фабрику, в которой работает его семья, например, то мы думаем, что такие проекты в региональном разрезе будут наиболее популярными. Очень аккуратно нужно подходить к этой теме, потому что физлица нуждаются в особой защите, как наименее грамотные в финансовом смысле инвесторы. Я не говорю о профессиональных инвесторах, которые могут оценить риски и «найти себе дорогу»».
Страхование
«Вопрос страхования рисков инвесторов сейчас активно обсуждается, и мы изначально были категорически против использования традиционного АСВ. И хоть разработчики говорили, что АСВ будет только оператором этой системы, но все равно понятно, что в сознании обычного физлица три буквы АСВ вызывают четкую ассоциацию с системой страхования банковских вкладов, и она подразумевает ту же степень доверия и надежности. А надо понимать, что когда вы вкладываетесь в облигации, то риск эмитента, риск того, что с вами не расплатятся, гарантирован не будет никогда. Если говорить про чисто корпоративные облигации, то нигде в мире не страхуется кредитный риск эмитента. Страхуется риск на посредника (если вас каким-то образом обманет брокер). Эти риски гарантируются, возмещение возможно, но риск возмещения денег, потерянных именно в самом инструменте, нигде не гарантирован. Поэтому мы боимся аналогии с АСВ, потому что инвесторы, уходя из застрахованных депозитов в корпоративные облигации, должны понимать, что там риски выше. Если мы говорим о топовых эмитентах, о государственных и квазигосударственных корпорациях, то понятно, что риски там в силу природы этих корпораций не такие высокие. Но, по классике, риск по облигациям будет выше, потому что сумма по ним не будет страховаться никогда».