Елена Паночевных: «Во мне всю жизнь кипит энергия»

В деловой биографии учредителя IP Group Елены Паночевных сюжетных поворотов столько, что хватит на женский сериал. Сериал, в котором она сама ловит удачу, получая от охоты бодрящую радость.

Елена Паночевных:

— Всю жизнь во мне кипит энергия. Еще учась в книготорговом техникуме, я шила на заказ яркие, экстравагантные вещи, изобретательно украшала себя и свою жизнь, придавала ей драйв. Потому, наверное, вялый пессимизм позднесоветской реальности меня как‑то миновал. Не было ни цинизма, ни заведомой усталости на старте.

Я вообще считаю, что взрослую жизнь нужно начинать с оптимизма, с намерений покорить все вершины. Пусть это иллюзии, которым вскоре суждено исчезнуть. Но в противном случае, без энергетического заряда вообще ничего не получится. Моя неуемная энергия всегда находила применение, всегда уходила не «в свисток», а «в рычаги».

В ту бурную эпоху я познакомилась со своим первым мужем, и мы динамически совпали — как энергия и принимающий ее механизм. В итоге завертелось и понеслось. Конвертировалось в большое по тем временам швейное производство, где на мне был и дизайн, и бизнес‑креатив. Мы шили пуховики, которые я изобретала сама. Никаких фантомных брендов мы не придумывали — пришивали ярлыки, какие находили. Получалось убедительно.

Была у нас, например, такая звездная модель — ярко‑желтый пуховик с фиолетовыми вставками. Сделали мы их довольно много, не заметить такую вещь на улице было невозможно. И городской фольклор тут же «подложил» под этот пуховик легенду. Дескать, это ОРС завода химконцентратов купил партию канадских пуховиков, только для своих. «ОРС НЗХК» — в ту пору было магическое буквосочетание, этакий культовый бренд локального уровня. Было прикольно и лестно. Легенду мы не опровергали — ведь это своего рода признание.

Потом у меня была пауза в семейной жизни. При разводе швейный бизнес достался бывшему мужу, он до сих пор им занимается, чему я рада. За обоих я рада — и за бизнес, и за мужа. Любовь приходит и уходит, но это не повод оставлять за ней выжженную землю. Расставшись с этим бизнесом, я занималась разными частными магазинами, жила в калейдоскопическом ритме.

Эта пора, с 1992‑го по 1994‑й, вообще была свое-образная — жизнь казалась огромной колбой, в которой идет химическая реакция. Реакция яркая, бурная и с еще неясными последствиями. А ты посреди всего этого живешь. Эти годы настолько насыщены событиями, что их даже сложно детально разложить на даты и события — в памяти они сплавились как куски цветного стекла, в один большой разноцветный шар. В моей личной истории это было время Большого Взрыва — взрыва эмоций, идей и сил.

В ходе этого взрыва рождалась моя собственная бизнес‑планета. Это понятно сейчас. А тогда все воспринималось как вихрь событий, в котором нужно было действовать точно, без страха и долгих рефлексий. Очень успешно торговала пивом, в связи с чем по нескольку раз за неделю летала в Петербург. Это было пиво «Монарх», первое пиво в пластиковых бутылках, появившееся в Новосибирске. До того город знал только пиво в стекле и в банках‑жестянках.

Эпоха была сколь красивая, столь же и жутковатая. Иногда эти два качества сливались в причудливом сюжете. Например, в питерский период у меня роскошно отжали $25 тыс. Да, роскошно. Как в кино, с увлекательным сюжетом. Подставные люди, имитации голосов, даже массовка. Могли бы просто в лоб дать и деньги отнять. Но был разыгран изысканный спектакль с партнерским ужином в ресторане, с филигранной имитацией сделки. Уйма реквизита: роскошные машины, оплата шикарного ужина. Эти люди так искусно имитировали респектабельных бизнесменов, что на их фоне любой Остап Бендер — малое дитя из ясельной группы.

Когда я заподозрила неладное, они уже тихо отбыли через хоздвор ресторана. Выбегаю тем же проходом через кухню, а там типичный такой двор‑колодец с аркой, а в ней автомобильное эхо проспекта свистит. Как морок все было, как мираж. И сквозь туман слышу: «Мадам, ваш счет оплачен!». Это даже не Голливуд, это словно какой‑то французский фильм! И послевкусьем того приключения был не ужас, а какое‑то удивление. Дескать, ух ты, вот как оно бывает!

Если стоишь перед выбором, испугаться или удивляться, лучше удивляйся. Эта эмоция здоровее, она бодрит.

Ритм был такой, что в уме путались города пребывания — здесь я или еще в Питере? Или уже в Питере? Где я вообще? Это сейчас красный свет светофора — только дорожный сигнал. А в моем тогдашнем мире он был паузой для сна. В самом деле! А будильником были клаксоны соседних машин…

Но та сумасшедшая пора дала свои плоды. Я заработала стартовый капитал, который позволил мне развиваться дальше. Словом, петербургской жизни я благодарна. Он слегка аутичный, этот град Петра, он фантасмагорический. Но именно он оказался ко мне благосклонен и щедр на шансы.

Я рада, что не упустила эпоху. Многие ведь упустили контекст, пересидели в укрытии, перебоялись. Я же не ждала более спокойной поры, просто действовала по принципу «здесь и сейчас, а если не сейчас, то никогда». Приходилось действовать экспромтом, наугад, без образцов. В 90‑е ведь даже юридической канвы у бизнеса толком не было, многое делалось «на ладошке» и в рамках личного доверия. А когда бизнес‑церемониал окреп, тогда перспективы появились уже другие. Государство перекроило правила алкогольного бизнеса, монополизировало его, зато в беспроблемных сферах появились новые темы. Аптеки, магазин, ресторан, клубы. В итоге родилась IP Group.

Буквы IP в имени — это, к слову, не компьютерный термин, а аббревиатура слов «идеальный партнер». Так называлась моя первая компания.

Все мои проекты — сфера обслуживания для «средне‑высокого» класса. Причем с проектами, с которыми я рассталась, я расстаюсь навсегда. Например, некоторые знакомые вздыхают: «Эх, Лена, сейчас бы твой «Баламут» возродить!». А я их удивляю и, наверное, даже немножко обижаю. Потому что в ответ говорю: «Не надо ничего возрождать! «Баламут» ярко жил, но свое прожил. Этот клуб невозможен сейчас, как невозможно возвращение в юность».

Сейчас городской тренд — это не «зажигание», а семейный досуг, дети. Центр Big Bada Boom я создала «на подхват» этого социального тренда. Сейчас основные мои детища — это Big BadaBoom и рекламная студия IP‑PROMO. И, конечно, обновленный магазин Sanetta. У него отличная выручка, это лидер детского luxury. У нас там единственный за пределами Москвы детский корнер ARMANI.

Кстати, я ненавижу слово «бутик». Бутик — слово опошленное. Это такая игра в дело, имитация бизнеса для «зай», будуарчик, куда зовут подружек на кофеек, чтобы они обзавидовались. У меня же именно магазин. Нормальный, полноценный магазин!

А новейшая моя любовь — это реклама. Если бы мне сейчас было восемнадцать, я бы именно в рекламный бизнес пошла. Впрочем, мне и в моем реальном возрасте нескучно. Я сейчас не просто сервисом торгую. Я сейчас продаю свой интеллект и опыт. Увлекательное дело, между прочим!

Игорь Смольников

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.