Финансовое образование для детей — обязательно. Мнение
«Современные исследования поколения Y говорят о том, что многие повзрослевшие дети не умеют зарабатывать деньги, распоряжаться ими и, главное, у них вообще нет желания что-либо делать».
Региональный управляющий по Сибирскому округу БКС Ультима Private Banking Олеся Некрасова
Какие у вас ассоциации, когда вы слышите словосочетание «деньги и дети»? Тема денег для большинства людей непростая, а уж в сочетании с детьми это вызывает массу вопросов, на которые мы часто не можем ответить или отвечаем неверно, поскольку долгой практики передачи знаний на тему денег нет. Современные исследования поколения Y говорят о том, что многие повзрослевшие дети не умеют зарабатывать деньги, распоряжаться ими и, главное, у них вообще нет желания что-либо делать. Они привыкли получать все готовое, привыкли, что любая их потребность удовлетворяется быстро за счет родителей. Что-то сделать с этим уже сложно, поскольку у сформированной личности изменения проходят очень медленно.
Другое дело — маленькие дети. Конечно, уже появились курсы финансовой грамотности для детей, и в общеобразовательных школах в рамках факультативов говорят об этом. Но этого явно недостаточно, чтобы воспитать финансово грамотного человека. Обязательным элементом является финансовое образование в семье.
Начинать нужно как можно раньше, не позднее четырех лет. Принцип — от простого к сложному. Обязательно нужны традиции игр в семье, отлично подходят настольные игры типа «Монополии», более взрослым детям будет интересен «Денежный поток». К слову, традиция играть в игры раз в неделю — вообще полезная штука. Это позволяет членам семьи узнавать друг друга лучше. Через игру можно донести до детей семейные ценности, да это и «оторвет» всех от гаджетов, которые поглощают нас всех все больше.
Вопрос — давать или не давать детям деньги на карманные расходы — обычно вызывает массу дискуссий. Зачем давать — все есть, в школу доставлен, в школе накормлен, одет, обут. Зачем деньги? А вот зачем. Карманные деньги формируют навык распоряжения средствами, а уж насколько этот навык будет правильно сформирован, зависит от нас, родителей.
Начинать нужно с небольших сумм. Принцип такой: чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Навык грамотного распоряжения формируется за счет обсуждения вариантов между ребенком и родителем. Например, можно составить список желаний ребенка и спросить у него, что важнее. Таким образом формируется умение ждать, расставлять приоритеты, накапливать и, конечно, рассуждать о важном и неважном. Здесь главное не давить своим родительским авторитетом и позволить ребенку совершать собственные ошибки и делать выводы. Ведь все мы учимся исключительно на своих ошибках, как бы нам ни хотелось, чтобы было иначе. Роль родителя — обсудить и удостовериться в правильности вывода.
Поэтому давать нужно столько денег, сколько не жалко потерять, понимая, что это в некотором смысле плата за обучение. Также важно увеличивать срок выдачи денег: чем меньше ребенок, тем меньше его горизонт ожидания. Это значит, что и цели у маленьких детей сроком неделя — это уже много, у подростков цели год — и более.
Список целей, кстати, поможет родителям избавиться от проблемы «я хочу то или это», часто дети просят что-то купить спонтанно и даже устраивают по этому поводу истерики. Так вот, наличие списка позволит сказать: «Здорово! Мне тоже нравится эта (игрушка, вещь и т.д.), давай обсудим это дома и внесем ее в список».
Очень хороший и полезный способ обучения управлению деньгами — составление бюджета покупок. Детей с юных лет можно приучать к покупкам для семьи и принципу ведения бюджета. Маленьким детям можно доверять простые покупки и помогать искать продукты в магазине, это можно превратить в понятную для детей игру — квест «найди продукт и определи цену/марку из списка/бюджета». Более взрослым детям можно доверить составление списка покупок с бюджетом. Например, регулярные покупки продуктов на неделю для семьи. Все это научит детей принципам ведения бюджета, экономии и ответственности.
Это лишь часть того, что можно делать в каждой семье, для того чтобы дети выросли финансово грамотными.
Материал подготовлен для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» №3 (268) от 18.11.2019 г., специально к премии «Человек года».