Франшиза: юридическая реальность

Собираетесь открыть бизнес под известным брендом? Предложение в рекламе не соответствует условиям на бумаге.

Как правило, для покупки бизнес модели под известным брендом используют договор франчайзинга. В Российском гражданском законодательстве такой договор именуется коммерческой концессией — соглашение сторон, по которому правообладатель передает пользователю право использовать комплекс исключительных прав. О том, как правильно заключить договор, чтобы избежать негативных правовых последствий, рассказала  партнер компании  Правового центра сопровождения и защиты бизнеса "Аргумент" Яркова Елена Сергеевна.

Что понимается под «коммерческой концессией»?

Под «коммерческой концессией» в России понимается система готового раскрученного бизнеса, куда входит предоставление права пользования уже узнаваемого товарного знака, план открытия бизнеса, эскизный дизайн-проект помещения, фирменный стиль одежды сотрудников, макеты рекламной и сувенирной продукции, описание порядка работы и корпоративных стандартов в области продаваемого бизнеса и т.д.

Что самое главное на начальном этапе такого соглашения?

Главный момент — это юридическая экспертиза договора, потому что обещаний может быть много, а в договоре закрепляются общие фразы, которые на первый взгляд выглядят многообещающе, но в действительности либо не исполняются совсем, либо Правообладатель подходит к исполнению своих обещаний формально. И уже на начальном этом этапе исполнения заключенного договора неопытные Пользователи часто попадают в капкан — приходит понимание, что договор не содержит той конкретики, о которой стороны договаривались на начальном этапе устно или в виде красивых презентаций, которые не являются частью договора.

Каковы правовые последствия такого договора?

Последствия могут быть разными. Суд может переквалифицировать такой договор в любой иной, в зависимости от содержания договора. Например, в договор оказания услуг — тогда получится, что Пользователь платил большие деньги просто за некие консультации. Либо наоборот, суд может признать поступившие паушальные взносы и роялти неосновательным обогащением и обязать вернуть их Пользователю. Чаще всего все происходит примерно по одному сценарию: Пользователь принимает решение о расторжении договора и после отказа Правообладателя в добровольном порядке расторгнуть договор идет к юристам. Фактическая экспертиза (юридический анализ) договора к сожалению проводится только на этом этапе. К большому удивлению Пользователя юристы обнаруживают, что договор не содержит условий, позволяющих его расторгнуть в одностороннем порядке. Это означает, что Пользователь обязан ежемесячно платить роялти до даты окончания договора — иногда это 5-7 лет.

Что делать Пользователю в таких случаях?

Мы предлагаем разные варианты решения ситуации. Во-первых, мирное урегулирование — это добровольное расторжение договора. Конечно, мы предварительно находим недостатки в исполнении договора и иные слабые места. На самом деле, мирное урегулирование, случается часто, т.к. Правообладатели бояться сформировать плохую судебную практику по своему стандартному договору или потерять других клиентов на фоне судебного процесса с одним из Пользователей. Во-вторых, судебное разбирательство — основания для судебного расторжения мы находим практически всегда. Как правило, стороны по договору допускают ненадлежащую фиксацию оказанных услуг, поставленной продукции, выполненных работ, неточности первичной документации, а иногда и вовсе оказывается, что сама передача исключительных прав не была зарегистрирована в Роспатенте. В последнем случае, мы признаем передачу исключительных прав не состоявшейся и взыскиваем все перечисленные деньги по договору, как убытки. Конечно, у всех разные договоры, от каждого слова, написанного в нем, зависит выбор конкретных исковых требований.

Ваш главный совет покупателю «франшизы»?

Никогда не заключайте договор франчайзинга без его юридической экспертизы —  убытки могут быть просто колоссальными.

Сейчас в нашей компании действует предложение по комплексному сопровождению франчайзинга. Мы не просто анализируем Ваш договор, но и предлагаем гарантийное обслуживание в течение трех лет, включая судебные споры.

 

"Аргумент", Правовой центр сопровождения и защиты бизнеса. 
г. Новосибирск, ул. Кирова, 48, БЦ Время, офис 701.
+7 (383) 286-45-40+7-963-945-79-22
www.aargument.ru

Самое читаемое
  • Себестоимость строительства коммерческих объектов в Екатеринбурге выросла на 30-40%Себестоимость строительства коммерческих объектов в Екатеринбурге выросла на 30-40%
  • «Берите ситуацию в свои руки»: как строить промышленные объекты при ключевой ставке 21%«Берите ситуацию в свои руки»: как строить промышленные объекты при ключевой ставке 21%
  • «В ближайших планах этого нет». Скоростных поездов между Екатеринбургом и Москвой не будет«В ближайших планах этого нет». Скоростных поездов между Екатеринбургом и Москвой не будет
  • Ресторатор Виктор Новиков открывает пятый проект в ЕкатеринбургеРесторатор Виктор Новиков открывает пятый проект в Екатеринбурге
  • Свердловская область занимает шестое место среди регионов РФ по объему госдолгаСвердловская область занимает шестое место среди регионов РФ по объему госдолга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.