«Гордей» откроет 45 АЗС в регионах
Доприобретения АЗС в Алтайском крае компания «Гордей» владела четырьмя АЗС в Новосибирске. Сделка по приобретению трех заправок из 15 у бийской топливной компании завершилась в конце августа, сообщ
Доприобретения АЗС в Алтайском крае компания «Гордей» владела четырьмя АЗС в Новосибирске. Сделка по приобретению трех заправок из 15 у бийской топливной компании завершилась в конце августа, сообщил «ДК» генеральный директор «Гордея» Сергей Чернухин. Название и владельцев барнаульской сети он не раскрывает, поясняя, что до сентября компания выкупит еще три заправки, а к концу года – оставшиеся девять».
Это только начало регионального развития розничной сети компании, говорит Чернухин. К концу 2008 г. «Гордей» намерен приобрести еще 20-25 АЗС в Алтайском крае, а также в Омской и Кемеровской областях, увеличив свою розничную сеть до 45 АЗС.
«В отличие от Новосибирска, где рынок ГСМ высококонкурентен, в регионах, сельской местности, а также на федеральных трассах ниша розничной торговли топлива остается не насыщенной, – считает Чернухин. – Мы будем стремиться покупать АЗС в первую очередь в поселках и небольших городках, где спрос на бензин более устойчив, сезонность бизнеса АЗС, расположенных на трассах, наиболее выражена».
Конкурировать «Гордей» собирается за счет качества бензина и дополнительных услуг. «Мы покупаем ГСМ только с НПЗ и контролируем качество топлива на каждом этапе доставки с завода до конечного потребителя. Чтобы во время транспортировки не произошло подмены топлива, пломбируем бензовозы (их 17 штук), устанавливаем бортовые самописцы. Для наших постоянных покупателей действует дисконтная карту, по которой можно приобретать бензин по единой цене на всех заправках сети», – рассказывает Чернухин.
Развивая розничное направление, отказываться от оптового «Гордей» не намерен. «С розничных продаж зарабатываешь 7-8%, в опте маржа – 2-3%. Но оптовые продажи обеспечивают большие обороты, а совмещение розничного направления и оптового повышает устойчивость и эффективность бизнеса. Наша задача – превратить «Гордей» в интегрированную компанию, начиная от добычи до продажи ГСМ конечному потребителю», – говорит Чернухин. По его словам, компания рассматривает варианты приобретения земельного участка в районе Верх-Тарского нефтяного месторождения в Новосибиркой области. Впрочем пока конкретных планов по добыче и переработке нефти нет.
Для реализации планов регионального развития «Гордей» решил привлекать инвестиции. В августе компания начала размещать векселя. Общий объем выпуска составил 10 млн руб. с краткосрочным сроком погашения от недели до 3 месяцев номинальной стоимостью 1 млн и 3 млн руб. Полученые деньги компания направляет на пополнение оборотных средств.
На этом планы по заимствованию не заканчиваются. По словам коммерческого директора «Гордея» Алексея Пуртова, компания готовится к выходу на публичный рынок: «Сейчас мы реструктуризируем предприятие: сокращаем количество дочерних фирм, создаем единую управляющую компанию. «Гордей» же останется как торговая марка».
По словам Пуртова, разместить облигационным заем на общую сумму в 800 млн руб. сроком до 3 лет компания планирует в середине 2008 г. «Сейчас мы ведем переговоры с четырьмя московскими банками с участием иностранного капитала», – говорит Пуртов. Название банков он не раскрывает.
Решение выйти на публичный фондовый рынок Чернухин объясняет так: «В сравнении с кредитованием для нас это более простой путь привлечения средств на развитие, а вот условия финансирования инвестиционных программ российскими банками для нас невыгодны». Привлеченные средства нефтетрейдер потратит как на покупку 20 АЗС, так и на увеличение мощности нефтебазы, автоматизацию, реконструкцию АЗС и автоналивного терминала.
«Облигационный заем – один из инструментов беззалоговых инвестиций, что является преимуществом для развивающихся компаний, – говорит Вячеслав Лугинин, директор Luginin Capital Partners. – «Гордею» потребуется приложить немало усилий, чтобы стать публичной компанией, учитывая закрытость и специфику топливного бизнеса. Но, думаю, иностранных инвесторов компания сможет заинтересовать наличием собственной нефтебазы, региональной сетью АЗС и потенциальной возможность организации производства собственных ГСМ».
А вот разочарованный в топливном бизнесе совладелец и президент холдинга «Трансервис» (входит одноименная сеть АЗС, 16 заправок) Александр Бойко оптимизма Лугинина не разделяет: «Былых сверхдоходов в топливном бизнесе уже нет. Крупные нефтяные компании, покупая заправки в регионах, стремятся скорее к стабильному сбыту, и небольшим игрокам все труднее конкурировать». Бойко считает, что покупать заправки нецелесообразно, если нет своего сырьевого ресурса. Другое дело – совмещение собственного производства высокооктанового бензина (АИ 92, 96, 98) и продажи конечному потребителю, но инвестиции в нефтехимию исчисляются миллиардами рублей». «Прежде чем идти в регионы, надо завоевать хорошую репутацию в городе. Привыкнув к одному бренду в своем городе, клиент будет предпочитать его и в соседних городах», – рассуждает владелец одной из новосибирских сетей заправок, пожелавший остаться неизвестным.