Город снова потянулся к роскоши

  Новосибирск — четвертый потребитель luxury География потребления luxury 69% Москва 14% Санкт-Петербург 6% Екатеринбург 3% Новосибирск 8% остальные города 20-40% падение рынка предметов роск

В Москву из «глубины сибирских руд» за кофточкой от Prada или сумочкой от Dior теперь ехать не нужно, как и за многими другими хитами мирового luxury-рынка. Всё это за Уралом появляется в первую очередь в Новосибирске. Рынок предметов роскоши, пострадавший в кризис, снова начал расти.
 
Новосибирск — четвертый потребитель luxury
География потребления luxury
69%
Москва
14%
Санкт-Петербург
6%
Екатеринбург
3%
Новосибирск
8%
остальные города 20-40% падение рынка предметов роскоши в 2009 г. 5-15% ожидаемый рост рынка предметов роскоши в 2010 г. от $5 тыс. ежемесячный доход постоянных покупателей luxury в Новосибирске 1,5 млрд руб. объем новосибирского рынка luxury  
 
Описать российскую аудиторию потребителей luxury и посчитать объем рынка, который официальная статистика «улавливает» лишь фрагментарно, крайне сложно. Известный дизайнер и историк моды Александр Васильев охарактеризовал российский luxury-сегмент так: «Это то, что всегда скрыто за портьерой и на что так хочется тайно взглянуть».

Еще лет 100 назад английское слово luxury чаще использовалось в значении «распутство, разврат», однако сегодня главное значение этого слова— роскошь. В словаре Petit Robert дается и такое, вполне рабочее и в наши дни определение: «Luxury— это образ жизни, который характеризуется высокими расходами, связанными с приобретениями излишеств, склонностью к роскошному образу жизни и хвастовству».
Иллюстраций этому определению предостаточно из жизни знаменитостей. Например, звездная пара Брэд Питт и Анжелина Джоли подарили своей новорожденной дочурке соску, покрытую драгоценными камнями. Соска содержит 278 бриллиантов, все камни инкрустированы в 14-каратное белое золото.
Всё это «бла-алепие» наравне с изысканными и роскошными вещами продолжало пользоваться всё увеличивающимся спросом в течение десятилетий. Но в 2008-м грянул кризис, и рынок впервые серьезно упал. По различным подсчетам, говорит Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», объем мировых продаж в этом сегменте розничного рынка сократился в кризис на 8-12%. Но в России падение варьировалось в диапазоне 20-40% в зависимости от той или иной товарной группы. Это гораздо больше, чем падение оборота розничной торговли в целом, который сократился в РФ на 4,9%. На некоторых локальных рынках роскоши, по мнению Максима Клягина, «коррекция» носила еще более выраженный характер.

Как пережили кризис на локальном рынке
Директор и совладелица салона итальянской мебели Imperio Grande Ольга Литвиненко признает, что в период кризиса пришлось в целом несколько поменять ценовую категорию товаров. «До 2008 г.,— рассказывает она,— 80% заказов были на мебель класса «люкс», но кризис внес свои коррективы. Платежная способность клиентов не то чтобы уменьшилась или исчезла, она просто замерла, и это до сих пор чувствуется. Как бы мы этого ни хотели, но это так». В салоне, по ее словам, по-прежнему можно заказать мебель самого высокого уровня, однако докризисный клиент позволял себе больше, чем сейчас.
Несмотря ни на что, Imperio Grande демонстрирует устойчивость. Как считает Ольга Литвиненко, — благодаря принципам, которые заложили в основу своего бизнеса его учредители. А также благодаря расширению спектра дополнительных услуг и сопутствующих товаров. По мнению директора, принципиальная особенность салона, которая выручила его в трудное время, заключается в том, что там продается исключительно итальянская мебель, причем не столько «брендованная», сколько от производителей, которых выбирают сами владельцы Imperio Grande. Это как крупные, так и средние фабрики. «Есть совсем маленькие фабрики,— делится секретами Ольга Литвиненко.— Италия— страна именно такого— мелкого— производства, особенно в том, что касается классической мебели. На такой фабрике, как и в мастерской Страдивари, могут работать всего пять человек».
Однако кризис всё же приостановил развитие бизнеса, тем более что Imperio Grande не использует заемные средства. До 2008 г. у его владельцев были намерения расширить дело за счет открытия специализированных салонов, и встанут ли эти планы снова в повестку дня, покажет время. Расти, по словам Ольги Литвиненко, есть куда. В Новосибирске, в отличие от таких городов, как Самара или Казань, конкуренции среди продавцов мебели такого уровня почти нет.
Группа компаний SATICO, один из ведущих игроков luxury-рынка в Сибири, также сумела пережить «непонятные времена». Просто ею накоплен уже очень большой опыт,— прочные связи с ведущими европейскими брендами начали складываться еще 10 лет назад.
Директор luxury-направления SATICO Татьяна Титова рассказывает: «И в Новосибирске, и в Кемерове мы являемся единственными представителями брендов, которые продаются в наших магазинах. Для нас это принципиальный вопрос, это политика нашей компании. Марки Dior и Prada за Уралом представлены только у нас. Кстати, только два нестоличных бутика во всей России имеют право продавать сумки Dior и один из них— наш бутик Mon Plaisir. Вне зависимости от финансовой ситуации модные дома представляют коллекции каждый сезон, и в кризисный год вариант, что мы можем «пропустить» сезон и не привезти новые коллекции, нами даже не рассматривался. Это была бы потеря репутации и доверия клиентов». Хотя, по ее словам, некоторые бутики шли на это, так как просто не могли себе позволить выкупить коллекции. Часть бутиков вообще закрылась. «Мы большая и стабильная компания, и, несмотря на все сложности, которые были в 2009  г., чувствуем себя уверенно»,— подводит черту под кризисом Татьяна Титова.
Владелица бутика Billionare Ирина Бойкова отмечает, что кризис практически не сказался на ее бизнесе. «Мы открылись в 2005 г. и поэтому успели заработать авторитет у покупателей, зарекомендовать себя на рынке». Она также считает, что главную роль сыграло то, что в Billionare представлены такие марки одежды, как Zilli, Pal Zileri, Corneliani и другие, которыми в городе больше никто не торгует.
«Но главное даже не марка, если честно,— признается Ирина Бойкова.— Важно представить эту марку таким образом, чтобы ее купили именно у вас. С каждым годом мы предлагаем товар всё лучше и лучше только потому, что я сама участвую в его продаже (хотя все продавцы у нас высокопрофессиональны) и вижу потребности покупателей».
Прогноз благоприятен
По словам Максима Клягина, кризис затронул в первую очередь дорогостоящие группы товаров и услуг, которые не относятся к категории повседневного потребления— автомобили, часы, ювелирные украшения. Спрос на них, говорит аналитик, отличается высокой эластичностью и весьма чувствителен к изменениям макроэкономической конъюнктуры. Он подчеркивает, что снижение наблюдалось, несмотря на то, что целевая аудитория потребителей подобных товаров является наиболее капитализированной покупательской группой. В более устойчивом положении оказались те категории luxury-товаров, на которые существует что-то вроде повседневного спроса— одежда, обувь, аксессуары. В 2010 г. здесь наблюдались позитивные тенденции. Многие участники рынка, по данным «Финам Менеджмент», отмечали оживление продаж уже в конце 2009 г. и подтверждали этот тренд в I-III кварталах 2010-го.
При сохранении положительной динамики Новосибирск, возможно, имеет шансы увеличить свою долю на российском luxury-рынке. Кризис застал этот рынок в городе на стадии формирования, и теперь открываются возможности двигаться дальше. «По большому счету, город не наполнен в достаточной мере «люксовыми» брендами одежды,— отмечает Ирина Бойкова.— У нас мало предложения по сравнению с тем же Екатеринбургом. Но сейчас, думаю, начнут открываться новые магазины. Мы тоже планируем расширение». По ее выражению, «народ сейчас немножко оживился».
Направление, в котором может пойти развитие новосибирского рынка, Ирина Бойкова связывает со следующей особенностью: на Западе известные бренды представлены в основном в «родных»— монобрендовых— магазинах, а у нас они нередко делят пространство прилавка с другими брендами. Просто мультибрендовый бутик в послекризисных условиях выгодней. Однако, по ее мнению, количество монобрендовых магазинов будет расти, так как этот процесс уже шел, но в 2008-м «всё остановилось».
Татьяна Титова также делает благоприятный прогноз на 2011 г.: «Мы получаем много предложений о сотрудничестве от разных марок, которые после кризиса вынуждены искать новых стабильных партнеров. Уже в этом сезоне мы пополнили список представляемых SATICO брендов новыми марками— Valentino и Moncler. Ожидаем, что 2011 г. будет благоприятным. В следующем году мы представим еще несколько новых мужских и женских марок, и это будет приятный сюрприз для города». По ее словам, несмотря на то что у нас уже продаются многие топовые бренды, на мировом рынке есть еще масса интересных и достойных марок, которые не очень известны в Новосибирске. «Так, весной SATICO представит коллекцию возрожденной французской марки женской одежды Vionnet,— говорит Татьяна Титова.— У нее интереснейшая история, и, кроме того, сейчас это одна из самых «трендовых» марок на европейской fashion-сцене».
В целом аналитики, ссылаясь на оценки участников рынка, полагают, что с начала года продажи в секторе luxury одежды и аксессуаров выросли на 15-20%. «Имеется в виду, скорее всего, номинальный рост,— рассказывает Максим Клягин.— Но если ориентироваться на доступную официальную статистику по некоторым отдельным сегментам, то в 2010 г. в сопоставимых ценах рынок предметов роскоши— да, вырастет, но вряд ли более чем на 5%». На докризисный уровень, считают эксперты, luxury-рынок может вый- ти не ранее 2012 г.
Новосибирск— не бедный город
По оценкам SATICO, средний стандарт для «типичного» потребителя luxury в Новосибирске— доход от $5 тыс. в месяц на члена семьи. Общепринятая классификация выделяет лишь сегмент premium и следом за ним сегмент mass-market, в то время как сами покупатели и продавцы проводят границу между luxury и premium.
В сегменте premium высокая цена оправдана качеством, за стоимостью luxury-брендов, помимо исключительного качества, стоит история, личность дизайнера, традиции, стиль.
«Всё это в совокупности,— отмечает Татьяна Титова,— создает определенное виденье марки для покупателей всего мира. Dior— это женственность и элегантность, Dolce&Gabbana— чувственность и сексуальность, Prada— интеллектуальный стиль. Для покупателей luxury-брендов важно не только качество, они хотят большего— эксклюзивную вещь, которая будет отражать их принадлежность к избранному кругу, чьи ценности они разделяют».
Сколько именно таких покупателей в Новосибирске, никто не считал. Репрезентативных исследований новосибирского рынка не проводилось. Поэтому «прикидки» на предмет того, какая доля общероссийского рынка роскоши приходится на наш город— это именно «прикидки», приблизительные оценки, которые могут сильно разниться.
Так, по данным аналитической компании IndexBox, Новосибирск в 2008 г. занимал 3% российского рынка luxury-одежды и аксессуаров. А Максим Клягин полагает, что на его долю приходится не более 1%. Екатеринбург, по данным всё той же IndexBox, имеет 6%.
Таким образом, по одним оценкам «столица Урала» «богаче» «столицы Сибири» вшестеро, по другим— вдвое. Некоторые новосибирские участники рынка, хотя и делают сравнения в пользу Екатеринбурга, но совсем не считают Новосибирск «отстающим».
Скорее всего, полагают они, тут еще не все возможности для роста использованы и не всё «посчитано». По крайней мере, аналитики из Consulting Fashion Group и других аналитических агентств выделяют в качестве основных локальных рынков, помимо московского и питерского, еще два— новосибирский и екатеринбургский.
Косвенно вывод о том, что Новосибирск не «захолустье», подтверждает Татьяна Титова. «Основную долю покупателей в наших бутиках составляют, конечно, новосибирцы,— говорит она.— Но поскольку большинство брендов, которые мы представляем в регионе, есть только у SATICO, у нас немало постоянных клиентов из других городов. Например, поклонники Gucci, Dior из Барнаула, Томска, Красноярска, Новокузнецка, Омска составляют около 15% наших клиентов».
О том, что покупателями новосибирских бутиков и салонов являются жители городов от Омска до Томска и Красноярска, а в некоторых случаях Москвы и Санкт-Петербурга, говорят также Ольга Литвиненко и Ирина Бойкова. Отвлечь свою целевую аудиторию покупателей от поездок за роскошными покупками в Москву позволяет и ценовая политика местных операторов.
«На большинство представленных у нас марок,— утверждает Татьяна Титова,— цены ниже, чем в Москве, в среднем на 10-15%. Сейчас мы ведем политику по дальнейшему снижению цен».
Участники рынка в целом оптимистичны и не разделяют прогнозов, делавшихся в начале года о том, что сегмент luxury лишь снизит темпы падения. Они ощутили увеличение спроса на свои товары и готовы расширять предложение.

3% товаров «люкс» в России потребляет Новосибирск Обновляю гардероб в Европе
Дмитрий Сергеев, операционный директор Next Media Group
Я предпочитаю такие бренды, как Dolce & Gabbana, LOVE Machin, аксессуары louis vuitton. В Новосибирске их можно купить, но выгоднее покупать в Европе на распродажах. 95% покупок для себя и семьи я совершаю в Германии, Италии. Одна из последних — шторы. Супруга искала в Москве, в Новосибирске, но в итоге купили в Англии. Позвонили агенту торговой компании, и он выслал нам почтой. Получилось в два раза дешевле, чем в России. Считайте сами. Если со скидкой в Европе вещь стоит 100 евро, без скидки — 200 евро, привезенная в Россию, она стоит уже 400, а то и 600 евро. Это одна из мотиваций к покупке за границей. Покупаю вещь не только потому, что возникла необходимость обновить гардероб, и не только потому, что вещь красивая и проверенного бренда, но еще и вспоминаю арифметику — за какие деньги ее придется покупать в России.
К слову, в начале октября мы открыли магазин детской одежды французской марки Catimini. Это небольшой семейный бизнес — для души. Открыли отчасти потому, что в Новосибирске мы мало где могли купить подходящую одежду детям. Не готов переплачивать за бренды
Валерий Зеленов, директор компании Bazzarro
Поскольку я сам работаю в фэшн-индустрии, то понимаю, какова торговая наценка на вещи в розничных магазинах в России — 300-400%. Не готов переплачивать за бренд. Приобретаю вещи в итальянских аутлеттах, специализированных магазинах по продажам брендов прошлогодних коллекций. Люблю шопинг в Португалии. Там нет как таковых «люксовых» магазинов, а вещи хорошего качества и дизайна, на что я в первую очередь обращаю внимание, стоят приемлемо. На что я готов тратить деньги — оправу для часов. Предпочитаю Gianfranco Ferrе?. Часы обычно покупаю фэшн, но сейчас задумался над тем, чтобы купить швейцарские, в Новосибирске стал замечать, на деловых встречах часто стали обращать внимание, какие часы на руке. В целом мировой тренд — стремление к простоте и недорогим вещам. Кто-то говорит о том, что в «люксе» начался подъем. Думаю, это не так, даже в эконом-сегменте продолжается спад. Единственное подтверждение подъему в «люксе» — я видел очередь в магазин Louis Vuitton во Франции, но это легендарный магазин и расположен он на Елисейских полях. Индийского партнера впечатляют золотые украшения
Владислав Мирчев, председатель совета директоров компании «Сан»
Не могу сказать, что являюсь ярым поклонником определенных «люксовых» брендов. Много чего покупал в магазинах Paul Shark и в нашем «Мегасе», и за рубежом. В моем гардеробе несколько деловых костюмов, но надеваю я их тогда, когда точно надо, как, например, на выставку в Женеве. Наш стенд посетил президент Дмитрий Медведев. Много кому и из российской делегации мы успели рассказать о наших принтерах — Геннадию Зюганову, Андрею Дворковичу. Я был в костюме, но без галстука. По моим наблюдениям, в Европе люди проще одеваются на деловые встречи. Даже корейцы и японцы снисходительны — простят джинсы, и на переговоры это никак не повлияет. В целом, конечно, и культура стран накладывает отпечаток на требования к внешнему виду. Арабы приходят на встречу в длинных просторных платьях — «кандурах», часы, стоящие безумных денег, но босые или в шлепках. Индусы носят много золота и бриллиантов. В моей компании работает человек родом из Индии. Он живет в Новосибирске, курирует продажи в Индии, Бангладеш и Сингапуре. У него в гардеробе 200 рубашек и 30 костюмов. На встречи с индийскими партнерами он тоже надевает много золотых украшений — иначе на родине его просто не поймут.
Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.