«Хороших фрилансеров лучше взять в штат». Мнение Анны Тихоновой, Райффайзенбанк
Недавно на встрече со студентами НГУ я задала вопрос о карьерных планах. Так мы определили, что в зале много будущих блогеров, фрилансеров, бизнесменов и ИТ-специалистов….
Вокруг этих профессий существует романтичный ореол свободы и счастья. Как руководитель крупной компании поделюсь с читателями своим мнением о рынке труда будущего. Надеюсь, эти идеи помогут сориентироваться студентам и молодым специалистам.
Чтобы правильно выбрать работодателя и найти профессию будущего, важно понимать, в какое время мы живем. Самые важные трансформации сейчас относятся к сфере информационных технологий. Люди пользуются смартфонами, круглосуточно имея доступ к интернету. С помощью этих устройств они активно обмениваются информацией в социальных сетях, тем самым формируя общественное мнение и клиентские предпочтения. А бизнес получает возможность накапливать и обрабатывать клиентскую информацию, полученную разными способами, в том числе приобретенную на стороне. Технологии Big Data дают возможность компаниям разрабатывать и доставлять индивидуализированный продукт чуть ли не для каждого потенциального клиента. В Райффайзенбанке мы давно активно используем эти технологии и движемся именно в направлении цифровизации и персонализации продукта.
Появились предсказания, что специалисты, востребованные сейчас, через несколько лет станут никому не нужны и останутся без работы. А люди, имеющие профессии, которые окажутся крайне востребованными, будут заниматься интересной работой, менять мир и зарабатывать деньги. Всем крайне страшно оказаться в первой группе и очень хочется быть во второй. Про банковский сектор есть похожие мнения. Закат классического банкинга, замена платежных функций компаниями IT-сектора, а сберегательных и кредитных функций — новыми сервисами, напрямую сводящими людей, мечтающих разместить свободные денежные средства, с потенциальными заемщиками.
Что же делать молодым специалистам и как попасть в нужный вагон с «правильной работой»? Вот классические мифы, которые легко разбиваются о рифы реальной жизни.
Миф №1. Нужно выбрать профессию, которая ассоциируется с будущим технологическим успехом
Однако труд программиста тоже может быть автоматизирован или может наступить избыток программистов на рынке. Вырасти в действительно хорошего программиста будет все сложнее. Чтобы долго и с гарантией оставаться востребованным и успешным, надо быть очень хорошим IT-специалистом. Но никто не выбирает профессию «очень хороший программист»: выбирают профессию программиста, а потом уже стараются вырасти в хорошего. Не у всех это получается. Как и в любой профессии, здесь нужен талант и постоянное обучение.
Миф №2. Можно быть фрилансером и работать на берегу моря
Можно, но никому не нужен плохой фрилансер. А хороший нужен компании до такой степени, что проще взять его в штат и дать возможность работать в режиме home-office, подключив ко всем корпоративным благам. В «плохой фриланс» отдаются простые и скучные задачи. В «хороший фриланс» ничего не отдается, все делается штатными работниками. Думаю, что для выживания фрилансеры будут объединяться в группы (то есть становиться компанией), чтобы иметь возможность перекинуть заказ, если заболел или не успел. Так они сохранят репутацию «хорошего специалиста».
Еще один важный аспект работы вне штата — обучение. Только очень дисциплинированные фрилансеры занимаются постоянным самообразованием, а в крупнейших компаниях это отработанная система. Сотрудники получат доступ к лучшим практикам и тренингам за счет компании. К тому же, опыт управления проектами, возможность смены деятельности и роли также есть только в корпоративной среде.
Миф №4. Выбрать компанию, которая делает акцент на высоких технологиях
Достаточно трудно найти компанию, которая будет гарантированно процветать в будущем. Сразу же всплывают имена технологических лидеров, которые утратили свои позиции. Они просмотрели приход новых технологий или не смогли интегрировать их в бизнес-модель. Nokia, Kodak, AOL — это компании, которые имели доступ к самым актуальным идеям и зачастую сами эти идеи порождали, но не выжили. Почему так произошло? Это бизнес. Для процветания компании недостаточно акционерам собраться и сказать, что их компания будет лидером всегда. Никаких гарантий нет.
Надо также понимать, что в технологически продвинутой компании не все занимаются продвинутыми разработками, многие занимаются скучными и неперспективными вещами. К тому же, сейчас почти все успешные компании становятся технологическими. Могу сказать, что Райффайзенбанк — это уже наполовину IT-компания. Банки всегда были проводником передовых технологий. Это касается и новых продуктов, и улучшения сервиса, и модернизации технологии, и внутренних процессов. Agile-команды, Scrum-методология, BigData, виртуальные офисы, машинное обучение — все это уже наш сегодняшний день.
Миф №4. Блогеры и владельцы компаний могут не работать
Конечно, это не так. Известные лидеры YouTube и Instagram работают больше восьми часов в день, а на многих трудится целая команда. С бизнесменами я общаюсь практически каждый день и знаю, что их рабочий день не заканчивается вообще, даже в отпуске они на связи. Ведь из ста новых бизнес-проектов выживает не более десятка.
Успеха можно достичь как в собственном деле, так и в штате крупной компании. Все зависит от того, к чему больше склонен. Если компания, в которой предстоит работать, делает ставку на непрерывное развитие своих сотрудников, значит, выбор сделан правильно. Старайтесь больше узнать об этих возможностях на собеседовании, а не спрашивайте, когда будет первый оплачиваемый отпуск.
Что же делать молодым специалистам? Во-первых, перестать быть «молодыми специалистами», а стать профессионалами. Для этого в любой сфере нужно нарабатывать опыт, постоянно сверяясь с рынком — актуален ли этот опыт сегодня. Во-вторых, понять свои склонности. В какой деятельности ты чувствуешь себя счастливым? Возможно, сегодня еще не существует профессии, которой предстоит заниматься, но она появится завтра. А имея за плечами опыт и понимание своих способностей, точно будешь двигаться в правильном направлении.
Директор регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка Анна Тихонова