Игорь Антропов: «Идеи надо «проповедовать»

Арт-директор лофт-проекта «Мельница» Игорь Антропов занимается привлечением средств в сферу изобразительного искусства. Он рассказал, как современное искусство может повысить лояльность к бренду.

Обидеть художника может каждый, а вот помочь материально… Игорь Антропов говорит, что, рассуждая о фандрайзинге, нужно различать меценатов и спонсоров. При этом за любым актом меценатства могут стоять совершенно определённые корыстные интересы, а спонсорское участие в итоге может оказаться жестом доброй воли. Меценаты, то есть те, кто вкладывается в искусство абсолютно бескорыстно, не требуя ничего взамен – явление чрезвычайно редкое в российской действительности. В Новосибирске, по словам Игоря Антропова, настоящим меценатом является Анна Терешкова, создавшая Сибирский центр современного искусства.

Спонсоры рассматривают свое участие в тех или иных проектах с точки зрения выгоды и, прежде чем дать денег на какой-то проект, хотят просчитать, как их фирма будет представлена в контексте мероприятия, какое количество человек увидят их логотип, как это повлияет на лояльность к бренду. Хорошо, когда есть возможность оперировать конкретными цифрами посещаемости событий и чётко представлять портрет своего посетителя.

Рынок фандрайзинга в России достаточно молод. Пожалуй, раньше других на нем появились фонды, собирающие средства на помощь тяжелобольным детям. Можно ли говорить об истории развития рынка фандрайзинга в области искусства в Новосибирске?

К сожалению, я не углублялся в изучение ситуации на рынке фандрайзинга в Новосибирске. Я просто хотел работать с изобразительным искусством. В качестве менеджера в сфере культуры я начал свой путь в 2008 г. Первый проект имел целью создать в городе особую среду, внутри которой художники могли бы зарабатывать. Для начинающих художников, тем более творящих в нетрадиционных стилях, заработать на продаже своих работ практически нереально. Я намеревался издать каталог с информацией о молодых художниках, а затем распространять этот каталог по дизайн-студиям и интерьерным салонам в расчете на то, что состоятельные заказчики заинтересуются возможностью приобретения произведений в свои новые интерьеры. Во время реализации этого проекта я получил государственную субсидию на открытие своего дела. Так появился ООО «Артменеджер», основным видом деятельности которого являются услуги в области искусства. Стоит отметить, что мне так и не удалось реализовать данный проект в силу некоторых особенностей выбранного мною направления.

И все-таки, вам удалось сделать ряд интересных проектов – галерея «Непокоренные», фотогалерея «Флэш-бокс». Как искали спонсоров, что предлагали?

В случае с галереей «Непокорённые» – они сами меня нашли через представителей арт-сообщества. В город зашла питерская компания, перед которой стояла задача открыть сеть кинотеатров по России, выполняющих функции домов культуры. Чтоб, значит, молодежь ходила в кино не только попкорн жевать, но и просвещалась, участвовала в культурных событиях. В данном случае привлечением средств на уровне правительства и федеральных проектов занималось руководство компании, той, которая кинотеатры открывала. Все отчётные материалы с наших выставок они использовали для презентации своего масштабного проекта. Я в свою очередь на местном уровне привлекал средства и различные ресурсы для подготовки выставок, пользуясь статистикой посещаемости кинотеатра и презентацией идей и эскизов самих художественных проектов. Получалось неплохо. Мы проработали на этой площадке два с половиной года. Успели показать кое-что интересное. Закончилось всё большим разочарованием. Как выяснилось, за этой инициативой, которая начиналась с меценатского акта, стояли совершенно определённые задачи – привлекать государственные средства в довольно больших размерах. При этом качество социальных функций, которые возлагал на себя проект, никого не интересовало.

Специалисты по фандрайзингу говорят, что привлечь деньги в сферу искусства можно несколькими способами. Использовать для этого личные отношения, обращаясь к проверенным людям, а можно применять классические фандрайзинговые схемы: рассылать письма с предложениями всем потенциальным спонсорам и ждать ответов. Есть третий способ – выиграть грант.

Какие методики привлечения средств используете?

В разных случаях разные. Например, если, по мнению инициаторов, проект нужен людям, есть некая социальная значимость, можно попробовать выиграть грант. У меня есть такой опыт. В 2011 г. я представил идею фотогалереи на световых панелях «Флэш-бокс» на грант департамента общественно-политических связей администрации НСО. Тогда я заявлял максимально возможную сумму150 тыс. руб. После объявления результатов конкурса я узнал, что мой проект победил, но сумму урезали на треть. Этого было недостаточно. Я решил отказаться от гранта. Тогда бюджетное учреждение «Дом молодежи» предложило мне свою помощь. Так я собрал деньги на открытие «Флэш-бокса» и запустил проект.

Сработают ли подобные методы, если спонсор – негосударственная компания или частное лицо?

В работе с частными компаниями главное – результат в краткосрочной перспективе. Большую роль играет имидж объекта, на территории которого реализуется, предлагаемый проект, всё та же посещаемость, целевая аудитория, отклик в СМИ и социальных сетях. Зачастую последний пункт является приоритетным.

Игорь Антропов говорит, главная ценность всех его проектов не в деньгах, не в большой посещаемости или положительном отклике зрителя, а в попытке изменить текущую ситуацию в сфере культуры в конкретно взятом месте.

Что предлагаете спонсорам в своих проектах?

У нас разработан целый ряд креативных способов повышения лояльности к брендам. В основе всего лежат различные связи, объединение усилий, эффект синергии, творческий подход. В самое ближайшее время мы постараемся показать наглядно, как это работает.

Художникам в нашем городе помогают так же охотно, как больным детям или сиротам? Часто ли вам приходится слышать отказы?

Слышать отказы приходится довольно часто. Обычно люди мотивируют отказы тем, что у них нет денег. Есть те, кто честно признается: мол, нам это неинтересно. Другое дело – возражения, которые приходится преодолевать, чтобы исключить все непонятные для потенциального спонсора моменты. Если есть возражения – значит, есть интерес. Это я к тому, что со спонсорами надо общаться посредством четких формулировок, без лукавства. «Мутные» проекты никто не спонсирует. А, если и спонсирует, то зачастую становится не спонсором, а невольным меценатом.

Есть ли в Новосибирске рынок фандрайзинга? Ощущаете ли вы конкуренцию на нем?

В городе живет много состоятельных людей, успешных бизнесменов, готовых помогать ближнему. Что касается конкуренции, то внутри своей ниши – проектов в области искусства – я ее не ощущаю.

В начале разговора вы упомянули проект, целью которого было создание бизнес-пространства для художников. Проект так и остался проектом?

Почему же. Он трансформировался и обрел единомышленников. Сейчас мы готовим к запуску амбициозный проект под названием Лофт-проект Мельница. Это будет уникальное пространство для бизнеса и творчества общей площадью 4000 м2. Собственник здания предоставляет площадку, на базе которой будут взаимодействовать дизайнеры, архитекторы, художники, декораторы, музыканты, театральные деятели с одной стороны и представители бизнеса с другой стороны. Кроме того, на территории Мельницы будут постоянно происходить культурные события, которые послужат хорошим информационным поводом для представителей СМИ. А также и для отдельно взятых посетителей, которые готовы с радостью поделиться своими впечатлениями от увиденного на своих страницах в социальных сетях. Здесь многие наши предыдущие проекты получат новый виток развития, а у потенциальных спонсоров появится хорошая возможность представить себя и свои продукты.     

Справка

Антропов Игорь Викторович

Родился 05.02.1978 в Новосибирске

1996-1998 – служба в армии

1999-2008 – работа менеджером в ряде российских и иностранных компаний

С 2008 года – работа над собственными проектами в сфере культуры

2008-2010 – проект «Артменеджер»

2010-2012 – галерея «Непокорённые»

2010-2012 – фотогалерея FLASHBOX

2011 – творческое пространство Цех сборки

С 2013 года по настоящее время работа над лофт-проектом «Мельница»

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.