Как новосибирские бизнесмены выбирают города для экспансии
Сегодня львиная доля миграционных и инвестиционных потоков внутри СФО направлена в Новосибирск. Вести бизнес можно и в других регионах Сибири, при этом каждый город привлекателен по‑своему.
Стремление бизнеса в Новосибирск очевидно, хотя, как говорит ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН, директор консалтинговой компании «Корпус» Юрий Воронов, объективно в «столице Сибири» не такие уж идеальные условия для предпринимательства.
По его сведениям, налоги в нашем городе — одни из самых высоких в стране. В Новосибирске самая сложная и дорогая процедура получения технических условий для подключения к энергомощностям. А также самая дорогая в Сибири рабочая сила и наиболее высокая стоимость аренды офисов (на 15‑20% выше, чем в среднем по региону).
Но, видимо, все эти минусы перевешивает один жирный плюс — здесь самый большой в Сибири рынок для компаний потребительского сектора.
Чем привлекают инвесторов сибирские города
Каждый из сибирских регионов по‑своему привлекателен для бизнеса. Спецификой Томска является ориентация на инновации.
«Томичи во многом переиграли в этом плане Новосибирск, создав более благоприятные условия для развития малых инновационных фирм», — считает Юрий Воронов.
По его словам, Барнаул в агломерации с Бийском — мощная база для развития сельского хозяйства и туризма. Еще один алтайский город Рубцовск имеет большой потенциал для развития промышленности благодаря наличию недорогой и при этом квалифицированной рабочей силы.
По мнению Юрия Воронова, кузбасские города сейчас оказались в сложной ситуации, столкнулись с необходимостью диверсификации экономики. Он уверен, что промышленное будущее Кузбасса — это производство удобрений из угля, извлечение из него редкоземельных металлов.
Иркутск, как отмечает Юрий Воронов, — самый культурный город в Сибири, обязанный своими традициями еще декабристам. Это один из немногих мегаполисов, где сохранились кварталы исторической застройки. Сейчас местные власти вынашивают планы по организации в этих кварталах пешеходной зоны. А значит, Иркутск станет привлекательным для бизнеса, связанного с развитием предприятий общепита, торговлей сувенирами, одеждой и обувью.
Стали первыми рекламодателями… в барнаульском метро
Модели вхождения в регион во многом схожи у игроков разных рынков. В первую очередь руководители или собственники оценивают емкость рынка, то есть количество потенциальных потребителей, уровень конкуренции; стиль руководства, которого придерживается местная власть, платежеспособность местного населения.
Коммерческий директор интернет‑провайдера «Сибирские сети» Сергей Вепренцев рассказывает, что решение выходить за пределы Новосибирска было принято, когда пришло понимание, что компания может и умеет наращивать абонентскую базу. В «Сибирских сетях» разработана «модель вхождения в регион», по которой оценивается количество потенциальных абонентов, монтируемая емкость сетей, технические возможности для построения коммуникаций. На основании этих данных определяют стоимость строительства и план продаж. Затем высчитывают срок окупаемости.
Сейчас у компании «Сибирские сети» четыре филиала в трех регионах: Новосибирской и Кемеровской областях и в Алтайском крае. Опыт вхождения на Алтай Сергей Вепренцев считает весьма удачным. В Барнауле «выстрелила» рекламная кампания, проведенная на сайте… барнаульского метро.
«В Новосибирске мы постоянно рекламируемся в метро. В Барнауле «подземки» нет и не предвидится. Зато есть энтузиаст, который создал сайт, на котором придумал схему станций, названия им, периодически выкладывает туда новости. Местные ходят на сайт пообщаться и, что называется, «постебаться», иногородние — чтобы узнать о том, шутка или нет существование барнаульского метро», — с долей юмора вспоминает Сергей Вепренцев.
«Сибирские сети» делают ставку на малые сибирские города, такие как Бийск, Рубцовск, Юрга, Прокопьевск, Междуреченск.
«Раньше платежеспособность потенциальных клиентов в этих городах вызывала у нас сомнение. Сейчас в каждом доме есть компьютер и каждый пользователь желает иметь доступ в интернет, — объясняет Сергей Вепренцев. — Между тем в малых городах рынок телекоммуникаций находится в начальной стадии развития, и если конкурировать качеством, то вполне реально обойти конкурентов».
Многие компании, прежде чем открывать филиалы, применяют франчайзинговые схемы как своеобразный «тест‑драйв» конкретного региона. Директор Центра «Харизма» Анна Власова поняла, что ее компания переросла свой город, когда стала получать приглашения организовать тренинги и семинары в других городах Сибири, Урала и Дальнего Востока.
«У нас много клиентов из Омска, Томска, Кемерова, Красноярска. Примерно 30% наших клиентов — иногородние», — объясняет она. Однако открывать полноценные филиалы в других городах Анна Власова пока считает преждевременным, предпочитая франчайзинг. «Дело в том, что баланс спроса и предложения на рынке наших услуг шаткий. В Томске, например, в этой сфере практически никто не работает, но будем ли мы собирать аудиторию, если придем туда на постоянной основе?»
Директор компании Event City Инесса Холоденина год назад поехала в Москву на слет Национальной ассоциации организаторов мероприятий и была очень удивлена тем, что оказалась единственной из‑за Урала. С этого момента она осознала необходимость выхода компании из Новосибирска в другие регионы.
«Мы рассмотрели разные сибирские города, — вспоминает Инесса Холоденина. — Поняли, что Омск нам не подходит, потому что это не очень тусовочный город и там вряд ли будет спрос на наши услуги. Барнаул отклонили по причине того, что там, по данным Росстата, не очень высокий уровень жизни. Томск — город студентов, а мы все‑таки проводим в основном «взрослые» мероприятия».
В итоге для экспансии был выбран город Кемерово, где есть платежеспособный спрос, но при этом местные жители не избалованы событиями и развлечениями.
«Мы не проводили скрупулезных расчетов, что при таких‑то затратах срок окупаемости будет таким‑то, а при иных — таким‑то. Мы поняли — надо идти», — продолжает Инесса Холоденина.
«Люди в Кемерове не избалованы развлечениями и зрелищами. У нас в Кемерове хорошо пошли «пакетные» продажи, когда в одном «пакете» покупают все — интернет, кабельное телевидение, wi‑fi внутри квартиры», — подтверждает Сергей Вепренцев.
Прийти, увидеть, победить
Стратегию «Прийти, увидеть и победить» используют многие компании. Но срабатывает она только тогда, когда весь путь к победе пошагово просчитан, все «теат-ры военных действий» тщательно про-анализированы.
Многие выбирают для экспансии регионы, где в их сфере более низкая конкуренция, а «Юридическая фирма «Бизнес и право», наоборот, стремится туда, где рынок уже поделен.
«Чем больше конкурентов, тем выше востребованность услуги и, следовательно, больше возможностей работать с максимальной прибыльностью», — объясняет директор «Юридической фирмы «Бизнес и право» Евгений Сизов.
По его словам, важным фактором является также транспортная доступность филиала от головного офиса — прямые авиарейсы и поезда, небольшое время в пути. По причине большой географической удаленности после нескольких лет работы компания закрыла филиал в Краснодаре.
«Мы рассматривали возможность открытия филиала в Красноярске, так как там есть с кем конкурировать и есть платежеспособный спрос. Но в последний момент я передумал, — вспоминает Евгений Сизов. — Слишком далеко, придется много времени тратить на поездки. А если ослабить контроль, есть риск получить убыточный филиал».
Сергей Вепренцев тоже обращает внимание на географическую удаленность сибирских городов друг от друга. По его мнению, создавать филиалы в первую очередь имеет смысл там, куда можно за 4‑5 часов доехать на машине.
«Более удаленные точки сложнее контролировать», — объясняет он.
В Сибири главная проблема — персонал
Не менее важным фактором, учитываемым при открытии филиала в другом городе, являются условия для ведения бизнеса: насколько просто или трудно получить разрешение на строительство, арендовать офис, нанять персонал.
Группа компаний «ДиМарк» не так давно начала выпускать в Новосибирске и Омске по франшизе газету Metro. Как говорит гендиректор «ДиМарк» Павел Луговых, в Новосибирске проект получился, а вот в Омске оказался не столь успешным. Главный плюс Новосибирска, по наблюдению Луговых, — позитивный кадровый климат, создающийся благодаря постоянной ротации рабочей силы.
«В Омске мало федеральных компаний, нет бизнес‑центров класса А. Там очень сложно подобрать персонал. А главное, практически нет медиарынка как такового», — резюмирует Павел Луговых. Юрий Воронов в числе важных для бизнеса аспектов отмечает стиль управления, которого придерживается местная власть.
По его мнению, в Новосибирске стиль управления — мягкий. Поэтому город открыт для миграции, для экспансии иногородних компаний. В Кузбассе, наоборот, стиль управления — жесткий, и туда иногородней компании так просто не зайти.
И Анна Власова, и другие опрошенные «ДК» бизнесмены говорят, что начать экспансию в другие города СФО новосибирские компании, как правило, могут, лишь ориентируясь на не самое платежеспособное население. Услуги высокого уровня в соседних городах почти невостребованы. Сергей Вепренцев констатирует, что, в отличие от Новосибирска, в алтайских городах, куда зашли «Сибирские сети», популярностью пользуются самые дешевые тарифы.
По наблюдениям Юрия Воронова, сибирские предприниматели, желающие расширить свой бизнес, как правило, рвутся в Новосибирск, а в других городах СФО инвесторами все чаще выступают китайцы или выходцы из азиатских стран СНГ.
Екатерина Варгасова