Как продажа превращается во «втюхивание»? Бизнес-тренер — об опасности для бизнеса

«Практически с гарантией 100% те, кому ты «втюхал», к тебе больше не вернуться либо, очнувшись дома, поймут, что купили не то, и придут возвращать товар. И придется начинать все по новой».

Бизнес-тренер Светлана Пимонова

— Есть такое устойчивое выражение «втюхать товар» или «впарить товар». Опасное занятие, хочу я вам сказать, потому как возможно тебе и удастся это сделать, но только нужно отчетливо понимать, что это временная, а зачастую единоразовая победа. Практически с гарантией 100% те, кому ты «втюхал», к тебе больше не вернуться либо, очнувшись дома, поймут, что купили не то, и придут возвращать товар. А это значит, что тебе придется бесконечно искать новых клиентов и бесконечно втюхивать.

Интересно, что «втюхивание» является неприятным процессом как для клиента, так и для самого продавца. И, кстати, многие отказываются становиться продажниками. Потому что имеют искаженную картинку о продажах, потому что имели неоднократный опыт «втюхивания», а не красивой и искусной продажи.

Давайте посмотрим и поисследуем, чем же отличается красивая и качественная продажа от «втюхивания»?

Вспомним, как обычно происходит процесс «втюхивания». Ассоциативно у меня всплывает такая яркая картинка из прошлого: барахолка, покупатель примеряет вещь, которая ему абсолютно не подходит, продавец без умолку нахваливает товар и говорит «Как вам хорошо», не давая покупателю вставить и словечко. Под таким напором трудно не сломаться, и многие соглашались купить неподходящий товар. Такую же картинку можно и сейчас увидеть в магазинах или у компаниий. Для меня «втюхивание» сродни обману, а я приверженец честных продаж.

Если отвлечься от эмоционального отношения и посмотреть в суть, то основное отличие продажи от втюхивания — это наличие этапа выявления потребностей. Во втюхивании он просто отсутствует, его перепрыгивают за ненадобностью.

Почему же менеджеры игнорируют этот этап и считают его ненужным?

  • Потому что продавец слишком сосредоточен на том, как продать свой товар. Тогда продажа от начала и до конца — это одна сплошная презентация товара, быстрая подача, переизбыточная информация. В какой-то момент клиент устает от «тарахтения» продавца, от информационного потока и корректно откланивается, либо жестко перехватывает инициативу в свои руки, и продавец теряет контроль над ситуацией.
  • Потому что выслушать клиента непросто. Эта ситуация выглядит так: продавец задает парочку формальных вопросов (потому что его учили, потому что так надо), выслушав первую фразу от клиента, сразу переходит к презентации товара. Такие продавцы говорят, что им после первой фразы уже все понятно! Все бы ничего, если бы клиенты не отказывались от покупки…
  • Из страха, что клиент выскажет пожелания, которые вы не сможете удовлетворить. Здесь я бы говорила, пожалуй про перечень страхов: страх потерять клиента, страх сделать (спросить) что-то не то, страх получить возражения. Все наши страхи подтачивают и уменьшают нашу веру в собственные силы и компетенции, а также веру в продукт.
  • Потому что не знают и не умеют задавать вопросы. Продавцы, недоумевая, говорят мне на тренингах: «А о чем спрашивать?», « А можно ли задавать такой-то вопрос?», «А прилично ли спросить о…?». Или другое проявление этой же ситуации, когда задается целая куча закрытых вопросов, вместо того, чтобы задать один или два.
  • Потому что «клиенты сами не знают, чего они хотят». И это, пожалуй, правда. Действительно, не всегда у клиентов сформированы четкие потребности. И это здорово! Это значит, что можно повлиять на потребности клиента, сформировать их.
  • Потому что уверены в том, что «они-то лучше знают, что нужно клиенту».
  • Потому что идут от собственной картины мира, не принимая факт разности картин мира у людей. У продавцов это проявляется часто во фразе «Я бы такое не купил». Ну так вы и не покупаете! Покупает другой человек!

Самое распространенное следствие проигнорированных потребностей — это возникновение возражений. Кстати, тренинги по работе с возражениями являются самыми распространенными и популярными. Только вот ходить на них, не научившись выявлять потребности, смысла нет.

Самое читаемое
  • Счетная палата нашла, где можно взять 1,5 трлн руб., чтобы уменьшить дефицит бюджета РФСчетная палата нашла, где можно взять 1,5 трлн руб., чтобы уменьшить дефицит бюджета РФ
  • Екатеринбург занял 18-е место по уровню зарплат в РоссииЕкатеринбург занял 18-е место по уровню зарплат в России
  • Не успевают: почему клиенты Ozon и Wildberries столкнулись с задержками доставки?Не успевают: почему клиенты Ozon и Wildberries столкнулись с задержками доставки?
  • Суды, связанные с энергетическими олигархами Урала, продолжаются: что известноСуды, связанные с энергетическими олигархами Урала, продолжаются: что известно
  • Пациенты просят Путина не менять систему ОМСПациенты просят Путина не менять систему ОМС
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.