Как продажа превращается во «втюхивание»? Бизнес-тренер — об опасности для бизнеса

«Практически с гарантией 100% те, кому ты «втюхал», к тебе больше не вернуться либо, очнувшись дома, поймут, что купили не то, и придут возвращать товар. И придется начинать все по новой».

Бизнес-тренер Светлана Пимонова

— Есть такое устойчивое выражение «втюхать товар» или «впарить товар». Опасное занятие, хочу я вам сказать, потому как возможно тебе и удастся это сделать, но только нужно отчетливо понимать, что это временная, а зачастую единоразовая победа. Практически с гарантией 100% те, кому ты «втюхал», к тебе больше не вернуться либо, очнувшись дома, поймут, что купили не то, и придут возвращать товар. А это значит, что тебе придется бесконечно искать новых клиентов и бесконечно втюхивать.

Интересно, что «втюхивание» является неприятным процессом как для клиента, так и для самого продавца. И, кстати, многие отказываются становиться продажниками. Потому что имеют искаженную картинку о продажах, потому что имели неоднократный опыт «втюхивания», а не красивой и искусной продажи.

Давайте посмотрим и поисследуем, чем же отличается красивая и качественная продажа от «втюхивания»?

Вспомним, как обычно происходит процесс «втюхивания». Ассоциативно у меня всплывает такая яркая картинка из прошлого: барахолка, покупатель примеряет вещь, которая ему абсолютно не подходит, продавец без умолку нахваливает товар и говорит «Как вам хорошо», не давая покупателю вставить и словечко. Под таким напором трудно не сломаться, и многие соглашались купить неподходящий товар. Такую же картинку можно и сейчас увидеть в магазинах или у компаниий. Для меня «втюхивание» сродни обману, а я приверженец честных продаж.

Если отвлечься от эмоционального отношения и посмотреть в суть, то основное отличие продажи от втюхивания — это наличие этапа выявления потребностей. Во втюхивании он просто отсутствует, его перепрыгивают за ненадобностью.

Почему же менеджеры игнорируют этот этап и считают его ненужным?

  • Потому что продавец слишком сосредоточен на том, как продать свой товар. Тогда продажа от начала и до конца — это одна сплошная презентация товара, быстрая подача, переизбыточная информация. В какой-то момент клиент устает от «тарахтения» продавца, от информационного потока и корректно откланивается, либо жестко перехватывает инициативу в свои руки, и продавец теряет контроль над ситуацией.
  • Потому что выслушать клиента непросто. Эта ситуация выглядит так: продавец задает парочку формальных вопросов (потому что его учили, потому что так надо), выслушав первую фразу от клиента, сразу переходит к презентации товара. Такие продавцы говорят, что им после первой фразы уже все понятно! Все бы ничего, если бы клиенты не отказывались от покупки…
  • Из страха, что клиент выскажет пожелания, которые вы не сможете удовлетворить. Здесь я бы говорила, пожалуй про перечень страхов: страх потерять клиента, страх сделать (спросить) что-то не то, страх получить возражения. Все наши страхи подтачивают и уменьшают нашу веру в собственные силы и компетенции, а также веру в продукт.
  • Потому что не знают и не умеют задавать вопросы. Продавцы, недоумевая, говорят мне на тренингах: «А о чем спрашивать?», « А можно ли задавать такой-то вопрос?», «А прилично ли спросить о…?». Или другое проявление этой же ситуации, когда задается целая куча закрытых вопросов, вместо того, чтобы задать один или два.
  • Потому что «клиенты сами не знают, чего они хотят». И это, пожалуй, правда. Действительно, не всегда у клиентов сформированы четкие потребности. И это здорово! Это значит, что можно повлиять на потребности клиента, сформировать их.
  • Потому что уверены в том, что «они-то лучше знают, что нужно клиенту».
  • Потому что идут от собственной картины мира, не принимая факт разности картин мира у людей. У продавцов это проявляется часто во фразе «Я бы такое не купил». Ну так вы и не покупаете! Покупает другой человек!

Самое распространенное следствие проигнорированных потребностей — это возникновение возражений. Кстати, тренинги по работе с возражениями являются самыми распространенными и популярными. Только вот ходить на них, не научившись выявлять потребности, смысла нет.

Самое читаемое
  • Москва и Вашингтон хотят урегулировать украинский кризис: итоги саммита на АляскеМосква и Вашингтон хотят урегулировать украинский кризис: итоги саммита на Аляске
  • В День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в ЕкатеринбургеВ День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в Екатеринбурге
  • Выросло число жертв взрыва на заводе «Эластик» в Рязанской областиВыросло число жертв взрыва на заводе «Эластик» в Рязанской области
  • «Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»«Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»
  • Бизнес просит заменить штрафы на предупреждения за ошибки в налоговой отчетностиБизнес просит заменить штрафы на предупреждения за ошибки в налоговой отчетности
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.