Как рассчитывается гудвилл компании? Опыт эксперта программы «Бизнес класс»

В предыдущей статье мы рассмотрели, что понимается под «гудвиллом» и из каких шести элементов он состоит. Теперь предлагаем разобраться, как рассчитать его стоимость на практике.

Постоянный эксперт программы «Бизнес класс» от Сбербанка и Google Константин Холстинин

В предыдущей статье мы рассмотрели, что понимается под «гудвиллом» и из каких шести элементов он состоит. Теперь предлагаем разобраться, как рассчитать стоимость гудвилла на практике и какие показатели играют ключевую роль.

Еще в 17 веке в английской деловой практике при оценке стоимости предприятия применяли такое понятие как гудвилл (goodwill). Изначально его трактовали как стоимость деловой репутации.

В денежном выражении гудвилл рассчитывается как разница между стоимостью предприятия и его материальными активами с учетом долговых обязательств. Например, если продается организация за 1 млн рублей, то материальные активы (столы, стулья, компьютеры) — 200 тыс. рублей, а значит гудвилл составит 800 тыс. рублей.

В наши дни мы можем говорить об этом понятии не только с точки зрения финансовой оценки деловой репутации. Сегодня в рамки термина «гудвилл» попадает стоимость всех нематериальных активов компании, включая патенты, оценку знаний персонала и многое другое. Во времена возникновения этого понятия все эти элементы попросту не принимались во внимание, так как все они оказывали мало влияния на стоимость бизнеса по сравнению с материальными активами.

Существует еще одно определение понятия «гудвилл» — это неотчуждаемое конкурентное преимущество, выраженное в стоимостном эквиваленте. Иными словами, мы говорим о том, что наше преимущество перед конкурентами можно оценить в деньгах! Как это сделать?

Способы расчета гудвилла

Балансовый метод основывается на учете результатов конкретных торговых

операций. Величина приобретаемого гудвилла (деловой репутации),

представляется как разница между суммой, которую уплатили за

предприятие, и совокупной стоимостью активов и пассивов этой организации, зафиксированной в последнем бухгалтерском отчете или балансе.

Метод избыточной прибыли предполагает оценку гудвилла как источника дополнительных поступлений прибыли. Согласно этой методике, происходит противопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и конкурентов (или аналогичных по отрасли) с последующей капитализацией той части, которая не может быть объяснена «материальным» влиянием (активами).

Оценку стоимости бизнеса делают работники специализированных компаний и обычно пользуются тремя основными методиками.

Первая из них — это расчет от величины годового дохода предприятия. Если не вникать в такие тонкости, как учет дисконтированного денежного потока и тому подобное, то можно сказать, что берется годовой оборот компании и умножается на определенный коэффициент (мультипликатор). Каким будет этот множитель, зависит от того, насколько высоко инвесторы и финансовые эксперты оценивают темпы роста бизнеса в данной отрасли. На размер мультипликатора может повлиять и уровень маржинальности компании, и уникальность продукта, насколько тяжело его скопировать и многое другое.

Если бизнес прибыльный, то коэффициент может составить два-три пункта, у технологической компании — 10, а если она котируется на американской бирже и является технологической, то целых 16. Например, мультипликатор у мирового гиганта онлайн-торговли Amazon будет равен 20. Но бывает и наоборот, например, такой показатель для некоторых российских компаний составляет 0,5 от капитала, т.е. половину стоимости самого предприятия. Так, коэффициент сотового оператора может составлять 1,5.

Есть еще два способа оценки стоимости бизнеса — это сравнительный и затратный. Сравнительный — когда оценщики смотрят, за какую сумму продавались аналогичные предприятия в данной отрасли и исходя из параметров нашего предприятия, в сравнении с ними определяют его стоимость. Затратный способ — когда мы пытаемся посчитать, в какую сумму нам обойдется создание такого бизнеса, если мы решим создать его с нуля.

Если мы говорим про оценку компании, у которой есть клиенты, но нет продаж, можно за основу взять количество клиентов. Например, когда Facebook в 2012 году покупал Instagram, стоимость сделки составила 715 млн долларов. Instagram на тот момент имел 30 млн установок на iPhone и небольшой доход от продажи фильтров для фотографий. Иными словами, один клиент был оценен примерно в 24$. Через четыре года количество клиентов увеличилось до 500 млн и потенциальный доход от рекламы оценивался в 4 млрд долларов. Компанию в этот момент оценивали в 50 млрд долларов. Это означает, что один клиент был оценен в 100$. Хотя, чем руководствовались оценщики во второй раз на самом деле, мы точно не знаем.

Если вы самостоятельно пытаетесь сделать оценку бизнеса и определить, растет ли ваш гудвилл год от года, нужно учитывать один важный нюанс: ваш бизнес стоит ровно столько, сколько за него готов заплатить покупатель вашего бизнеса или инвестор. Поэтому, даже если вы посчитали величину гудвилла и внесли его на учет в баланс вашего предприятия, реальная сумма покупки выяснится только в момент переговоров с потенциальным покупателем.

Самое читаемое
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.