Как рождается профессия – директор «Института закупок» о специалистах своей сферы

Функции специалиста по закупкам часто возлагаются на юристов, экономистов, бухгалтеров, а на предприятиях малого бизнеса их выполняет руководитель. Но не все проходят нужные образовательные программы.

Проведя несложный анализ предложений на рынке труда в сфере госзакупок, размещенных на ведущих job-сайтах, можно оценить, что средняя заработная плата тендер-менеджеров в Новосибирске на начало сентября составляет порядка 55 тыс. руб. Это является весьма привлекательной мотивацией при среднем уровне зарплат жителей города 27, 5 тыс. руб. (данные Новосибирскстата по итогам первого квартала 2016 г.).

Также можно заметить, что требования к будущим сотрудникам разнятся в зависимости от сферы деятельности организации, ее размера или личных пожеланий руководителя: авторы одних вакансий готовы принять на работу специалистов с опытом работы не менее 2-3 лет, владеющих широким спектром компетенций работы в контрактной системе, другие же согласны принять и «новичка».

Не новость, что функции специалиста по закупкам в большинстве организаций традиционно возлагаются на юристов, экономистов, бухгалтеров, а на предприятиях малого бизнеса эти обязанности зачастую выполняет руководитель. При этом далеко не во всех случаях ими были пройдены соответствующие образовательные программы – работа выстраивается путем проб и ошибок, которые очень часто чреваты для организации финансовыми или правовыми проблемами. Такая ситуация характерна как для заказчиков, так и для поставщиков.

При этом стоит заметить, что наблюдается дефицит качественных образовательных предложений в сфере закупок: специалисты, пройдя обучение по сути по одной программе обучения, на выходе могут иметь разный уровень компетенций. Причиной этому – отсутствие единых требований, закрепленных на федеральном уровне, к содержанию и наполнению программ обучения в сфере закупок.

Вступление в силу с 1 июля 2016 г. принятых в мае 2015 г. поправок к Трудовому кодексу РФ, делающих обязательным для работодателей применение профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», ознаменовало начало качественного изменения данной ситуации. Без этих документов работа в госзаказе была обречена на вечное «хобби».

В частности, стандартом «Специалист в сфере закупок» предусмотрены следующие трудовые функции, выполняемые данными специалистами:

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд;

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд;

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта;

4. Контроль в сфере закупок.

По каждой из обобщенных трудовых функций установлены требования к образованию и к опыту практической работы, исходя из которых специалистам будет присваиваться от 5-го до 8-го квалификационного уровня, экспертам в сфере закупок – от 6-го до 8-го уровня.

Вступление в силу названных профстандартов видится первым реальным инструментом решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в сфере закупок. С одной стороны, появляется возможность формирования стратегии развития образования в области закупок на основе реализации качественных образовательных программ, соответствующих данным стандартам. С другой – упорядочение ситуации на рынке труда, где профстандарт должен стать ориентиром при формировании политики управления персоналом, аттестации работников, тарификации работ, выработки систем оплаты труда и разработки должностных инструкций работников.

Объективно можно предположить, что применение и реализация профстандартов в практической деятельности на первых порах будет вызывать вопросы в рамках трудовых отношений между работодателем и работником. В частности, так как до сих пор Единый тарифно-квалификационный справочник не содержит такой должности как «специалист в сфере закупок», данные функции по совместительству выполняют имеющиеся сотрудники.

Чтобы возложить на кандидата обязанности в сфере закупок, работодатель обязан проверить его соответствие требованиям, предъявляемым профстандартами в отношении образования, стажа и наличия функциональных навыков. Отсюда следует логичный вывод, что необходимы инструменты и методики, позволяющие проводить независимую оценку данного соответствия.

Опыт, накопленный экспертами Института закупок за время работы на рынке госзаказа, позволил разработать авторскую методику такой оценки.

Она предусматривает две составляющие:

- квалификационный срез – прохождение тестирования и выполнения практических заданий;

- проверку документов, подтверждающих уровень образования и наличие практического опыта работы в сфере закупок, на соответствие законодательству РФ.

Квалификационный срез имеет несколько конфигураций: выделяется 5 профилей (общийуполномоченный орган субъекта (муниципальное образование)контрольный органзакупки в строительствезакупки в здравоохранении), в каждом из которых 4 уровня должностных полномочий (специалист, руководитель структурного подразделения, начальник ведомства, преподаватель-эксперт). 

Уровни должностных полномочий квалификационного среза определённым образом соответствуют квалификационным уровням профессиональных стандартов. 

В результате независимой оценки квалификации соискатель получает свидетельство о профессиональном соответствии квалификационным уровням профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» или «Эксперт в сфере закупок», а также будет включен в реестр независимой оценки квалификации НОУ ДПО «Институт закупок» (реестр профессионального соответствия).

Вступление в силу профстандартов в сфере закупок – лишь первый шаг на пути становления профессиональных компетенций в сфере закупок, но он сделан, и это важно! Однако пока не будет реализован полный цикл развития компетенций, присущий любой профессии, система закупок так и будет испытывать голод в профессиональных кадрах.

Необходимыми мерами являются:

- включение соответствующей профессии в ЕТКС;

- обеспечение возможности принятия специалистов в сфере закупок в штат, согласно установленному окладу; 

- профессиональная подготовка (а также профессиональная переподготовка и повышение квалификации) на основании профессиональных стандартов;

- введение системы добровольной сертификации в сфере закупок;

- периодическая аттестация кадров;

- определение критериев эффективности в работе контрактных служб и контрактных управляющих;

- решение вопроса о мотивации кадров данной сферы.

Без внедрения этих механизмов повысить эффективность работы контрактной системы и расходования бюджетных средств будет весьма проблематично.

Директор НОУ ДПО «Институт закупок» Вадим Крюков

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.