Как в Новосибирске создали «Биовестин». Опыт компании «Био-Веста»

В 1980-е Владислав Ильин увлекся биотехнологиями, в 90-х основал компанию по производству продукта на основе бифидобактерий. Спустя 20 лет «Био-Веста» расширила ассортимент и вышла на внешние рынки.

Стартап 20 лет назад и сегодня – это понятия совершенно разного круга. По словам главы компании «Био-Веста», тогда достаточно было идеи – больших вложений не требовалось, инвесторов привлекать не приходилось. Владислав Ильин рассказал «ДК» о том, как создавался знаменитый «Биовестин».

От государства к частному бизнесу

Владислав Ильин с юности увлекался наукой. Читал книги из серии «Эврика» (о науке и законах природы), журнал «Квант» (сложные задачки для школьников). В 1982 г. он поступил на физический факультет НГУ, закончил кафедру физики плазмы. После учебы по распределению попал в НПО «Вектор», где тогда было много вакансий, к тому же биотехнологии считались перспективной областью. Около года работал в отделе физических испытаний, после перешел в лабораторию микробиологии: «Там у меня была непростая задача: моделирование белков, которые читались бы в геноме». В «Векторе» г-н Ильин работал до 1992 г., откуда ушел в бизнес.

Что привело к этой перемене в биографии?

– С одной стороны, распределение в «Вектор» и общение со специалистами (вирусологами, микробиологами). С другой – личные мотивы. После рождения ребенка я столкнулся с явлением дисбактериоза у детей. Из-за проблем с микрофлорой они часто не спят по ночам, кричат. Как пояснили мне специалисты, для избавления от мучений нужно просто вырастить микрофлору и дать ее малышу.

Я спросил: «Почему это не делается?». Ответ был: «Делается, но пока не сформировалось как постоянная социальная практика».

 

В этот момент началась перестройка, финансирование науки сократилось, пришлось сводить концы с концами, а у меня были амбициозные представления о своем месте в жизни… В общем, заинтересовался возможностью создать свой бизнес. Это был примерно 1992 г., первые шаги. Стал искать специалистов-микробиологов, исследовать рынок. Пришел в фирму к друзьям, где были объединены разные проекты инжинирингового типа (в основном физические, технические и инженерные). Фирма некоторое время существовала, потом распалась под грузом кредитов. Но пара проектов до сих пор существует. Один из них – наш.

С какими трудностями столкнулся ваш стартап, и как их преодолевали в лихие девяностые?

– В те годы для стартапа не нужны были большие вложения, достаточно было веры в идею и базовой компетенции. Самое главное, что помогло стартовать, – способность разглядеть идею. Перспективу трудно было рационально доказать самому себе или партнерам. Необходимы были интуиция, глубинное внутреннее понимание, не требующее доказательств, – за этим будущее, и все. Трудностей никаких не помню: делали, что могли, работали. У меня нет тяжелого ощущения от 90-х. Было воодушевление и желание сделать, убедить: ездил по врачам, показывал первые опытные образцы.

Начало любого проекта – вдохновляющее время. Отмечу, что опасности и тревоги есть в любом бизнесе. Тогда покупательная способность населения была низкая, продать что-то было тяжело. Это мешало, сильно тормозило развитие проекта. Идея созрела, понимали, что и зачем, а выйти на продажи было сложно. Года до 1996-го проект практически не развивался именно поэтому. Такова была объективная преграда – низкая покупательная способность населения (многим даже на хлеб не хватало).

Через тернии – к торговым сетям

Сначала «Био-Веста» поставляла свою продукцию напрямую покупателям или санаториям и стационарам, позже – вышла в аптеки, где продавала только БАД «Биовестин». Кисломолочную продукцию («Бифилин») компания начала реализовывать в магазинах с 1997 г., до этого она поставлялась только в школы и детские сады. Детскую кисломолочную продукцию сначала готовили для молочной кухни Советского района, а с 2010 г. кефир и творог для детского питания продаются в магазинах Новосибирска.

Как вы строили маркетинговую стратегию и кому планировали продавать свои продукты?

– В 1996 г. мы вошли в аптеки и начали через них продавать «Биовестин», это было уже начало бизнеса. В том же году стали снимать то помещение, где находимся и сейчас. Закупили новое оборудование для производства молочной кухни, привезли, смонтировали. К 1998 г. вышли на хорошие объемы продаж, но грянувший кризис все тормознул на несколько лет.

С чем в первую очередь был связан спад?

С покупательной способностью. Мы работаем, можно сказать, в люксовом сегменте: например, наш кефир в полтора-два раза дороже, чем обычный. В непростые времена продукт покупают по большей части те, кто чем-то болен, либо те, кто обеспечен и хочет позаботиться о здоровье. В 1998 г. мы были вынуждены свернуть производство кисломолочной продукции, потому что спрос на нее упал. Год или два производили только биодобавки.

Молочную кухню мы «вернули» только через два-три года, продавали эти кисломолочные продукты в школы и детские сады, где был прямой спрос и не возникало пресловутой «дебиторки» за поставки. В 2003 г. официально зарегистрировали патент на основную технологию производства таких продуктов, поставили бизнес на поток.

В 2008 г. смонтировали автоматическую линию фасовки БАДов по флаконам, до этого была полуавтоматика. С того же года вышли на отраслевой стандарт по организации производства. В 2012 г. ввели новую упаковку для детского питания: по стандарту оно должно продаваться в маленьких баночках.

У производственников рубежи развития обычно связаны либо с освоением новых рынков, либо со сменой производственной базы, либо с появлением новых продуктов. Сейчас у нас основные продукты – это «Бифилин» и «Тонус», детский кефир и творог.

Долгое время вы не поставляли детские молочные продукты в магазины, с чем это было связано?

– Да, до 2009 г. мы производили молочную продукцию только по заказу администрации Советского района и Кольцово, по существу подменяя собой детскую молочную кухню, и только потом решились продавать детскую продукцию на открытом рынке, то есть выйти на магазины и торговые сети. Когда же освоились на прилавках, то с удивлением обнаружили, что даже при достаточно высокой цене наша продукция пользуется спросом. С 2009-го по 2012 г. у нас был рост в этом сегменте на рынке на 12-15%, причем без каких-либо усилий. Мы заметили эту тенденцию и стали активнее продвигать свои продукты. Сегодня от общего объема продаж продукции 50% у нас составляет детское питание и 50% – сложные продукты на основе бифидобактерий («Бифилин» и «Тонус»).

Стирание границ

Убедившись, что в России продукты с бактериями успешны, руководители «Био-Весты» начали открывать для себя новые рынки. Первой страной стал Китай, следом – Болгария. В 2017 г. компания запланировала выход с пробиотиками «Биовестин» и «Биовестин-Лакто» на рынок Румынии, в настоящее время ведутся переговоры с партнерами в этой стране. Кроме того, у руководства «Био-Весты» есть интерес к рынку Евросоюза, и сейчас идет поиск партнеров, изучение процедуры сертификации.

Почему первой страной для вас стал Китай?

– В середине «нулевых» по приглашению китайской стороны мы съездили в Китай вместе с новосибирской делегацией СОРАН. Интерес проявили представители из провинции Юньнань. Производство там было первоначально организовано на деньги Кунминской зоны высоких технологий, нашим вкладом была технология. Позже подключился бизнес: после долгих поисков нашли партнера и в 2007 г. построили завод, который выпускает аналог «Биовестина». Инвестиции китайской стороны в него составили около 2 млн долл. Сейчас там работает завод по производству пробиотиков, он достиг объемов производства, сравнимых с нашими, новосибирскими, но при этом китайцы предлагают «Биовестин» по более низким ценам, так что оборот скромный, хвастать особо нечем. Тем более в Китае продажи идут напрямую населению, в основном для нормализации работы кишечника, в аптеки БАД не поставляется. Это скорее первый опыт, мы отточили навык общения с иностранцами.

Также мы сейчас находимся в начале пути к продвижению в Болгарию. Первую поставку «Биовестина» болгары получили только в августе 2016-го. Его там применяют пока в ограниченном количестве клиник: накапливают опыт и работают с пациентами. В Болгарии наш партнер – Онкологический Центр. Применение «Биовестина» идет в клиниках во время химио- и лучевой терапии, а также после них. Поставки в аптеки тоже производятся, но пока незначительные. В России поставки в онкоцентры есть, но только в Сибири – Красноярске и Новосибирске. Если болгары сумеют пройти свою часть пути по развитию рынка, то построим и у них совместное предприятие. Потому что возить продукт хлопотно. Надеемся, после завершения исследований в Болгарии сможем договориться о поставках в московские клиники.

Какие преимущества дают статусы резидента Академпарка и Биотехнопарка в Кольцово?

– Скорее речь не о преимуществах, а о традиции и устоявшихся связях. Академгородок ближе к науке, там идет разработка биопродуктов, которые измеряются граммами. При этом производство ведется в малых объемах, и Технопарк подходит для этого. «Вектор» планировался в значительной мере как большой цех, масштабное производство. Эта культура ближе к нам: то, что мы производим, – тонны, а не граммы. И второе: значительная часть наших сотрудников (процентов до сорока) – жители Кольцово, бывшие сотрудники «Вектора». Поэтому нам проще базироваться здесь, это наш поселок, где мы выросли во всех смыслах слова. Активно участвуем в мероприятиях Технопарка (выставки, семинары), а завод проще запустить там, где живем, – доверие выше. Противостояния между этими двумя точками на карте нет.

Как вы оцениваете свою долю рынка сейчас в России, к каким показателям стремитесь?

Трудно определить точно, потому что, чтобы знать долю рынка, необходимо заказывать специальные исследования, а это дорого. Аудит сейчас стоит примерно 15 тыс. долл., последний раз мы частично покупали данные за гораздо меньшую цену – в 2009 г., поэтому объём российского рынка сейчас не знаем.

Базируюсь на информации  семилетней давности. Тогда рынок жидких пробиотиков составлял 170 млн долл. Сейчас рынок – это 200 млн долл., и наша доля российского рынка – 0,5%. Наши амбициозные планы: с 1 млн долл. уйти на 5-6 млн долл. в течение трех лет. Наша доля российского рынка при этом вырастет незначительно – с 0,5% до 3%, но для нас это шестикратное увеличение доли продаж, очень амбициозная задача, можно сказать – прорыв.

Второе – кисломолочные продукты питания высокого качества, основанные на пробиотиках, – это другой рынок, ритейла (продуктовые магазины). Там все считается легче, так как рынок не российский, а локальный (продукты короткого срока хранения). Продаем мы кисломолочные продукты в Новосибирске, Кемерове, Новокузнецке и Красноярске. По нашим оценкам, мы занимаем 10% рынка в Новосибирске, идем здесь к 20%. У нас в городе бренд известен, потребители к нему лояльны. Детское питание высокого качества – это то, что нужно мамам современного поколения на новосибирском рынке, и в этом сегменте в Новосибирске мы можем вырасти в два раза точно. Дальше – сложнее, так как редко бывает, что один производитель занимает более 20% рынка. Для дальнейшего роста нужны уже неимоверные усилия и бюджеты на продвижение.

Расширение сбыта планируем провести за счет экспансии на другие регионы (например, в Красноярске мы занимаем примерно 2%, там есть куда расширяться). А в Омске и Томске нас совсем нет.

Есть ли у вас какая-то особенная философия «Био-Весты»?

– Философия такая: сделать практику применения пробиотиков (для укрепления здоровья детей в первую очередь) составляющей частью бытовой культуры. Важно не продукт произвести (это даже не половина дела, а процентов 10), главное – сформировать социальную практику, чтобы люди делали это каждый день, как в свое время Маяковский с помощью агитационных плакатов приучил мыть руки перед едой. Задача стоит подобная: активировать еще одну здоровую привычку. Ведь микрофлора в норме защищает организм от многих негативных факторов окружающей среды. 

*Текст написан специально для эксклюзивного апрельского выпуска ДК к форуму «Будущее города.Бизнес-ринг».

Опыт

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.