Как Вадим Сухарев пришел в девелопмент

Начав с продажи векселей, Вадим Сухарев и его друзья создали компанию «Сибирский берег», которая сделала их миллиардерами. Сейчас Вадим Сухарев начал новый масштабный проект. Теперь – в девелопменте.

О Вадиме Сухареве и его однкашниках по университету Александре Кычакове и Юрии Ан новосибирские предприниматели говорят как об уникальном альянсе. Примеры, когда однокурсники строят совместный долгосрочный бизнес, можно пересчитать по пальцам одной руки. «На волне дружеских чувств открывались многие бизнесы в 90‑х гг. Потом 95% из них смыло волной экономических и внутренних потрясений. Предприниматели четко усвоили: бизнес должен быть собственным, в крайнем случае — семейным, и зареклись открывать компании с друзьями», — вспоминает управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков.

Студенческие годы Вадима Сухарева, приехавшего с Сахалина, пришлись на 90‑е. «Тогда была такая инфляция, что пока шел перевод от мамы, деньги уже обесценивались», — вспоминает он. Среди студентов в то время было принято подрабатывать на самых разных работах — грузчиком, бухгалтером и т.д. Возможность начать полноценную карьеру в одной из компаний, которая занималась куплей‑продажей векселей, была воспринята соседями по комнате в общежитии Вадимом Сухаревым и Юрием Ан с энтузиазмом.

Получив брокерские навыки, однокурсники со своим третьим компаньоном решили самостоятельно заняться работой с ценными бумагами. «Мы решили не ждать крупной сделки, а проводить несколько мелких. Заключали очень много сделок, не гнушались работой за 0,5% от стоимости ценных бумаг, при том, что остальные компании работали не менее чем за 2%. Зато мы могли сделать 10 таких сделок в день», — вспоминает Вадим Сухарев.

Сухарики помогли стать миллиардерами

Брокерская деятельность приносила стабильный доход, и друзья стали искать проекты для вложения средств. Попробовали себя в розничной торговле — какое‑то время владели торговыми павильонами. Но хотелось чего‑то более масштабного и интересного. «Нам было все равно, чем заниматься, что мы только ни рассматривали!» — говорит Вадим Сухарев.

На дворе был 1999 г. Девальвация рубля привела к резкому сокращению импорта и оживлению промышленного производства. Однажды в отпуске в Санкт‑Петербурге увидели в продаже сухарики «Кириешки». Идея понравилась — в России сухарики могли стать популярным сопутствующим товаром к пиву. Вскоре созданная друзьями компания «Сибирский берег» купила у питерского предприятия лицензию на производство сухариков, а затем и саму торговую марку. Директором компании стал Александр Ладан, с которым Вадим Сухарев вместе учился, начиная с физматшколы при НГУ.

Арендовав небольшой цех, партнеры наладили выпуск сухариков. Поначалу мощность была невелика — в сутки цех выпускал всего около 3 тыс. пакетиков в упаковках по 50‑100 г. Но потребителям и торговым сетям новая продукция понравилась, сбыт рос быстро, конкурентов у «Кириешек» практически не было. В итоге за три года «Сибирский берег» занял, по разным оценкам, от 20 до 40% российского рынка соленых сухариков и, расширив продуктовую линейку, до 17% рынка пакетированных снэков, заняв второе место после компании Frito Lay, входящей в холдинг Pepsico. Оборот компании, согласно опубликованной отчетности, достигал $200 млн в год.

Конечно, для достижения такого оборота география деятельности компании не ограничивалась Западной Сибирью. В 2002 г. «Сибирский берег» вышел в центральную часть России. Партнеры присматривались к покупке хлебозаводов, чтобы расширить производство.

Подходящего объекта не нашлось, поэтому «Сибирский берег» решил построить собственный завод в Павловском Посаде. Строительство шло год, завод получился самым крупным в Европе. В результате российские производственные мощности «Сибирского берега» увеличились до 2,4 млн пакетиков в сутки.

«Сибирский берег» поставлял продукцию не только в страны СНГ, но и в Европу. Оценив емкость европейского рынка, партнеры решили построить там завод по производству сухариков. Изначально завод планировали разместить в Германии, в стране любителей пива бренд BEERka пришелся кстати. Но этот проект разбился о дефицит производственных мощностей. Идею строительства завода в Австралии «Сибирскому берегу» подал один из знакомых, живущих в этой стране. Партнеры оценили потенциал рынка снэков и решили строить производство в одной из промзон Мельбурна.

Вадим Сухарев вспоминает, что желания разбежаться и вести бизнес порознь у друзей не возникало. То, что они втроем сработались, удивляло и самих партнеров — за разъяснениями они решили даже обратиться к психологам. Из отношений «бизнес с друзьями» они решили сделать осознанное партнерство.

Александр Ладан в этой компании держался особняком, он был лицом «Сибирского берега». В 2009 г. партнеры решили продать компанию томской «КДВ Групп». К тому времени закончился бурный рост рынка. «Мы не могли найти что‑то прорывное и поняли, что если конкурировать с Pepsico, то нужно консолидироваться — вопрос шел о том, что или мы купим конкурентов, или они — нас. Мы прорабатывали оба варианта, но в итоге посчитали более выгодным продать компанию», — вспоминает Вадим Сухарев.

Он очень рационально отнесся к продаже компании: «Продавать было не жалко. Я понимаю, что эмоции — это лишнее в таком вопросе». Сумма сделки не раскрывалась. Аналитики «Цэрих кэпитал менеджмент» оценивали ее в $130 млн без учета стоимости долга «Сибирского берега».

С берега в «Оазис»

После сделки Александр Ладан вошел в совет директоров завода «Экран», а Вадим Сухарев решил уйти в девелопмент. «Мне не хотелось дежа‑вю, снова строить федеральную компанию в области FMCG с филиальной сетью. А дальше критерии были такие: во‑первых, проект должен быть достаточно крупный — «Сибирский берег» научил мыслить глобально. Во‑вторых, я должен понимать потребителей и знать, как с ними работать. Третье, при глубоком изучении — это новизна. Чем проект будет отличаться от конкурентов?» — говорит Вадим Сухарев. В выгодности девелоперских проектов он убедился на примере строительства завода в Подмосковье и торгового центра в Красноярске.

Заинтересовать предпринимателя удалось Владимиру Мартыненкову, президенту ГК «Метаприбор». До этого он выиграл конкурс на застройку участка в Октябрьском районе, недалеко от «Ауры», и искал парт‑неров. В итоге совместно с ним и еще двумя инвесторами, имен которых не раскрывает, Вадим Сухарев создал компанию «АКД‑Мета». Участники рынка предполагают, что его партнерами снова стали Юрий Ан и Александр Кычаков. Они сами и Вадим Сухарев этого не подтверждают, но и не опровергают.

Благодаря объединению строительных и финансовых мощностей, «АКД‑Мета» начала осваивать комплексную застройку — практически в центре города, на ул. Лескова будет возведено 11 домов жилого комплекса «Оазис». По словам Вадима Сухарева, сейчас в стройку вложено более 600 млн руб.

Возведение первого 25‑этажного дома началось летом 2011 г. Его планируют сдать уже к концу 2012 г., одновременно с этим ведется строительство и 17‑этажного дома. Квартиры в эти домах продаются по цене 44‑50 тыс. за кв. м.

Независимо от стройки в центре Новосибирска, другая компания Вадима Сухарева, «АКД», в 2011 г. получила площадку 24 га на ВАСХНИЛе. Весь 2011 г. компания проектировала комплексную малоэтажную застройку жилого комплекса «Бавария». Общая площадь жилья составит около 80 тыс. кв. м. В июле начато строительство первой очереди поселка класса «средний +» для тех, кто предпочитает загородный образ жизни. Стоимость квартир еще не объявлена, но Вадим Сухарев прогнозирует ее на уровне примерно 45 тыс. руб. за кв. м на старте продаж. В «Баварии», также как и в «Оазисе», будет своя инфраструктура — магазины, кафе, детский сад», — рассказывает он. Продажи квартир начнутся в октябре 2012 г. Первую очередь, состоящую из семи 4‑этажных домов, планируют ввести в первом полугодии 2013 г.

За десять лет «Сибирскому берегу» удалось вырасти до мировой компании. На вопрос о том, какие амбиции у партнеров в девелоперском проекте, Вадим Сухарев улыбается: «Мы хотим внести новые стандарты в жилищное строительство в Новосибирске — использовать лучшие практики, причем не только российские».

Девелоперы подготовились

к кризису

Компания «АКД» подошла к строительству микрорайонов основательно: заказала проекты у разработчика гоночных трасс Tilke Engineering. «Мы целый год занимались проектированием, но когда начали строить, поняли, какой огромный пласт работ еще предстоит освоить. Например, в градостроительном кодексе понятия «микрорайон» как комплексной застройки не существует, поэтому согласовать комплексную застройку можно, только согласовав все объекты на уровне проекта», — рассказывает Вадим Сухарев.

«АКД» не смогла найти в Новосибирске и управляющую компанию с опытом работы в комплексных микрорайонах. Пришлось изучать опыт компаний в Москве и Санкт‑Петербурге и учиться управлять самостоятельно. «Мы приняли решение, что управляющая компания в «Оазисе» и «Баварии» будет новой фирмой, тесно связанной с «АКД», — отмечает Вадим Сухарев. Работа у будущей компании появится уже через пару месяцев, когда будет сдан первый дом в «Оазисе».

Сергей Дьячков сильно сомневается в успехе таких девелоперских проектов. «Отсчет времени до острой фазы строительного кризиса идет буквально на недели. У застройщиков массового жилья цены уже снижаются, и глубина падения рынка может оказаться сравнимой с глубиной в 2009 г. Прошлая острая фаза сильно ударила по «Метаприбору», высока вероятность, что эта сделка «обезжирит» компанию «АКД», — говорит он.

В качестве возможного варианта развития событий «АКД» рассматривает начало нового кризиса, во время которого упадет спрос на недвижимость. «Мы предусмотрели такое развитие событий и готовы к нему. Снижать цены мы не будем — просто снизим объемы продаж и строительства. Тогда срок реализации проектов сдвинется на пару лет, но в нашей работе ничего не поменяется», — рассчитывает Вадим Сухарев.

Сергей Дьячков недоумевает: «Сибирский берег» создал новый рынок в России, инновационный продукт с высокой маржой. Но заработанные деньги зачем‑то вкладывают в традиционный бизнес, склонный к постоянным колебаниям. Нужно было не останавливаться на девелопменте, а искать другой инновационный продукт и открывать новые рынки. Все будет неплохо, если только у «АКД» достаточно личных средств, чтобы перетерпеть пару лет».

Юлия Пастухова

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.