Каково стоять у истоков рынка франчайзинга, и как он изменился за 10 лет. Опыт «Хеликс»

Как продавать франшизу лабораторного центра в начале развития франчайзингового рынка? Какие отрасли сегодня интереснее для партнеров, желающих работать под купленным брендом?

Российский рынок франчайзинга: эволюция за 10 лет

Заместитель Генерального директора по коммерции и операционным вопросам
«Лабораторной службы Хеликс» Дарья Горякина

— Немногим более 10 лет назад, в 2007 году, «Лабораторная служба Хеликс» открыла первый Диагностический центр под своей франшизой. На тот момент рынок франчайзинга в России переживал стадию становления, и игроки, подобные «Хеликс», стали не просто свидетелями, а активными участниками его формирования.

Сегодня Россия занимает лидирующие позиции в мире по темпу роста франчайзинга. На российском рынке представлено около 1700 концепций (брендов) франшиз, а количество франчайзинговых точек превышает 50 тысяч. Когда «Хеликс» только выходил на этот рынок, франчайзеров было всего около 300, а объектов, открытых по франшизе — не более 9,5 тысяч.

Конечно, с 2007 года поменялось многое: и с точки зрения отношения к франчайзингу как к модели бизнеса, и по качественно-количественным показателям. Появились четкие правила игры, благодаря чему работать по франшизе стало безопасно для всех участников рынка. Выявились крупные игроки: в 2007 году они только начинали развивать свой бизнес по модели франчайзинга, а сегодня превратились в крупные розничные сети. «Хеликс», начавший 11 лет назад с 5 точек, сегодня принял «под свое крыло» около 200 предпринимателей по всей стране, открывших более 300 диагностических центров под брендом компании.

10 лет назад франчайзинговая модель развития бизнеса была в новинку не только для франчайзи, но и для самих франчайзеров. Многие ставили перед собой цель просто заработать деньги на продаже франшизы, повысить узнаваемость бренда, обеспечить наименее рискованный для себя выход в новые регионы.

Для «Лабораторной службы Хеликс» франчайзинг стал полноценным инструментом развития, способом привлечения инвестиций от малого бизнеса, в то время как собственные средства компания вкладывала в развитие технологических площадок и IT-инфраструктуру. Другими словами, «Хеликс» был сам заинтересован в успехе своих франчайзи.

Вместе с этим появилась необходимость транслировать франчайзи-партнерам единые ценности бренда, принципы корпоративной культуры и стандарты обслуживания. Когда у «Хеликс» открылось несколько розничных точек, стало очевидно: чтобы сохранить репутацию и клиентов, надо стандартизировать бизнес-процессы. Все центры, работающие под брендом, должны предоставлять услуги на одинаковом уровне качества. Ведь для клиентов неважно, кому принадлежит диагностический центр, для него они все — «Лабораторная служба Хеликс». В компании занялись разработкой стандартов, обучением и мотивацией персонала, создали единый контакт-центр, учебный центр, мощную логистическую сеть.

Постепенно организуя работу франчайзинговой сети, с помощью собственного штата разработчиков «Хеликс» создал IT-платформу для розничных точек и внедрил единую информационную систему, связывающую центры с лабораторными комплексами, что способствовало централизации основных процессов. Это был прорыв. 

В 2011 году «Хеликс» открыл новый лабораторный комплекс в Екатеринбурге, чтобы гарантировать клиентам в восточных регионах России еще более оперативное обслуживание. В 2012 году первые центры «Хеликс» открылись в Москве, а в начале 2014 года приступил к работе новый лабораторный комплекс в столице, что позволило значительно оптимизировать логистическую схему и повысить скорость получения результатов анализов в регионах. Сегодня технологические площадки «Хеликс» занимают первое место в стране по уровню автоматизации среди частных лабораторий. В 2018 году компания планирует открыть еще несколько мини-лабораторий в регионах, где будут выполняться наиболее востребованные исследования.

Сама специфика частного лабораторного бизнеса делает его крайне удачной сферой для применения франчайзинговой модели. Поскольку в диагностических центрах, которые открывают франчайзи, сами исследования не выполняются — там осуществляется только взятие биоматериала — вложения партнера, приобретающего франшизу, минимальны. Самые серьезные расходы — по оснащению лабораторий и закупке необходимых реагентов и комплектующих, созданию и поддержке бесперебойной работы ИТ-системы, логистической сети, контролю качества, внедрению инновационных методик и новых анализов и т.п. — несет исключительно франчайзер. Более того, он же берет на себя обучение — как персонала франчайзи-партнера, так и его самого.

«Хеликс» первым в своей отрасли открыл Школу франчайзи-партнеров, которая занимается обучением начинающих предпринимателей (собственников и управляющих Центрами «Хеликс») основам финансового учета, кадрового менеджмента, организации сервиса и продаж, логистики, маркетинга, управления и развития персонала, работы с медицинской общественностью и других дисциплин. Полученные знания, а также понимание бизнес-процессов старшего партнера помогают франчайзи разобраться в специфике рынка и научиться эффективно выстраивать операционные модели собственных точек.

Как это ни парадоксально, «на руку» франчайзингу сыграл сначала кризис 2008-2009, а за ним — 2014-2015 годов. Динамика роста рынка, конечно, в эти периоды замедлялась, многие предприниматели приняли решение не рисковать и подождать с инвестициями, но при этом стало очевидно, что в нестабильной экономической ситуации малому бизнесу гораздо безопаснее работать «под крылом» старшего партнера.

Франчайзинг стал способом не только открыть свой бизнес, но и выгодно инвестировать средства в стабильно растущий рынок. В частности, владельцы коммерческой недвижимости, потерявшие арендаторов, стали часто принимать решение самостоятельно начать бизнес в своем помещении. Началось это в 2014 году, когда многие компании, арендующие помещения на первых линиях, не смогли больше платить высокую арендную плату и предпочли более экономичные локации или вообще разорились. На рынке аренды предложение превысило спрос, поэтому арендодатели, которые были собственниками этих помещений, стали открывать в них свой бизнес, в том числе и по франшизе.

Особенно высоким спросом в последние несколько лет пользуются медицинские франшизы. В текущих экономических условиях, когда на большинстве рынков снижается покупательская активность, отрасль лабораторной диагностики остается одной из немногих, которые продолжают демонстрировать рост. В связи со снижением уровня доступности лабораторных услуг по ОМС в государственных медицинских учреждениях потребители все чаще обращаются в частные лаборатории — за качеством, высоким уровнем сервиса, скоростью выполнения исследований. Некоторые анализы в принципе невозможно сдать в государственной поликлинике. Поэтому сегодня открытие бизнеса по франшизе в сфере лабораторной диагностики является выгодным решением для предпринимателей.

За 11 лет рынок франчайзинга приобрел черты зрелости — упорядоченность, регламентированность, прозрачность. Сегодня у франчайзинга в России есть вполне реальные перспективы стать к 2020 году основным драйвером развития малого бизнеса: согласно прогнозам, его объемы увеличатся до 2500 концепций и 200 тыс. розничных точек, которые создадут до 4 млн. рабочих мест и пополнят ВВП страны приблизительно на 500 млрд. рублей.

 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.