Киберспортивные игроки

Как и многие сокурсники по университету, Константин Кирюхин был очень увлечен компьютерными играми. Студентом Кирюхин заработал первые деньги на таких, как он — жаждущих победы, хотя бы виртуальн

Как и многие сокурсники по университету, Константин Кирюхин был очень увлечен компьютерными играми. Студентом Кирюхин заработал первые деньги на таких, как он — жаждущих победы, хотя бы виртуальной. За четыре года он вместе с партнером Борисом Угроватовым построил крупнейшую в городе сеть компьютерных клубов — Traffic, с годовым оборотом 12 млн руб. Сейчас рынок переживает не лучшие времена, но владельцы Traffic уверены, киберспортсмены не променяют командные баталии на домашнюю сеть.
досье

Константин Кирюхин
Родился в апреле 1983 г. в Новокузнецке
Образование: В 2007 г. окончил экономический факультет НГУ.
Карьера: 2001-2002 гг. — заместитель директора компьютерного клуба Traffic.
2002-2003 гг. — управляющий клуба Traffic.
С 2003 г. — директор сети компьютерных клубов Traffic.

досье
Борис Угроватов
Родился в апреле 1967 г. в Новосибирске
Образование: В 1992 г. окончил исторический факультет Новосибирского государственного педагогического института (НГПИ).
В 2005 г. окончил экономический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ).
Карьера: 1990-1993 гг. — частный переводчик.
1992-1995 гг. — директор торговой компании «СанСи».
1995-1996 гг. — директор компании «Ник и Патрик».
1996-1999 гг. — исполнительный директор оптового склада «Арсенал».
1999-2002 гг. — частный предприниматель, совладелец кафе «Причал».
С 2002 г. — управляющий розничного продуктового магазина «Студенческий торговый центр».
С 2003 г. — финансовый директор сети компьютерных клубов Traffic.

Семь лет назад компьютерные клубы действовали во многих студенческих общежитиях и пользовались популярностью среди студентов и школьников, не имеющих собственных компьютеров. Тогда для открытия подобного клуба достаточно было за скромную плату снять комнаты в студенческом общежитии и разместить в них несколько компьютеров, арендованных у студентов этого же общежития и объединенных в локальную сеть. Будучи студентом второго курса механико-математического факультета Константин Кирюхин был завсегдатаем компьютерного клуба «Матрица», действовавшего в общежитии университета. Впрочем, волновали его не только компьютерные игры, ему хотелось зарабатывать. Кирюхин, взяв денег в долг у родителей, купил 10 компьютеров и отдал их в аренду владельцу клуба «Матрица» Андрею Харамутову. Затраты окупились уже через 10 месяцев. Вдохновленный Кирюхин предложил Харамутову развивать клуб совместно, тот согласился. Так Константин стал совладельцем и заместителем директора клуба Traffic, который партнеры оборудовали компьютерами, купленными на средства Кирюхина. В том же 2002 г. Кирюхин перевелся со второго курса механико-математического факультета на первый курс экономического: «Я понял, что не хочу быть программистом, мне не хватало знаний, как управлять бизнесом с точки зрения экономики».

Зрелища вместо хлеба

Traffic предлагал два вида игр — онлайновые игры типа RPG (предполагают создание виртуальных персонажей в интернете) и командные сетевые игры типа WarCraft и Counter-Strike. Рентабельность бизнеса составляла около 80%, вспоминает Кирюхин. Неудивительно, что за короткое время поблизости открылось четыре клуба, конкурировать становилось сложнее. Между партнерами возникли разногласия. Кирюхин решил выкупить долю Харамутова: «Для Андрея Traffic был не единственным и не приоритетным бизнесом, ему нужны были деньги на развитие других проектов».

Получив клуб в единоличное управление, Кирюхин внедрил систему автоматизации администрирования. До этого времени администратор записывал время, проведенное клиентом за компьютером, в тетрадь, контролировать администратора было сложно. Для создания автоматизированной системы Кирюхин принял на работу программиста, а также специалиста по организации сети и оптимизации работы компьютерного парка. Созданная и внедренная автоматизированная система существенно повысила эффективность клуба. К концу 2002 г. оборот клуба составял около 1,8 млн руб.

С Борисом Угроватовым, владельцем продуктового магазина формата «у дома», расположенного в том же здании, что и Traffic, Кирюхин познакомился в 2003 г. «Рядом с магазином открывалось много торговых точек, конкуренция росла. У меня была площадь — 100 кв. м, у Кости — функциональная модель клуба. Я видел, что его бизнес успешно развивается, поэтому принял решение о перепрофилировании», — вспоминает Угроватов. Переехав в просторное помещение со своих 25 кв. м., Traffic стал крупнейшим компьютерным клубом в Новосибирске. Одновременно в нем могли разместиться 70 человек. Немногим позже компаньоны открыли второй клуб — Traffic 01 на пр. Морской в Академгородке (на 20 посадочных мест). Партнеры решили, что будут владеть клубом в равных долях. Обязанности поделили так: Константин взял на себя вопросы технического оснащения, продвижения клуба, а Борис — решение финансовых и административных задач. «Несмотря на разницу в возрасте, мы сразу нашли общий язык. Все сложные, стратегические решения принимаем вместе», — говорит Угроватов.

Как вернуть посетителей

Клубы приносили стабильный доход. Партнеры не спешили что-то менять, но в начале 2005 г. посещаемость клубов начала резко падать. Это был период развития локальных домашних сетей, и многие клиенты потеряли интерес к клубам. Вернуть их владельцы Traffic могли, предложив клиентам качество игры за счет более мощных компьютеров.

К. К.: «Хорошая игровая станция со специальными настройками стоит сегодня 35-45 тыс. руб. Не каждому это по карману, да и тратить такие деньги «на игрушки» готовы не все, поэтому для многих любителей игр посещение клуба — простой и доступный способ поиграть. Мы поняли одно: либо будем постоянно обновлять компьютерный парк, вкладывая деньги в покупку и поддержание техники в актуальном состоянии, либо будем терять клиентов».

В прошлом году предприниматели открыли новые клубы — Traffic Get Away (в микрорайоне «Правые Чемы») и Traffic 02 на ул. Залесского в Академгородке. А в августе этого года — Traffic 03 на ул. Восход. Кроме того, предприниматели приобрели клуб «Патриот» в микрорайоне «Щ». «У клуба было несколько собственников, они плохо справлялись с администрированием, попросту в клубе не было порядка. Несмотря на популярность, он не оправдывал финансовых ожиданий владельцев», — рассказывает Константин. Свободных собственных денег для покупки клуба у предпринимателей не было, Угроватов взял их в долг у знакомых. Сумму сделки предприниматели не раскрывают.

В то время как сеть Traffic расширялась, конкурентов заметно убавилось. По данным Кирюхина, в прошлом году в Новосибирске закрылось пять-семь клубов (вместе с клубами Traffic, сегодня их около 20). «Далеко не многие клубы отвечали требованиям обязательного лицензирования всех продуктов как первоначального программного обеспечения, так и приобретения лицензий на коммерческое использование игр. Правообладетели ПО и сейчас активно инициируют дела, суммы претензий — от 500 тыс. руб. Этого достаточно, чтобы просто закрыть клуб, — говорит Константин. — К нам не было претензий, мы всегда использовали лицензированные продукты». Угроватов и Кирюхин считают, что им удалось удержать постоянных клиентов за счет высокого технического оснащения клубов, сервиса и за счет формирования спроса на киберспортивные игры. В 2005 г. Traffic начал организовывать и проводить в своих клубах отборочные туры по Сибири для участия в Чемпионате России (официально проводятся с 2006 г.) по Counter-Strike, и приглашать московские команды. Спортивные мероприятия повышают лояльность посетителей и помогают привлекать новых игроков. «У нас есть сайт, на котором размещена информация о предстоящих чемпионатах, на нем же можно зарегистрировать свою команду. К нам приезжают из Омска, Томска, Красноярска, Кемерова», — говорит Кирюхин.

Сегодня, по словам предпринимателей, рентабельность бизнеса составляет около 15-20%. «Присутствие на рынке мелких клубов, использующих нелицензионные продукты, влияет на общий уровень цен. Сегодня средняя цена в новосибирских клубах — 15 руб. за час игры, в то время как в соседних городах — Омске и Томске — 25-30 руб., а в Москве — 50 руб.», — сетует Кирюхин. Он рассчитывает, что ситуация изменится, слабые игроки будут вынуждены закрыть клубы.

Менеджерам компаний полюбился Counter-Strike

Кирюхин и Угроватов признаются, что мало внимания уделяли анализу ведения бизнеса. «До сих пор мы развивали его стихийно, маркетинговых исследований не проводили, да и собственной статистики никогда не вели, — говорит Кирюхин. — Мы знали, что во второй половине дня клубы наполняются школьниками и студентами, а в более поздние часы средний возраст посетителей — около 25 лет». «Сегодня в наши клубы нередко приезжают команды (от 20 и более человек одновременно) менеджеров одной компании. Они готовы платить за игры на хорошо настроенных машинах», — рассказывает Угроватов. Тем не менее уровень наполняемости клубов сети сегодня не превышет 50-60%. Владельцы сети Traffic с этим мириться не хотят.

Б. У.: «В этом году мы приняли в штат специалиста по продвижению. В его обязанности входит планирование рекламной деятельности, организация чемпионатов, регулярное распространение рекламных материалов (флаеров, листовок и афиш) среди школьников и студентов, чего раньше не было».

К. К.: «Стратегия бизнеса только формируется. Сегодня посетители компьютерных клубов приходят вовсе не за RPG-играми, интернет стал доступен широкой аудитории домашних потребителей. Мы будем развиваться за счет других направлений — мультимедийных игр и растущего интереса к киберспорту. Первые появляются на волне популярности фильмов и медийных проектов. Это игры-однодневки, человеку выгоднее поиграть в модную игрушку в клубе, чем покупать ее. Вторая половина нашей аудитории — поклонники командных игр, в том числе Counter-Strike. Предполагают состязания в реальном времени с реальными соперниками. Обычно военизированные действия персонажей разворачиваются в урбанистическом пейзаже или внутри зданий, строек. Для игры требуется наличие команд, а от участников — скорость реакции, стратегические и тактические навыки.

Киберспортсмены хотят размаха

Формат компьютерных клубов будет укрупняться, уверены предприниматели. «В будущем в Новосибирске будут пользоваться спросом развлекательно-компьютерные центры, которые будут зонированы на игровые и кафе-отделения. Это уже происходит в Москве, где существуют площадки, рассчитанные на 300 и более машин, а компьютерные клубы все чаще располагаются в комплексных развлекательных центрах», — говорит Кирюхин. Кирилл Соловьев, управляющий московского киберспортивного клуба PlayGround, говорит, что за последние два года новых, отдельно стоящих клубов в Москве практически не открывалось. «Сегодня клубы могут развиваться за счет проведения киберспортивных соревнований, требующих больших площадок, оборудованных 50-300 машинами», — соглашается с Кирюхиным Соловьев. Оптимизма конкурентов не разделяет владелец двух новосибирских клубов, пожелавший остаться неназванным: «Рынок компьютерных залов стагнирует, доходность бизнеса стремится к нулю. Как в свое время по стране прокатился бум видеосалонов, о которых сейчас уже никто и не вспоминает, так и компьютерным клубам, видимо, придется свернуть бизнес в ближайшие два года». «Когда люди насидятся дома в своей локальной сети, они снова потянутся в клубы, где смогут общаться и получать удовольствие от совместной игры», — уверен Кирюхин. По его словам, в ближайшее время сеть будет развиваться в двух направлениях: открытие игровых клубов формата «у дома» и развитие киберспорта за счет расширения больших игровых площадок. Предприниматели намерены открыть два большеформатных заведения в течение 2008 г. — в Бердске и в районе площади К. Маркса. Кирюхин и Угроватов считают, что накопили опыт в управлении и создании компьютерных клубов, у них есть разработанная и внедренная автоматизированная система управления клубами. Они рассчитывают на появление в будущем спроса со стороны потенциальных инвесторов на услугу «создания компьютерного клуба под ключ».

детали
Сколько зарабатывает Traffic
Сеть Traffic состоит из шести компьютерных клубов в Новосибирске. Общий парк компьютеров — 250. В компании трудятся 40 человек. Оборот компании по итогам 2006 г. составил 12 млн руб. Планируемый оборот в 2007 г. — 15 млн руб. Сетью владеют Константин Кирюхин и Борис Угроватов.

Самое читаемое
  • 95% пилотных проектов с внедрением ИИ в бизнес не приводят к росту прибыли95% пилотных проектов с внедрением ИИ в бизнес не приводят к росту прибыли
  • Выросло число жертв взрыва на заводе «Эластик» в Рязанской областиВыросло число жертв взрыва на заводе «Эластик» в Рязанской области
  • «Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»«Доктор Хаус — яркая мечта, в жизни успех лечения обеспечивают школа и комплексный подход»
  • Бизнес просит заменить штрафы на предупреждения за ошибки в налоговой отчетностиБизнес просит заменить штрафы на предупреждения за ошибки в налоговой отчетности
  • Заглядываем на стройплощадку самого амбициозного ЖК в Екатеринбурге: каким он будетЗаглядываем на стройплощадку самого амбициозного ЖК в Екатеринбурге: каким он будет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.