Киберспортивные игроки

Как и многие сокурсники по университету, Константин Кирюхин был очень увлечен компьютерными играми. Студентом Кирюхин заработал первые деньги на таких, как он — жаждущих победы, хотя бы виртуальн

Как и многие сокурсники по университету, Константин Кирюхин был очень увлечен компьютерными играми. Студентом Кирюхин заработал первые деньги на таких, как он — жаждущих победы, хотя бы виртуальной. За четыре года он вместе с партнером Борисом Угроватовым построил крупнейшую в городе сеть компьютерных клубов — Traffic, с годовым оборотом 12 млн руб. Сейчас рынок переживает не лучшие времена, но владельцы Traffic уверены, киберспортсмены не променяют командные баталии на домашнюю сеть.
досье

Константин Кирюхин
Родился в апреле 1983 г. в Новокузнецке
Образование: В 2007 г. окончил экономический факультет НГУ.
Карьера: 2001-2002 гг. — заместитель директора компьютерного клуба Traffic.
2002-2003 гг. — управляющий клуба Traffic.
С 2003 г. — директор сети компьютерных клубов Traffic.

досье
Борис Угроватов
Родился в апреле 1967 г. в Новосибирске
Образование: В 1992 г. окончил исторический факультет Новосибирского государственного педагогического института (НГПИ).
В 2005 г. окончил экономический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ).
Карьера: 1990-1993 гг. — частный переводчик.
1992-1995 гг. — директор торговой компании «СанСи».
1995-1996 гг. — директор компании «Ник и Патрик».
1996-1999 гг. — исполнительный директор оптового склада «Арсенал».
1999-2002 гг. — частный предприниматель, совладелец кафе «Причал».
С 2002 г. — управляющий розничного продуктового магазина «Студенческий торговый центр».
С 2003 г. — финансовый директор сети компьютерных клубов Traffic.

Семь лет назад компьютерные клубы действовали во многих студенческих общежитиях и пользовались популярностью среди студентов и школьников, не имеющих собственных компьютеров. Тогда для открытия подобного клуба достаточно было за скромную плату снять комнаты в студенческом общежитии и разместить в них несколько компьютеров, арендованных у студентов этого же общежития и объединенных в локальную сеть. Будучи студентом второго курса механико-математического факультета Константин Кирюхин был завсегдатаем компьютерного клуба «Матрица», действовавшего в общежитии университета. Впрочем, волновали его не только компьютерные игры, ему хотелось зарабатывать. Кирюхин, взяв денег в долг у родителей, купил 10 компьютеров и отдал их в аренду владельцу клуба «Матрица» Андрею Харамутову. Затраты окупились уже через 10 месяцев. Вдохновленный Кирюхин предложил Харамутову развивать клуб совместно, тот согласился. Так Константин стал совладельцем и заместителем директора клуба Traffic, который партнеры оборудовали компьютерами, купленными на средства Кирюхина. В том же 2002 г. Кирюхин перевелся со второго курса механико-математического факультета на первый курс экономического: «Я понял, что не хочу быть программистом, мне не хватало знаний, как управлять бизнесом с точки зрения экономики».

Зрелища вместо хлеба

Traffic предлагал два вида игр — онлайновые игры типа RPG (предполагают создание виртуальных персонажей в интернете) и командные сетевые игры типа WarCraft и Counter-Strike. Рентабельность бизнеса составляла около 80%, вспоминает Кирюхин. Неудивительно, что за короткое время поблизости открылось четыре клуба, конкурировать становилось сложнее. Между партнерами возникли разногласия. Кирюхин решил выкупить долю Харамутова: «Для Андрея Traffic был не единственным и не приоритетным бизнесом, ему нужны были деньги на развитие других проектов».

Получив клуб в единоличное управление, Кирюхин внедрил систему автоматизации администрирования. До этого времени администратор записывал время, проведенное клиентом за компьютером, в тетрадь, контролировать администратора было сложно. Для создания автоматизированной системы Кирюхин принял на работу программиста, а также специалиста по организации сети и оптимизации работы компьютерного парка. Созданная и внедренная автоматизированная система существенно повысила эффективность клуба. К концу 2002 г. оборот клуба составял около 1,8 млн руб.

С Борисом Угроватовым, владельцем продуктового магазина формата «у дома», расположенного в том же здании, что и Traffic, Кирюхин познакомился в 2003 г. «Рядом с магазином открывалось много торговых точек, конкуренция росла. У меня была площадь — 100 кв. м, у Кости — функциональная модель клуба. Я видел, что его бизнес успешно развивается, поэтому принял решение о перепрофилировании», — вспоминает Угроватов. Переехав в просторное помещение со своих 25 кв. м., Traffic стал крупнейшим компьютерным клубом в Новосибирске. Одновременно в нем могли разместиться 70 человек. Немногим позже компаньоны открыли второй клуб — Traffic 01 на пр. Морской в Академгородке (на 20 посадочных мест). Партнеры решили, что будут владеть клубом в равных долях. Обязанности поделили так: Константин взял на себя вопросы технического оснащения, продвижения клуба, а Борис — решение финансовых и административных задач. «Несмотря на разницу в возрасте, мы сразу нашли общий язык. Все сложные, стратегические решения принимаем вместе», — говорит Угроватов.

Как вернуть посетителей

Клубы приносили стабильный доход. Партнеры не спешили что-то менять, но в начале 2005 г. посещаемость клубов начала резко падать. Это был период развития локальных домашних сетей, и многие клиенты потеряли интерес к клубам. Вернуть их владельцы Traffic могли, предложив клиентам качество игры за счет более мощных компьютеров.

К. К.: «Хорошая игровая станция со специальными настройками стоит сегодня 35-45 тыс. руб. Не каждому это по карману, да и тратить такие деньги «на игрушки» готовы не все, поэтому для многих любителей игр посещение клуба — простой и доступный способ поиграть. Мы поняли одно: либо будем постоянно обновлять компьютерный парк, вкладывая деньги в покупку и поддержание техники в актуальном состоянии, либо будем терять клиентов».

В прошлом году предприниматели открыли новые клубы — Traffic Get Away (в микрорайоне «Правые Чемы») и Traffic 02 на ул. Залесского в Академгородке. А в августе этого года — Traffic 03 на ул. Восход. Кроме того, предприниматели приобрели клуб «Патриот» в микрорайоне «Щ». «У клуба было несколько собственников, они плохо справлялись с администрированием, попросту в клубе не было порядка. Несмотря на популярность, он не оправдывал финансовых ожиданий владельцев», — рассказывает Константин. Свободных собственных денег для покупки клуба у предпринимателей не было, Угроватов взял их в долг у знакомых. Сумму сделки предприниматели не раскрывают.

В то время как сеть Traffic расширялась, конкурентов заметно убавилось. По данным Кирюхина, в прошлом году в Новосибирске закрылось пять-семь клубов (вместе с клубами Traffic, сегодня их около 20). «Далеко не многие клубы отвечали требованиям обязательного лицензирования всех продуктов как первоначального программного обеспечения, так и приобретения лицензий на коммерческое использование игр. Правообладетели ПО и сейчас активно инициируют дела, суммы претензий — от 500 тыс. руб. Этого достаточно, чтобы просто закрыть клуб, — говорит Константин. — К нам не было претензий, мы всегда использовали лицензированные продукты». Угроватов и Кирюхин считают, что им удалось удержать постоянных клиентов за счет высокого технического оснащения клубов, сервиса и за счет формирования спроса на киберспортивные игры. В 2005 г. Traffic начал организовывать и проводить в своих клубах отборочные туры по Сибири для участия в Чемпионате России (официально проводятся с 2006 г.) по Counter-Strike, и приглашать московские команды. Спортивные мероприятия повышают лояльность посетителей и помогают привлекать новых игроков. «У нас есть сайт, на котором размещена информация о предстоящих чемпионатах, на нем же можно зарегистрировать свою команду. К нам приезжают из Омска, Томска, Красноярска, Кемерова», — говорит Кирюхин.

Сегодня, по словам предпринимателей, рентабельность бизнеса составляет около 15-20%. «Присутствие на рынке мелких клубов, использующих нелицензионные продукты, влияет на общий уровень цен. Сегодня средняя цена в новосибирских клубах — 15 руб. за час игры, в то время как в соседних городах — Омске и Томске — 25-30 руб., а в Москве — 50 руб.», — сетует Кирюхин. Он рассчитывает, что ситуация изменится, слабые игроки будут вынуждены закрыть клубы.

Менеджерам компаний полюбился Counter-Strike

Кирюхин и Угроватов признаются, что мало внимания уделяли анализу ведения бизнеса. «До сих пор мы развивали его стихийно, маркетинговых исследований не проводили, да и собственной статистики никогда не вели, — говорит Кирюхин. — Мы знали, что во второй половине дня клубы наполняются школьниками и студентами, а в более поздние часы средний возраст посетителей — около 25 лет». «Сегодня в наши клубы нередко приезжают команды (от 20 и более человек одновременно) менеджеров одной компании. Они готовы платить за игры на хорошо настроенных машинах», — рассказывает Угроватов. Тем не менее уровень наполняемости клубов сети сегодня не превышет 50-60%. Владельцы сети Traffic с этим мириться не хотят.

Б. У.: «В этом году мы приняли в штат специалиста по продвижению. В его обязанности входит планирование рекламной деятельности, организация чемпионатов, регулярное распространение рекламных материалов (флаеров, листовок и афиш) среди школьников и студентов, чего раньше не было».

К. К.: «Стратегия бизнеса только формируется. Сегодня посетители компьютерных клубов приходят вовсе не за RPG-играми, интернет стал доступен широкой аудитории домашних потребителей. Мы будем развиваться за счет других направлений — мультимедийных игр и растущего интереса к киберспорту. Первые появляются на волне популярности фильмов и медийных проектов. Это игры-однодневки, человеку выгоднее поиграть в модную игрушку в клубе, чем покупать ее. Вторая половина нашей аудитории — поклонники командных игр, в том числе Counter-Strike. Предполагают состязания в реальном времени с реальными соперниками. Обычно военизированные действия персонажей разворачиваются в урбанистическом пейзаже или внутри зданий, строек. Для игры требуется наличие команд, а от участников — скорость реакции, стратегические и тактические навыки.

Киберспортсмены хотят размаха

Формат компьютерных клубов будет укрупняться, уверены предприниматели. «В будущем в Новосибирске будут пользоваться спросом развлекательно-компьютерные центры, которые будут зонированы на игровые и кафе-отделения. Это уже происходит в Москве, где существуют площадки, рассчитанные на 300 и более машин, а компьютерные клубы все чаще располагаются в комплексных развлекательных центрах», — говорит Кирюхин. Кирилл Соловьев, управляющий московского киберспортивного клуба PlayGround, говорит, что за последние два года новых, отдельно стоящих клубов в Москве практически не открывалось. «Сегодня клубы могут развиваться за счет проведения киберспортивных соревнований, требующих больших площадок, оборудованных 50-300 машинами», — соглашается с Кирюхиным Соловьев. Оптимизма конкурентов не разделяет владелец двух новосибирских клубов, пожелавший остаться неназванным: «Рынок компьютерных залов стагнирует, доходность бизнеса стремится к нулю. Как в свое время по стране прокатился бум видеосалонов, о которых сейчас уже никто и не вспоминает, так и компьютерным клубам, видимо, придется свернуть бизнес в ближайшие два года». «Когда люди насидятся дома в своей локальной сети, они снова потянутся в клубы, где смогут общаться и получать удовольствие от совместной игры», — уверен Кирюхин. По его словам, в ближайшее время сеть будет развиваться в двух направлениях: открытие игровых клубов формата «у дома» и развитие киберспорта за счет расширения больших игровых площадок. Предприниматели намерены открыть два большеформатных заведения в течение 2008 г. — в Бердске и в районе площади К. Маркса. Кирюхин и Угроватов считают, что накопили опыт в управлении и создании компьютерных клубов, у них есть разработанная и внедренная автоматизированная система управления клубами. Они рассчитывают на появление в будущем спроса со стороны потенциальных инвесторов на услугу «создания компьютерного клуба под ключ».

детали
Сколько зарабатывает Traffic
Сеть Traffic состоит из шести компьютерных клубов в Новосибирске. Общий парк компьютеров — 250. В компании трудятся 40 человек. Оборот компании по итогам 2006 г. составил 12 млн руб. Планируемый оборот в 2007 г. — 15 млн руб. Сетью владеют Константин Кирюхин и Борис Угроватов.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
  • Поколение Искра: 30 лет на связиПоколение Искра: 30 лет на связи
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.