Количество соискателей по некоторым видам вакансий резко сократилось
По прогнозам специалистов, в ближайший год кадровый голод на рынке труда в Новосибирске будет углубляться и руководителям станет труднее находить эффективных сотрудников.
Несмотря на общую тенденцию дефицита специалистов, Новосибирск является кузницей кадров для других городов. «Рынок труда в нашей стране очень плохо структурирован, — объясняет директор КА "РАбочие руки" Ксения Сиротина. — Мы имеем высокую концентрацию кадров в крупных городах и обезлюдивание на периферии». Как следствие, в Новосибирске ищут специалистов для работы в других городах Сибирского федерального округа, в других государствах СНГ, а также в дальнем зарубежье.
Директор КА "Люди Дела" Елена Паршикова вспоминает, что в агентство «Люди Дела» обращалась международная компания, производящая комплектующие для горно-добывающего оборудования. Компании нужен был технический директор со знанием английского языка и опытом работы в угольной промышлености. Вакансия оставалась открытой три месяца, пока нужный специалист не нашелся в Новосибирске.
Новосибирские компании, проводя экспансию в другие города, как правило, везут персонал с собой. «В октябре мы открываем филиал «Домоцентра» в Красноярске. С первого августа там работает человек, который до этого организовывал филиал в Новокузнецке. У него есть своя команда. Эта команда будет работать в Красноярске до тех пор, пока не обучит местный персонал в соответствии с требованиями нашего формата», — объясняет генеральный директор компании "Домоцентр" Вадим Абрамов.
По такому пути идет и компания Тraveler`s Coffee. В ближайшее время кофейни этой сети откроются в Барнауле, Одессе, а также в Китае и Марокко. «Мы четко контролируем процесс подбора персонала», — продолжает HR-директор Trаveler`s Coffee Наталья Васильева. — В штате Академии Тraveler`s Coffee работает команда корпоративных тренеров. На базе Академии в Новосибирске мы готовим официантов, бариста, поваров, начальников смены. Часто эти люди, получив подготовку в нашей компании, успешно работают в других. При организации франчайзинговых компаний в других городах команда тренеров выезжает на место и обучает местный персонал».
Впрочем, бывают и обратные ситуации. Топ‑менеджера для отеля, открывшегося в Новосибирской области, рекрутеры искали по всей России, а в итоге нашли лишь в Киеве.
Около 50% вакансий, предлагаемых Новосибирским центром занятости, ориентированы не только на местных, но и на иногородних соискателей. Приезжие уже сейчас закрывают 98% вакансий в сырьевом секторе, 65% вакансий в промышленной и сельскохозяйственной отраслях, 63% вакансий в сфере обслуживания. Местных специалистов предпочитают работодатели в банковской сфере, а также в сфере науки и образования. Но даже там около 16% соискателей — выходцы из других городов России или стран СНГ.
Не пробросаться кадрами
Елена Паршикова отмечает, что за последние годы количество соискателей вакансий уменьшилось в разы: «На вакансии, по которым мы раньше получали 100 резюме, сейчас приходит не больше 20 заявок от соискателей». Основная причина — демографическая яма, на дне которой мы находимся. Выход из нее демографы видят в конце 2014 г. Поэтому сегодня на рынке труда, скорее, кандидаты диктуют свои условия работодателям, нежели наоборот.
«От хорошего «топа» зависят доходы компании, ее конкурентоспособность и дальнейшее развитие. Поэтому я готов платить этим людям много, предоставлять им различные бонусы в виде ДМС, оплаты жилья и автомобиля в личное пользование, если вижу, что они работают эффективно», — рассказывает Вадим Абрамов. К управленцам у директора «Домоцентра» есть специфическое требование: умение выстраивать отношения с линейным персоналом. «Раньше многие обращались с людьми по принципу «не нравится — уходи». Сейчас, выстраивая отношения между руководством и подчиненными по такому принципу, можно остаться без персонала», — продолжает Вадим Абрамов.
В компании Тraveler`s Coffee персонал удерживают возможностями обучения и карьерного роста. Благодаря такой корпоративной политике примерно трое из 10 молодых сотрудников, приходящих на должности линейного персонала, остаются в компании, обучаются и достигают карьерных высот. Начав с официанта, можно дорасти до директора региональной сети, как это удалось Олесе Александровой. Девушка училась с СибАГСе и параллельно работала: сначала официантом, потом менеджером смены, затем управляющим в одной из кофеен. У «Балтики» тоже есть Корпоративный университет и Школа внутренних тренеров. Корпоративный университет имеет в своем составе факультет лидерства и управления. «Мы особенно ценим, если человек сам хочет учиться, профессионально расти, если у него, что называется, «глаз горит» на работу», — отмечает Евгения Голоскоченко. В компании «Стартелеком-Новосибирск» техническим директором работает Денис Ерошков, пришедший монтажником и доросший до руководителя благодаря «горящим глазам» и личным качествам: инициативности, ответственности, креативности мышления.
В банках, по словам Ольги Туровой, сотрудникам предоставляют льготные условия кредитования. Кроме того, банковская сфера является одной из самых устойчивых по гарантии получения официальной зарплаты в полном объеме. Завод «Экран» предоставляет своим сотрудникам не только социальный пакет, предусмотренный Трудовым кодексом, но и дополнительные гарантии и льготы.
По словам HR‑специалистов, все больше работодателей создают свои учебные центры, в которых «доводят до кондиции» молодых специалистов, приходящих из вузов и ссузов. «Обучающая база сегодня находится в разваленном состоянии, — подтвержает директор по персоналу новосибирского завода «Экран» Ксения Болдина. — Поэтому мы самостоятельно реализуем на предприятии программы обучения будущих сотрудников». Тем не менее Михаил Куницын считает изначально порочной сложившуюся сегодня кадровую и образовательную политику: «В нашем обществе в принципе очень мало активных людей, способных работать в бизнесе. Если западная система образования изначально нацелена на воспитание лидерских качеств, развитие предпринимательских способностей; если западной молодежи со школьной скамьи внушают, что экономика существует не за счет национальных проектов, а за счет бизнеса, то наша система зачастую растит исполнителей, способных лишь выполнять узко очерченный набор определенных функций».
Екатерина Варгасова