Кому нужна телемедицина и как на ней заработать? 32 способа от эксперта
На конференции «Секреты медицинского бизнеса», организованной компанией «Практика успеха» в Новосибирске, эксперты и руководители клиник обсудили проблему внедрения и монетизации телемедицины.
Одним из спикеров конференции стал руководитель проекта «Здоровье Mail.ru» Евгений Паперный, который проанализировал возможности телемедицины в России, загвоздки ее внедрения, и вывел 32 способа заработка на этом явлении.
DK.RU публикует выдержки из выступления, одним из посылов которого было то, что владельцам клиник стоит понимать, что телемедицина уже существует в нашей жизни, и она начала внедряться незаметно. Конечно, она может и скорее всего будет встречать сопротивление, но это неизбежное будущее, к которому нужно готовиться.
Проект закона о телемедицине уже рассмотрен правительством и будет передан на рассмотрение в Госдуму. По мнению Евгения Паперного, это хороший знак, потому что это явление наконец-то получит официальное признание. Спикер считает, что уже лет через 5 хотя бы постприемное сопровождение пациента будет дистанционным практически во всех случаях, а с какими-то категориями пациентов врачи и вовсе будут работать полностью дистанционно.
Ведь уже сейчас существует дистанционное консультирование – врачи дают свои телефоны, общаются с пациентами через whatsapp и т.п.
Как отметил эксперт, надо понимать, что телемедицина может существовать до, после и вместо очного визита. Если это телемедицина ДО, то это значит, что вы можете поговорить с врачом по скайпу, а он рассчитывает на то, что вы потом к нему придете на очный прием. То есть фактически телемедицина выступает как инструмент лидогенерации – привлечения пациентов.
«Это значит, что точкой заработка будет все равно очный визит. Ведь пациенту в таком случае приходит в голову мысль, что эта консультация должна быть бесплатной, ну или плата должна быть символической. Соответственно, кому нужно привлечение пациентов? Государственному здравоохранению не нужно, «телемедицина до» не совпадает с целями системы ОМС. Это интересно частным клиникам и частным практикующим специалистам (которых, по идее, быть не должно, но эта реалия существует)», – заключил Евгений Паперный.
Телемедицина ПОСЛЕ – это повторные консультации, получение результатов анализа, закрытие больничного листа, контрольные визиты и так далее. Вот это как раз, думает эксперт, лежит в интересах структур ДМС, потому что приводит к сокращению числа визитов.
«Коммерческое здравоохранение абсолютно не заинтересовано в телемедицине после, потому что за телемедицинскую консультацию не представляется возможным брать больше 500 руб.», – сделал вывод спикер.
Телемедицина ВМЕСТО: в ней, как говорит Евгений Паперный, заинтересованы пациенты, потому что для них это удобно и выгодно экономически, но для медиков это наименее выгодная модель телемедицины, потому что, во-первых, они будут меньше зарабатывать, во-вторых – придется переучиваться.
«Надо понимать, что есть свои «секреты» в дистанционном визите, который нельзя проводить по тем же протоколам и стандартам, по которым сегодня проходит традиционный визит. Стандарты, конечно, есть, но они за рубежом, их, конечно, можно перевести и корректно локализовать, но это все равно требует времени», – пояснил спикер.
По мнению Евгения Паперного, в Москве телемедицина будет использоваться с энтузиазмом и позволит закрыть около десятка городских поликлиник, что поможет снизить затраты на медпомощь. С таким прогнозом не согласились некоторые участники конференции, считающие, что оффлайн-медицине существовать еще долго, и очные визиты к врачу никогда нельзя будет заменить онлайн-консультациями. На что эксперт ответил, что существуют разные ситуации и разные варианты общения со специалистами, поэтому в любом случае стоит ожидать сокращения медперсонала, особенно в тех случаях, когда их содержание обходится очень дорого.
В конце выступления Евгений Паперный назвал выведенные им 32 способа монетизации телемедицины:
1. Пациент платит за консультации.
2. ОМС.
3. Лиды (привлечение) в лабораторию.
4. Упоминание препаратов.
5. Удаленный мониторинг.
6. Контроль комплаентности (приверженности лечению).
7. Расширенная скорая помощь.
8. Хранение данных.
9. Проведение клинических исследований лекарственных средств дистанционно.
10. 911*
11. Лиды, то есть привлечение пациентов, в клинику.
12. Лидогенерация на клинические исследования.
13. Продажа аналитики по рекомендациям.
14. Обеспечение координации оказания медпомощи.
15. Торговля медицинской тайной (Здесь эксперт отметил, что речь идет не о криминале, а о передаче данных фармацевтическим компаниям для продаж их продукции – это незаконно, но к этому все равно буду прибегать, считает Евгений Паперный).
16. Создание абонентской телемедицинской платформы.
17. Дистанционная продажа справок и рецептов.
18. Second opinion.
19. Консьерж-сервис.
20. Ассистанс за рубежом.
21. Медосмотры.
22. Трансграничная телемедицина (Здесь имеется в виду обращение россиян, живущих за границей, но желающих лечиться у российских врачей).
23. Предварительные консультации.
24. Телемедицина на борту (самолеты или лайнеры).
25. Телекардиология (дистанционная запись кардиограммы и пр.).
26. Wellness/Health management.
27. Внутренне промо участников телемедицинской платформы (покупка рейтингов).
28. Работа с декретированным сегментом.
29. Телемедицинские ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты).
30. Обеспечение социально-юридической поддержки,
31. Обучение врачей телемедицине.
32. Обучение нейронных сетей.
В целом, по мнению Евгения Паперного, наш рынок и клиенты уже сейчас готовы к потреблению медицинских услуг в режиме онлайн, поэтому внедрение телемедицины должно произойти «без революционных потрясений».
Однако, как отметила генеральный директор компании «Практика успеха» Альбина Логачева, сопротивление сегодня пока еще очень заметно, по крайне мере, в Новосибирске.
«В ходе общения с участниками рынка мы слышали мнения о том, что клиенты разделятся – будут те, кто уйдет в телемедицину, и останутся те, кто будет ходить только на оффлайн-приемы, причем их будет больше. Я бы поспорила. Все-таки с какими-то несерьезными проблемами, например, обычной простудой, люди, конечно, будут обращаться к врачам дистанционно, ведь это проще – так они экономят время. С более сложными проблемами пациенты пойдут к врачу, но, если вопрос не стоит того количества времени, которого требует очный визит, решение будет в пользу телемедицины. Ведь это явление не для бедных, как звучало у нас на конференции, а скорее для тех, кто ценит свое время. Поэтому мы и сделали одной из центральных тем конференции телемедицину – чтобы разрешить эти вопросы. Цель конференции однозначно просветительская, потому что у всех сейчас очень разное понимание того, что такое телемедицина, кто-то более продвинутый, кто-то буквально вчера услышал этот термин. До Новосибирска все доходит гораздо позже, чем до Центральной России, и нашей задачей было как можно раньше обсудить эту тему с экспертами, ведь хочется, чтобы Новосибирск был более передовым городом, чтобы мы тоже понимали, как использовать новые реалии, чтобы бизнес перестраивался быстрее. Я считаю, что наш медбизнес все-таки может взять телемедицину на службу. Уже сейчас ее точно можно внедрить в рамках постприемного обслуживания, ведь пока что оно у нас очень несистемное, а для пациентов постприемное сопровождение – это проявление заботы, и когда это будет в системе, пациентов у клиник с такой инновацией будет больше, к тому же – клиника на этом будет еще и зарабатывать, это как раз тот идеальный вариант, который мы можем и должны использовать. Кроме того, есть сфера наблюдения беременных и пациентов с хроническими заболеваниям, где тоже актуальна именно телемедицина. Я считаю, что медицинские учреждения должны перестроиться на телемедицину и возглавить это течение и управлять им, чтобы врачи не «утекли» в мобильные приложения, создав тем самым хаос в системе здравоохранения. Ведь обращение к телемедицине через клинику дает больше гарантий качества обслуживания», – заключила эксперт.