«Коворкинги — это утопический бизнес». Мнение экспертов новосибирского рынка недвижимости
Коворкинг — явление для новосибирского рынка неизведанное и пока непопулярное. Реально работающие площадки можно пересчитать по пальцам, да и то, как считают эксперты, формат их далек от идеального.
Как развиваться рынку коворкингов в Новосибирске, что и откуда перенимать, на кого ориентироваться и куда двигаться? ДК спросил у новосибирских экспертов и участников рынка недвижимости.
Основатель компании Nazarov&patners Александр Назаров:
Пока что в Новосибирске нет ни культуры создания коворкингов, ни нормальных проектов. Все проекты, которые сегодня работают в Новосибирске и осуществлялись в последние годы, — пародия на нормальный коворкинг. Возникает вопрос: нужны ли они вообще Новосибирску? Где та аудитория, которая будет работать в коворкингах, есть ли она вообще? Новосибирск считается третьим по размеру городом в России, деловая активность здесь достаточно высока — что мешает сделать здесь один нормальный коворкинг? В этом году можно отметить пару открытий, но, на мой взгляд, это все не то. Те коворкинги, которые вышли на рынок, неудобны: у них несколько этажей, никакой творческой атмосферы, стандартная офисная отделка. Скоро к нам заходит международный бренд Regus, который взял в аренду два этажа в Park Residence, и будет делать там коворкинг, это первая серьезная «ласточка». Конечно, место спорное, хотя вроде бы неплохое. Хорошо, если все получится. Тем более ниша сейчас пуста: нет ни одного проекта даже в 1000 кв. м, не говоря уже о 2000-5000 кв. м. Понятно, что Новосибирск — большая деревня, но при правильном подходе, при смелом инвесторе, при грамотной концепции, при команде, которая готова включаться в это и развивать коворкинги, можно сделать что-то серьезное и интересное. Потому что коворкингом нужно жить, им нужно управлять, нужно создавать креативное пространство для людей, которые будут там работать, ведь, по большому счету, это тоже образ жизни, стиль жизни: люди хотят не просто приходить на работу, а обучаться, развиваться, знакомиться, получать новые контакты, получать помощь и так далее.
Нет в Новосибирске рынка коворкингов, нет востребованной услуги, хотя, если бы были проекты, то, наверное, сформировался бы уже и запрос под определенные требования к таким объектам и услугам, которые там оказываются. Поэтому нужно присмотреться. Я думаю, что тема коворкингов, как и тема лофтов, в ближайшие два-три года в Новосибирске будет развиваться. И хорошо, если к нам придет еще кто-нибудь из международных или федеральных игроков и сделает шикарную площадку в центре.
Владелец компании SMART PEOPLE, основатель коворкинга Business Lab Павел Георгиев:
Рынок к коворкингам готов, они появляются, есть даже какой-то спрос, но сегодня большая проблема — это сервис. Полноценных коворкингов в Новосибирске нет. Я бы сравнил этот бизнес с гостиничным: часто бывает так, что отель предоставляет вроде бы все услуги: есть кровать, душевая, фен, но нет сервиса — та же история и с коворкингами, которые есть на рынке, но они не предоставляют сервис. Это главная головная боль. Человек ведь приходит в коворкинг за атмосферой, поэтому ему неинтересно там, где нет сервиса, и тогда он выбирает для работы кафе. Если бы коворкинги давали хороший сервис, то была бы бОльшая заполняемость и спрос. Нужно заниматься этим форматом, нужны хорошие, атмосферные офисы, с качественным ремонтом — они будут востребованы. Просто люди сейчас не хотят вкладывать деньги в ремонт помещений под коворкинг, потому что это рискованная инвестиция. К тому же, если создавать что-то масштабное и качественное, продвигать новые форматы, то нужно нанимать специального человека, готового этим заниматься, горящего этой идеей и ее реализацией. Также мы еще не доросли до кроссплатформенных историй: когда ты купил абонемент, и можешь посещать любой из коворкингов, зная, что везде тебе будет предоставлен необходимый сервис. Нужна единая сеть. Мне, например, было бы удобно, если бы у меня был абонемент, дающий возможность работать там, где мне это необходимо в конкретный момент времени. Сейчас у каждого коворкинга на рынке — свой формат, он разрознен, поэтому люди не до конца понимают, что такое коворкинг, и как это работает. Так что нам точно есть, куда расти — поднимать сервис, создавать инфраструктуру, делать кросс-продажи, единые абонементы. Рынок для этого есть, запрос есть, но пока нет сервиса и нет людей, которые бы хотели что-то менять. Пока что у нас стоит задача — продавать квадраты, а не атмосферу. Так что, я думаю, этот рынок будет заморожен, пока экономика не начнет расти. А когда начнет, все остальное быстро подтянется.
Президент Клуба Управляющих Бизнес-центрами Татьяна Гениберг:
Формат коворкингов у нас пока не прижился, и он перешел в формат работы в кафе. Сейчас люди, вместо того, чтобы снимать небольшие помещения, просто берут ноутбук и работают в кафе. Делать коворкинги в Новосибирске пробовали даже бизнес-центры, специально оборудовали небольшие свободные комнаты, без окон, проводили туда интернет, и сдавали как рабочие места. Но потребителей этих услуг было очень мало. Я тогда сразу прогнозировала, что спроса на этот формат, особенно в бизнес-центрах, не будет. К тому же, бизнес-центры не предоставляли юридические адреса, тогда как в Москве, например, это очень развито: бизнес-центры предоставляют не только полностью оборудованные рабочие места, но и юридические адреса для компаний-арендаторов. Новосибирским бизнес-центрам это сейчас неинтересно. В нашем городе уже не раз открывались отдельные коворкинги, не относящиеся к бизнес-центрам, но они быстро превращались в другие форматы или вовсе продавались, так как бизнес был нерентабельным, услуга невостребованной. Сейчас у нас эффективнее работают бизнес-инкубаторы — совсем другой формат, когда малому бизнесу предоставляют площади по символической цене и помогают развивать компании. Коворкинги нам сегодня, конечно, нужны, но рынок их еще не воспринимает.
Генеральный директор ГК «Отелит Development», Сопредседатель НРО «Деловая Россия» Евгений Бурденюк:
На мой взгляд, это утопический бизнес. Когда был кризис 2008 года, то одной из стратегий бизнеса в сфере торговой недвижимости было брать большие помещения и сдавать их в аренду. Если провести параллель с бизнес-центрами, то поступали так же — брали большие помещения и сдавали их в аренду. Как функционирует бизнес-центр: берется этаж и сдается по кабинетам в аренду, затем берется кабинет, и уже рабочие места сдаются в аренду — получается коворкинг.
Безусловно, данное направление бизнеса имеет место, но с точки зрения реализации проекта, очень непростое. На мой взгляд, развитием должен заниматься сам собственник, так как, если проектом будет заниматься некий оператор, то ему будет нелегко. Потому что, если два человека съехали, то коворкинг сразу же начинает работать в убыток, и все анонсированные проекты терпят фиаско. Причина заключается в том, что доходность маленькая и потерять ее очень легко. Люди берут в аренду, сдают в субаренду в надежде на то, что они будут иметь с этого стабильный доход, а оказывается, что это совсем не простое дело — обеспечить стопроцентную заполняемость. Даже у нас в компании на сегодняшний день нет такой заполняемости — всегда кто-то заезжает, а кто-то съезжает. Еще раз повторюсь, такими проектами должны заниматься сами собственники, когда у них остались несданные помещения, и они могут себе позволить реализовывать такие проекты. Для них это наиболее работающая модель. В Новосибирске могу назвать примеры успешных проектов, но все они реализованы собственниками: Лофт, КБК «Фронт-офис». Если бы не было поддержки собственников, то эти проекты давно бы закрылись. Сама идея очень крутая: единый офис-менеджер, переговорная, есть возможность пообщаться не выходя, обменяться опытом или получить совет. Нельзя говорить, готов город к этому формату или не готов — рынок растущий, потребители есть, но, возможно, люди плохо информированы о таких возможностях.