Кто теснит «Ростелеком»?
До кризиса рынок дальней связи демонстрировал наибольший рост среди всех услуг традиционной телефонии. По данным Orange Business Services, он увеличивался примерно на 14-16% в год. Сейчас, по оц
Дмитрий Васильев первый заместитель генерального директора компании «ТТК–Западная Сибирь»
Сергей Гавриченко директор филиала «Арктел» в Новосибирске
Роман Громыко заместитель коммерческого директора Сибирского филиала компании «Ростелеком»
Виктор Данн директор туристической компании «Олимпия-Райзен-Сибирь»
Андрей Заворин директор компании «Лига-телеком»
Евгений Затонский директор по корпоративному бизнесу новосибирского филиала компании «ВымпелКом»
Марат Кабанов директор новосибирского филиала «ЭР-Телеком»
Алексей Лузан заместитель генерального директора «Пейджинговой компании»
Александр Мохонько коммерческий директор «РИСС-Телеком»
Павел Панибратец руководитель направления развития новых услуг Сибирского филиала «МегаФон»
Илья Семенов коммерческий директор «РТКомм-Сибирь»
До кризиса рынок дальней связи демонстрировал наибольший рост среди всех услуг традиционной телефонии. По данным Orange Business Services, он увеличивался примерно на 14-16% в год. Сейчас, по оценке Orange, темпы роста снизились до 4-6% в год. «Как повлиял кризис на рынок услуг дальней связи?» — поинтересовалась у экспертов модератор «Дискуссионного клуба», бизнес-тренер центра «Эрфольг» Юлия Булгакова.
«Кризисные явления проявились в дальней связи достаточно ярко», — ответил заместитель коммерческого директора Сибирского филиала компании «Ростелеком» Роман Громыко. Новосибирцы стали меньше звонить в другие города и страны. По данным «Ростелекома», с января по сентябрь 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. трафик дальней связи в Новосибирской области сократился на 16,4%. (см. детали). Роман Громыко отметил, что и в четвертом квартале 2009 г. трафик продолжает сокращаться.
«Когда я прилетаю в Германию, то на стационарном телефоне набираю код и могу выбрать оператора дальней связи. А в Новосибирске у меня, как у частного лица, нет такого выбора. Конечно, я могу пойти купить карточку IP-телефонии, воспользоваться Skype. Но это не всегда и не всем удобно», — высказал мнение заместитель гендиректора «Пейджинговой компании» (ТМ «Брайтком») Алексей Лузан.
А директор новосибирского филиала «ЭР-Телеком» Марат Кабанов заявил, что в сегменте услуг для физических лиц серьезной конкуренции между операторами дальней связи нет. «Вы и сегодня, как физическое лицо, можете стать клиентом альтернативных операторов. Только они ждут, когда вы к ним придете. У них не хватает ни сил, ни средств самим дойти к вам», — ответил директор филиала «Арктел» в Новосибирске Сергей Гавриченко. По словам Романа Громыко, с 2006 г. возможностью выбирать оператора при каждом звонке воспользовались не более 0,5% абонентов «Сибирьтелекома» в Новосибирской области.
Как объяснил Сергей Гавриченко, перевод телефона в режим «горячего выбора» — достаточно хлопотное дело. Абоненту надо сначала заключить договоры с альтернативными операторами, а затем принести заявление на узел связи «Сибирьтелекома».
По данным «Ростелекома», в Новосибирской области его доля на рынке дальней связи составляет 89%. В последние годы «Ростелеком» существенно снизил тарифы, предложил абонентам более удобные тарифные планы. Роман Громыко рассказал, что конкуренция привела к снижению средней цены минуты разговора. По его сведениям, в 2008 г. тарифы на дальнюю связь в Новосибирской области снизились в среднем на 8,5%. «Тарифы операторов фиксированной связи уже близки к себестоимости», — уверен он.
Приоритет отдают корпоративному сегменту
Борьба идет сейчас преимущественно на корпоративном рынке, объяснили представители альтернативных операторов. «За рынок частных абонентов операторы фиксированной связи еще не принимались», — отметил директор по корпоративному бизнесу новосибирского филиала компании «ВымпелКом» Евгений Затонский. Это подтвердил и первый заместитель генерального директора компании «ТТК–Западная Сибирь» (ТТК–ЗС) Дмитрий Васильев. «До физических лиц у нас руки не доходят», — отметил Сергей Гавриченко. Солидарен с ними руководитель направления развития новых услуг Сибирского филиала компании «МегаФон» Павел Панибратец: «Пока более интересен корпоративный рынок».
Выслушав эти признания, директор туристической компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн не мог скрыть своего разочарования тем, что альтернативные операторы пока не проявляют большого интереса к услугам для частных лиц: «К сожалению, мы еще живем не в рынке. Отсюда и благость ваша. Вы не конкуренты, а коллеги. Это пугает».
«Я бы не сказал, что конкуренция отсутствует. Благости нет», — не согласился Евгений Затонский. Он считает, что конкуренцию «Ростелекому» на рынке услуг дальней связи для физических лиц сейчас составляют в первую очередь сотовые компании. Роман Громыко с этим согласился. Сотовые операторы планируют отхватить часть пирога от рынка дальней связи, подтвердил Павел Панибратец. По данным МТТ, в Новосибирске сотовым операторам принадлежит уже около 50% рынка дальней связи и их доля будет расти.
Конкурентом операторам фиксированной связи являются и компании, предлагающие услуги IP-телефонии. По данным Министерства связи РФ, в структуре рынка фиксированной дальней связи в Новосибирской области на долю IP-телефонии приходится примерно 11%. В 2008 г. трафик дальней связи IP-телефонии в Новосибирской области в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократился на 2%.
Операторы фиксированной связи не скрывают своего недовольства неравными, на их взгляд, условиями конкуренции с теми, кто предлагает услуги IP-телефонии. Компании, получившие лицензию на дальнюю связь, обязаны платить операторам местной связи за инициирование звонка и завершение вызова.
Коммерческий директор «РТКомм-Сибирь» Илья Семенов поинтересовался у альтернативных операторов, как они оценивают свои позиции на корпоративном рынке. Дмитрий Васильев ответил, что доля ТТК–ЗС в этом сегменте — примерно 8-10%. Доля «Арктел», по словам Сергея Гавриченко, около 3%. МТТ, по собственнойоценке, занимает более 10% корпоративного рынка.
Директор компании «Лига-телеком» Андрей Заворин отметил снижение тарифов на дальнюю связь в корпоративном сегменте. Но назвать конкуренцию серьезной, по его мнению, нельзя из-за недостаточной клиентоориентированности операторов. Его поддержали и другие гости «Дискуссионного клуба». «С оператором развестись проще, чем с женой», — заметил на это Дмитрий Васильев. По его мнению, операторы будут вынуждены переходить от ценовых войн к конкуренции качеством услуг.
Бюджет филиала защищали по Skype
«Пользуются ли корпоративные клиенты Skype?» — поинтересовалась модератор. Без Skype мы просто не можем обойтись», — ответила PR-менеджер холдинга АНКОР Анна Плесовских. Оказывается, иногородние работодатели проводят собеседования с кандидатами по Skype. «А мы через Skype три дня защищали перед Москвой бюджет компании», — добавил коммерческий директор «РИСС-Телеком» Александр Мохонько.
«Каков ваш ответ Skype?» — прозвучал вопрос операторам из зала. «Расширение доступа в интернет», — ответил Дмитрий Васильев. «ТТК–ЗС — не только оператор связи, но и интернет-провайдер. Как провайдер, мы, по сути дела, создаем условия для развития Skype и зарабатываем на интернет-трафике», — объяснил Дмитрий Васильев.
«Не думаю, что Skype очень опасен для операторов», — сказал Павел Панибратец. По его словам, «МегаФон» планирует занять свою нишу в Skype-подобных услугах — в ближайшее время начнет предоставлять услугу «Мультифон».
А Сергей Гавриченко напомнил, что фиксированную связь пытались хоронить и при появлении IP-телефонии, однако она до сих пор жива.
Сколько потратит регион на дальнюю связь
Юлия Федорова аналитик компании iKS-Consulting
По итогам 2009 г. объем рынка дальней связи Новосибирской области составит 1 млрд руб. (без учета сотовых операторов). Доля корпоративного сегмента в общих доходах от услуг дальней связи — 43%. Доля альтернативных операторов в общих доходах от корпоративных пользователей — 25%, на рынке физлиц — не более 3%. В 2009 г. сотовые операторы в СФО заработают на дальней связи около 9 млрд руб. Это 80% общего объема рынка с учетом фиксированных операторов и IP-телефонии.