Кто завоюет рынок отделочных материалов?
«Деловой квартал» провел Дискусионый клуб о ситуаци на рынке товаров для ремонта. Эксперты расказали, каких перемен на рынке они ждут и за счет чего могут выжить в новых условиях местные игроки.
Дискуссионный клуб был организован «ДК» вместе с каталогом строительных и отделочных материалов «BLIZKO Ремонт» при содействии «ITE Сибирская ярмарка» и прошел в рамках выставки «Стройсиб». По данным «BLIZKO Ремонт», в городах-миллионниках все больший объем отделочных материалов реализуется через гипермаркеты DIY (от англ. do it yourself — сделай сам). Например, в Санкт-Петербурге им принадлежит уже 80% рынка.
В Новосибирске пока только два магазина такого формата: «Домоцентр» на дамбе Димитровского моста и «Леруа Мерлен». К концу 2012 г. «Леруа Мерлен» планирует открыть в Новосибирске еще один гипермаркет. Магазин площадью 12 тыс. кв. м будет расположен в правобережье. Эксперты уверены, что вслед за этой французской сетью в Новосибирск придут и такие гиганты, как OBI и Castorama. Как повлияет приход международных и федеральных сетей DIY на местный рынок отделочных материалов? Смогут ли небольшие магазины остаться в совокупности серьезной силой?
Международные гиганты захватят рынок
Эксперты, к которым с этими вопросами обратился модератор Дискуссионного клуба, коммерческий директор компании «Лиртана» Андрей Федюкин, были единодушны — приход гигантов неизбежен, так же как и захват ими большой доли рынка. «Во всех крупных городах выделяются целые промзоны под гипермаркеты DIY. И после открытия таких магазинов основные объемы продаж отделочных материалов происходят через них. Так происходит везде, так будет и в Новосибирске», — считает директор сети магазинов «PRO-Ремонт» Павел Лапушкин.
Андрей Федюкин поинтересовался у участников Дискуссионного клуба, сколько гипермаркетов DIY смогут успешно работать в Новосибирске? «Пять-семь», — ответила директор магазина «Старик Хоттабыч» в Новосибирске Ольга Кияева. По ее словам, в соседнем Омске (а это тоже город-миллионник) работают уже пять гипермаркетов DIY площадью более 14 тыс. кв. м каждый. «Есть среди них и OBI, и Castorama. И всем хватает места. Да еще остаются сильными позиции нецивилизованной торговли — открытых строительных рынков», — сказала она.
А директор компании «Дверное дело» Сергей Харитонов предложил собравшимся сравнить Новосибирск с Варшавой (1,7 млн жителей). «В польской столице — 20 гипермаркетов DIY. Значит, в Новосибирске могут успешно работать десять таких магазинов», — считает он. По мнению Вадима Подборонова, руководителя отдела розничных продаж в Новосибирске компании «Форпост», на успех гипермаркетов DIY в городе повлияют предложенные ими цены и ассортимент: «Всё будет зависеть от того, с чем они придут».
«Кризис несколько оттянул приход в Новосибирск федеральных сетей DIY», — отметила начальник отдела закупок сети супермаркетов «Перестройка» Лариса Вяльцева. И «Перестройка» воспользовалась этим, чтобы заранее занять нишу, в которой можно избежать лобовой конкуренции с гипермаркетами DIY. Она позиционирует свои магазины как супермаркеты районного масштаба. «Мы не собираемся вступать с гипермаркетами в ценовые вой-
ны. Лучше заведем другой ассортимент», — говорит она.
Не нужно биться
головой о стену
Директор магазина «Краски «Радуга» Елена Афанасьева говорит, что происходит поляризация рынка. С одной стороны, гипермаркеты DIY с широким ассортиментом и низкими ценами. Они рассчитаны на тех, кто хочет купить товары в одном месте и подешевле. С другой стороны, мелкие специализированные магазины.
Лариса Вяльцева считает, что через три года доля небольших магазинов на местном рынке сократится до 25-30%. Еще 5-10% рынка, по мнению Павла Лапушкина, возьмет интернет-торговля.
Полностью мелкие магазины с рынка не вытеснить, уверены эксперты. «За десятком саморезов в гипермаркет не поедешь», — смеется Павел Лапушкин. Это первый аргумент за выживание небольших торговых точек. И второй — маленький магазин может удержать клиента ассортиментом и сервисом.
«За счет каких маркетинговых решений небольшие магазины отделочных материалов могут повысить свою эффективность и выжить в новых условиях?» — спросил модератор.
Елена Афанасьева полагает, что мелким и средним магазинам, если они хотят остаться на рынке, стоит задуматься о специализации и повышении уровня обслуживания: «И тогда клиент останется с вами, даже если цены у вас несколько выше — он оценит комфортность».
Ее поддержала Ольга Кияева. Она полагает, что центр маркетинговой деятельности смещается от товара к потребителю и развиваться специализированные магазины смогут, если нацелятся на повышение лояльности потребителей: «Задача — продать одному лояльному покупателю столько, сколько пришлось бы продать десяти, если с ними не работать».
«В маленьком специализированном магазине цены выше, не всегда есть удобная парковка. Но когда человеку нужен совет о том, какую, например, керамическую плитку купить, он идет именно в такие торговые точки», — объясняет Елена Афанасьева. По ее мнению, небольшие магазины не могут вступать в ценовые войны с DIY-сетями: «Это всё равно, что биться головой о стену. У сетей намного больше объемы закупа и, соответственно, ниже закупочные цены. Конкурировать нужно ассортиментом, то есть предлагать тот товар, который DIY-сети не завозят».
Участники Дискуссионного клуба завершили его на оптимистичной ноте — в жилищном строительстве рост, и эксперты ждут, что следом увеличится и объем рынка отделочных материалов в Новосибирске. По их мнению, у небольших местных магазинов есть хорошие шансы воспользоваться этим ростом и не погибнуть в битве с гипермаркетами.