Курсы валют: что день грядущий нам готовит
DK.RU попросил аналитиков рассказать, чего ждать от курсов валют в ближайшее время. Несколько новосибирских спикеров отказалось от комментария с формулировкой: «Может быть все, что угодно…»
Раньше экономисты говорили о традиционном падении евро и доллара под конец лета, начало осени. Чем это объяснить? Кто-то ссылался на завершение туристического сезона, кто-то – на активность бизнес-сезона и т.п.
Что думают аналитики сегодня, в разгар кризиса?
Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари:
«Разговоры о некоем «традиционном падении евро к сентябрю» не подтверждаются историей и являются досужими домыслами. Если бы это было правдой, можно было бы, спекулируя европейской валютой, гарантированно делать деньги «из воздуха», а, как известно, таких возможностей рынок нам не дает. Если попытаться охарактеризовать поведение евро относительно доллара, можно заметить, что он движется в ценовом диапазоне, без ярко выраженного тренда, причем со временем диапазон этот сужается. Так, с февраля текущего года евро к доллару не покидал диапазон 1,0460 – 1,1470. С мая он сузился до 1,0810 – 1,1470, а с начала июня европейская валюта была ограничена уровнями 1,0810 – 1,1210. В первой половине августа евро подрос от нижней границы этого последнего, актуального диапазона к верхней, после чего наметился откат. К концу августа – началу сентября европейская валюта может снизиться к доллару до 1,0810 - 1,0850, но это никаким образом не будет связано с каким-то календарным фактором. Если говорить о стоимости евро к рублю, то тут действует фактор снижения российской валюты, и евро растет вслед за долларом и другими иностранными валютами. Если не случится существенного восстановления нефтяных цен, евро (как и другие валюты) продолжит свой рост к рублю, и к концу месяца может достичь уровня 75-76 рублей за 1 евро. При сохранении текущих факторов, оказывающих давление на экономику, рубль до конца года продолжит свое снижение, но шока, подобного прошлогоднему, ждать не стоит. Во-первых, в конце прошлого года был осуществлен переход от управляемого плавания рубля в рамках коридора для бивалютной корзины к свободному плаванию, что стало одной из причин шока. Во-вторых, все факторы, оказывающие давление на рубль, хорошо известны, и вряд ли к ним добавятся новые. Поэтому постепенное ослабления рубля гораздо вероятнее, чем отвесное падение, свидетелями которого мы стали в конце прошлого года».
Мария Помельникова, макроаналитик АО «Райффайзенбанк»:
«Основным фактором для рубля до конца года будет цена на нефть. Мы считаем еще возможным усиление негативного эффекта на рубль в сентябре и декабре, на которые приходятся значительные выплаты по внешнему долгу. Однако данное давление будет ограничено, поскольку компании демонстрируют возможность рефинансировать основную часть данных выплат за рубежом, ожидается достаточно большой приток валюты от профицита текущего счета, банки по-прежнему могут привлекать валюту у ЦБ (неиспользованный лимит $14 млрд). Если цена на нефть не восстановится выше $50 за баррель, то до конца года российская валюта может потерять еще 2-3 рубля к текущим уровням. Если цена на нефть постепенно поднимется до уровня $50-55 за баррель, то, скорее всего, какого-то сильного дополнительного ослабления курса в оставшиеся месяцы года уже не будет».
Андрей Безряков, начальник управления ликвидности Банка «Левобережный»:
«Календарная сезонность – не причина, а следствие действия факторов, формирующих соотношение спроса и предложения на валюту. Вряд ли существуют подобные календарные «традиции». Если кто-то и находит некоторые исторические повторения рыночной динамики, то скорее можно говорить о совпадении, нежели о закономерности. Если анализировать факторы, влияющие в настоящий момент на курс евро, например, к доллару США, то прежде всего надо иметь ввиду политику ФРС США, от которой до последнего времени аналитики ожидали начала цикла повышения ставки. Это оказывало давление на курс евро, как и на курсы других валют к американской валюте. Ближайшее заседание ФРС по ставке – в сентябре. Кроме того, имеет место мнение, что недавняя девальвация юаня начала очередную «гонку девальваций» на мировом валютном рынке – снижение стоимости валют странами, для укрепления конкурентоспособности экономик. Так что, скорее всего, в ближайшее время трудно ожидать от евро укрепления к доллару США. Курс же европейской валюты к рублю почти целиком зависит от ситуации на сырьевом рынке. Очевидно, что в текущих условиях падения экспортной выручки девальвация российской валюты является единственным действенным методом финансирования государственного бюджета. Так что курс евро к рублю в ближайшее время будет определяться динамикой цены на нефть».