Кузница новых Цукербергов: НГУЭУ открыл свой бизнес-инкубатор с амбициозными целями
Площадку, вместе с руководством университета, открыли власти Новосибирска. С 15 июня бизнес-инкубатор начал работу и принял двоих резидентов.
Год назад было решено дать новый импульс развитию молодежного предпринимательства, и, как следствие, появилась большая площадка для инициативных студентов, которые готовы не просто выдвигать свои идеи и проекты, но и реализовывать их на практике. Руководство университета выделило одно из лучших помещений, которое оформили в стиле лофт и располагает несколькими зонами: официальной и неофициальной, лекционной и, как выразился ректор НГУЭУ Александр Новиков, «совсем неформальной».
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть отметил: открытие бизнес-инкубатора будет способствовать формированию финансового центра России в Новосибирске:
«Конечно, мэрия приветствует создание такой площадки. У нас есть опыт создания бизнес-инкубаторов: два из них сегодня работают в городе под эгидой мэрии, при поддержке бюджета Новосибирска, и функционируют весьма успешно. Это полезное дело для молодых предпринимателей, для тех, кто только начинает — у них есть поддержка, преференции для своих начинаний».
Кроме того, мэр обратил внимание на специфику сравнительно недолгого развития и становления Новосибирска: за короткий период город стал мегаполисом и вошел в книгу рекордов Гиннеса по скорости и динамике развития:
«Новосибирск — это город предприимчивых людей», – констатировал он.
Ректор университета также сделал упор на предпринимательский дух новосибирцев, на его процветание, которое поддерживается студентами, не боящимися браться за трудное дело и рисковать:
«Помимо практически ежедневных мероприятий, у нас есть программа «Забота о карьере студентов», одна из траекторий которой — предпринимательство. Но если раньше мы были вынуждены отвлекать аудиторию от учебного процесса при проведении многочисленных мероприятий, то сейчас у студентов есть возможность проводить время с двойной пользой, проявлять инициативу, выдвигать идеи, почерпнутые из учебного процесса, и реализовывать их на практике в стенах этого помещения. Наш вуз уже начал проводить аккредитацию первых студенческих компаний с идеями и инициативами, выдвинутыми в бизнес-инкубаторе. Я хочу, чтобы Новосибирск имел бренд города-предпринимателя».
Представитель совета депутатов Новосибирска Игорь Салов наряду с открытием инкубатора поздравил присутствующих и с подписанием соглашения о сотрудничестве между НГУЭУ и мэрией:
«Мы оценили значение этого документа. Конечно, для руководства вуза очень важно взаимодействовать с будущим работодателем. Очевидно, что и экономика, и управление у нас сосредоточены в исполнительных органах власти: в нашем случае — в мэрии».
Член попечительского совета НГУЭУ, преподаватель, президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов подчеркнул: для Новосибирской области особенно важно работать с молодыми предпринимателями, поскольку это не сырьевой регион, его основа — «энергия и труд предпринимателей».
Представитель крупной международной компании, директор Новосибирского филиала KPMG, Юлия Краснова отметила качество выпускаемых НГУЭУ кадров, их желание работать: каждый год компания принимает большое количество выпускников университета:
«Во многих крупных городах России есть офисы нашей компании, и именно Новосибирск славен качеством сотрудников, знаниями и умениями, их предпринимательской жилкой и интересом к тому, чтобы развиваться самим и развивать те компании, в которых они работают. Бизнес-инкубатор — это знак со стороны университета тому, что предпринимательство поддерживается».
Приоритетная аудитория бизнес-инкубатора — студенты НГУЭУ, но приветствуется участие и представителей других вузов. Всего сейчас отобрано 5 резидентов для тестового участия в проекте, два из них — студент и выпускник другого вуза. По итогам осеннего конкурса планируется утвердить 10-15 проектов на постоянной основе.
Руководитель проекта Евгений Дубровин обозначил два принципиальных отличия этого бизнес-инкубатора от других, уже существующих в Новосибирске:
«Во-первых, это формальная площадка непосредственно внутри самого вуза: с помещением, с рабочими местами, в режиме коворкинга, с доступом к дополнительным сервисам от университета (например, хостинга), с дополнительной технологической поддержкой. Это явление уникально в Новосибирске. И, во-вторых, университет активно привлекает в проект сообщество выпускников и экспертов: довольно много как преподавателей со стороны кафедры, так и бизнес-партнеров (например, компания KPMG), которые имеют опыт сопровождения в делах крупного бизнеса и готовы
Как подчеркнула Юлия Краснова, ключевая цель проекта — выявить успешных студентов и помочь им тратить меньше времени на поиск информации, чтобы не было конкуренции между учебой и работой.
Также, по мнению создателей юизнес-инкубатора, важна интеграция с образовательным процессом студентов: конкурс студенческих бизнес-идей, рейтинг наиболее успешных составляли бы кафедры университета.
По мнению заместителя декана информационно-технического факультета Виталия Казакова, в университетском инкубаторе должен быть специфический отбор проектов:
«Мне кажется, люди тратят свое время на новые проекты чаще не потому, что хотят заработать денег, а потому, что они хотят изменить мир. Поэтому вряд ли для университетского инкубатора будет интересен проект открытия банальной кофейни — нужно отбирать проекты совершенно новые, меняющие жизнь. Вспомним хотя бы Цукерберга, проект которого изначально был как раз студенческим. Во многом этому способствовала стихийная среда американских университетов, которую нужно генерировать и у нас».
Заместитель директора Новосибирского офиса и директор Красноярского офиса KPMG Виталий Крылов считает важным поддержку инкубатора в тех направлениях, которые не всегда доступны студентам (например, юридическое, финансовое). Компания оказывает финансовые услуги, консультирует в управленческой, налоговой, юридической части:
«Наша функция здесь двойная: с одной стороны, мы в целом работаем с университетами и позиционируем себя как работодатели. Мы готовы делиться собственными экспертизами со студентами, читать им лекции. Что касается конкретно инкубатора, мы готовы выступать в роли финансовых менторов в части управления проектов: регулярные мероприятия с лекциями на самые банальные темы (как привлечь инвесторов, деловая этика и т.д.), мастер-классы, работа с определенной проектной группой. Если будут качественная площадка и идеи, то найдется и масса инвесторов».
Александр Лазарев, директор компании Friending Group считает, что у бизнес-инкубатора должно быть две функции: навигационная и функция ускорения, «крыши». Навигационная касается тех возможностей, которые есть в городе, стране или за рубежом, но о которых большинство не знает. Вторая функция поможет снять страх:
«Часто люди имеют массу страхов и молчат о них, но страхи легко развеять и разбить. В этом своеобразная функция крыши инкубатора».
В заключение руководитель проекта подчеркнул:
«На старте должен быть зеленый свет. Любые идеи приветствуются, и безумные технические тоже. Только мы будем стараться любую идею трансформировать в более комплексную: исключительно программистские, например, немного социализировать еще на старте».
Первый отбор проектов, или «ярмарка» идей, как выразился руководитель бизнес-инкубатора, начнется в октябре следующего учебного года в поточной аудитории НГУЭУ.
Автор: Ольга Данилова