Лада Юрченко: Чем Новосибирск похож на Париж

Новосибирск очень похож, как это ни удивительно, на Париж. Похож всего одной деталью. Нелестной. Высокой толерантностью своих жителей к мусору. Когда мы пеняем нашему мэру на то, что улицы, мол,


Новосибирск очень похож, как это ни удивительно, на Париж. Похож всего одной деталью. Нелестной. Высокой толерантностью своих жителей к мусору. Когда мы пеняем нашему мэру на то, что улицы, мол, грязные, то охотно забываем поговорку про то, что чисто там, где не сорят. Хочется, чтоб власти выделили много дворников и уборочных машин — тогда можно будет не заморачиваться, куда деть пивную бутылку или обертку от мороженого. Она будет просто исчезать, упав на тротуар.

 
Почему-то идеальный западный город наши люди так и представляют: тротуары вымыты душистым шампунем и кругом чистота. Так вот, в городах Северной Европы, которым мы и обязаны этим сказочным образом, все на самом деле несколько не так — мусор на тротуарах просто не появляется. Ярчайшее исключение — это, пожалуй, именно Париж. Там отношение к чистоте такое же, как у нас. Ну, не донес фантик до урны — кто-нибудь приберет, это ж их работа. И такое же негодование в адрес властей. Мол, почему не метено?! Куда смотрят дворники?! Даешь больше дворников!!
 
Можно, конечно, к мусору привыкнуть и не обращать внимания. Парижане, по большей части, так и делают — наступят на «собачью шутку» посреди тротуара, поворчат и снова абстрагируются, до следующей неприятности. А можно вообще смотреть на проблему как в Неаполе, где кучи мусора закрыли горизонт.

Не знаю, откуда взялось такое странное сходство между столь разными городами. Может быть, из-за сходства отстраненного взгляда людей на свои города?
Как сойти с «неаполитанской» дорожки? Наверно, установить для себя воображаемую планку человеческого достоинства.
Мусор — это не проблема муниципалитета. Мэрии и ратуши могут хоть всех себя положить в борьбе с ним — если к грязи будут «снисходительны» граждане, ничего не изменится. Булгаков устами профессора Преображенского гениально описал прозаичную механику разрухи. К этой формуле добавить нечего.
Да, порой урн не хватает. В этом смысле городская санитария — дело совместное. Но «простым людям» все же надо себя контролировать.
Честно говоря, я не видела «волшебного» решения мусорной проблемы — чтоб ее не стало «по щелчку» или от краткосрочно-героического приложения усилий. Тут, увы, более глубокая взаимосвязь: город тем чище, чем более он обжитой. В этом смысле города Северо-Западной Европы, где застроен и одет в камень каждый клочок земли, всегда переигрывают города Европы Южной, где отношение к пространству более размашистое, более азиатское, что ли.

 
Это, конечно, субъективно, но я заметила такую взаимо-связь: чем «каменнее» город, тем он чище. Прага, Амстердам — «очень каменные» и очень чистые города. В них пыли нет, поскольку нет больших лоскутов неприсмотренной земли. Все газоны сосчитаны, к каждому их квадратному миллиметру приложены руки. Наши газоны все время норовят превратиться в пустыри, в пыльные плеши.
 
В России по пражско-амстердамскому пути пошли два города — Санкт-Петербург и Красноярск, когда озаботились чистотой своих центров и проходных улиц. Центр Петербурга и его чистоту в свое время спасла программа «Фасады Питера»: когда начали восстанавливать фасады Невского проспекта, около дворцов как-то неудобно стало мусорить. Петербург с 80-х и вплоть до середины 2000-х был очень замусоренным. Но в городе создали среду, способную на позитивное программирование и, напротив, блокирующую свинское начало.
 
А Красноярску помогли фонтаны. Конечно, над фонтанным бумом многие иронизировали. Но он, вопреки скептикам, «выстрелил». Когда фонтанная программа воплотилась, в городе и уличная преступность снизилась, и чище стало. Эстетика места рождает этику поведения. Это взаимосвязано. Думаю, когда Новосибирск возьмется за свою эстетическую среду, эффект будет заметен и на социально-этическом уровне. Новосибирск в этом смысле контактный и податливый город: его эго очень быстро отзывается на красоту, на позитивный импульс.
 
В этом Новосибирск похож не на Париж, а на другой великий город — на Барселону. Коллективное «я» этих городов скорее солнечное, чем холодное. Это пассионарность горожан, открытость людей к общению, незашоренность. Есть у города какая-то природная доброжелательность. Я не стала бы делить это качество по социальным группам — выяснять, у кого ее больше, у кого меньше. Нет, она просто есть как факт, она ощутима на уровне общего взгляда. А значит, дело не так уж плохо!

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Как сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и ЕкатеринбургаКак сохранить аутентичную историческую среду? Опыт Ирбита, Омска и Екатеринбурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.