Лечить ли остеохондроз, вправлять позвонки, стираются ли диски: честный разговор с врачом
О том, какие мифы и заблуждения существуют вокруг мануальной терапии и как не попасться на удочку «коммерсантов в белом халате»
Сегодня многие знакомы с мануальной терапией, кто-то посещает мануального терапевта регулярно. Несмотря на это, до сих пор у большинства людей и даже многих врачей нет должного понимания, что же такое мануальная терапия, когда она нужна, когда нет, что в ее силах, а что нет.
Поэтому вокруг мануальной терапии существуют разного рода слухи и предрассудки. Наряду с историями о страшных костоправах, которые кому-то свернули шею, о том, как кого-то «скрутило», «согнуло» после приема мануального терапевта бытует множество мифов о возможностях мануальной терапии, подкрепленных историями «чудесных исцелений», вправлении вылетевших дисков, смещенных позвонков, освобождении зажатых нервов.
О том, что же такое мануальная терапия, о мнимых и реальных опасностях и возможностях ее мы говорили с травматологом-ортопедом, мануальным терапевтом, главным врачом «Клиники доктора Добрынина» Денисом Добрыниным.
- В интернете можно найти бесконечные списки заболеваний, с которыми справляется мануальная терапия: остеохондроз, сколиоз, грыжи и протрузии межпозвонковых дисков, смещения позвонков, защемление нерва, головные боли, спондилоартроз… Просто чудодейственное средство!
- Да, список внушительный, есть чему удивиться. К сожалению, это либо недобросовестная реклама, либо заблуждения и некомпетентность конкретных людей, кто эти списки составляет. Ничего из перечисленного вами мануальной терапией не вылечить. Многого из этого либо не существует, либо не является заболеванием. Например, остеохондроз — естественные изменения структуры позвоночника с возрастом — не является объектом лечения.
- Как это?
- Я могу лечить пациента с остеохондрозом или со спондилоартрозом, но это не значит, что я лечу остеохондроз иди спондилоатроз. Я лечу функциональные, обратимые изменения, которые часто присутствуют на фоне различных заболеваний — нарушения функции.
Например, у человека заболела шея. Сделали снимок, поставили диагноз — остеохондроз шейного отдела позвоночника. Он прошел курс лечения с помощью противовоспалительных препаратов, лечебного массажа, мануальной терапии, физиотерапии и чувствует себя замечательно. Но при выписке диагноз прежний. Человек не понимает, а что лечили? Я всё ещё болен? Нет.
Давайте вспомним, что привело пациента к врачу? Не остеохондроз (до обращения человек и не знал, что он у него есть), а боль и нарушение подвижности в шее, он не мог голову поворачивать в сторону из-за боли — именно это объект лечения над ним и работали. Остеохондроз — это картинка на снимке пациента. Мы лечим не картинки, а человека, решаем его конкретные проблемы.
- Но проблема же не решена, ведь остеохондроз остался?
- Остеохондроз остался, но проблема решена. Потому что проблемой был не остеохондроз, а боль и нарушение движения. Остеохондроз — это то, что мы видим на снимке. Изменения в межпозвонковых суставах, изменения в межпозвонковом диске, изменение структуры кости, и вот комплекс всех этих изменений называют остеохондрозом. После 30 лет практически у каждого человека рентгенолог опишет те или иные признаки остеохондроза. Но большинство из этих людей не догадываются, что они чем-то «больны» и что им нужно что-то лечить, потому что их ничего не беспокоит. Именно из-за непонимания этих деталей, из-за неопределенности с объектом терапии рождаются мифы и заблуждения, назначается ненужное лечение: ненужные процедуры, бесполезные препараты, аппараты, чтобы победить злосчастный остеохондроз. Если совсем просто — остеохондроз это естественное старение позвоночника. Старость можно вылечить? Нет. Можно лишь увеличить период активности, отдаляя наступление старости.
Что беспокоит — то и лечим!
- Получается, огромное количество людей ходят на бесполезные процедуры и пытаются лечить то, что лечить не надо?
- Получается так. Не зная, что лечить, нет понимания, что считать результатом лечения. Как я пойму, что я уже вылечился? Главный и первый вопрос, который должен задать врач пациенту: что вас беспокоит? Многие не сразу его понимают, достают снимки, выписки из карточек. Я говорю: а если забыть, что тут написано, ответьте на вопрос, что вас беспокоит? Что привело вас ко мне? И тут пациент задумывается и сообщает о болях, об ограничении в наклонах, поворотах, боли при ходьбе, ощущении мурашек, жжения и т.д. То есть предъявляет конкретные жалобы.
Часто на вопрос что вас беспокоит, пациент отвечает — сделал снимок, там протрузия. Или сделал снимок, а там грыжа, стерся диск, или на снимке остеохондроз. Погодите, а беспокоит вас что? Ну как, я же говорю: проходил медосмотр, сделал снимок, врач сказал остеохондроз. Но вас-то что беспокоит? Ответ: ничего.
Понимаете? У человека нет никаких проблем, он живет и радуется. Но вот ему сделали снимок, он услышал страшное слово и стал «больным». Ходит по врачам. Особо впечатлительные настолько привыкают считать себя больными, что если где-то кольнет, вспоминают: а-а, так у меня ж остеохондроз. И убедить такого человека в том, что лечить ему нечего, очень сложно. А лечить человека с диагнозом остеохондроз, когда его ничего не беспокоит действительно не нужно.
- А как быть с тем, кто все-таки жалуется на боль?
- Если у человека есть боль, мы разбираемся: расспрашиваем о характере боли, её силе, локализации, когда возникает, чем усиливается, что уменьшает боль, какие позы действия и т.д. Это сама важная информация — просто детально расспросив человека, в большинстве случаев, можно понять, что с ним происходит. Далее следует клинический осмотр, разбор снимков или назначение дополнительных методов исследования, если необходимо, чтобы подтвердить свою гипотезу.
При клиническом осмотре мы и обнаружим характерные нарушения функции: где-то ограничено движение между позвонками, где-то укорочена и напряжена мышца, где-то при пальпации возникает отражение боли в другие зоны и т.д. Собирая эти данные, мы пытаемся понять историю развития этих изменений, понять что первично, что вторично, почему напряглась данная мышца, почему ограничилось движение, может быть это следствие чего-то? Может, на эту мышцу легла непосильная нагрузка? А может, это защитное напряжение? И организм пытается уберечь от лишнего движения какую-то область, значит там развивается какой-то процесс? И думаем, думаем, думаем. Чтобы понять, на что мы будем воздействовать руками и для чего. Все эти моменты (укороченная мышца, ограничение подвижности и др.) — и есть функциональные изменения — объект лечения.
Мы приводим больную мышцу в порядок, восстанавливаем её длину, убираем ограничение подвижности между позвонками, каждый раз заново осматриваем пациента, проверяем, как изменилось его состояние, восстановилась ли подвижность, нормализовалась ли работа мышцы. Именно это и должен делать мануальный терапевт руками. А не лечить спондилоартроз, протрузию, и остеохондроз, до которых человеку дела нет, пока он не знает о наличии у себя этих загадочных явлений.
Я описал именно медицинский подход, каким он должен быть. Мануальный терапевт — это прежде всего врач. Он не должен быть просто манипулятором и хрустеть позвонками для того, чтобы произвести впечатление на пациента, он должен четко понимать, что он делает, зачем, и нужно ли это делать в данной ситуации у конкретного пациента. Должен уметь доступно объяснить это ему. И конечно надо понимать, что это может быть не его пациент и следует отправить его к другому специалисту, продолжать диагностический поиск и т.п.
Наиболее распространенные мифы по поводу мануальной терапии: вправления позвонков, стирания дисков, защемления нервов, все о грыжах и протрузиях, отличие мануальной терапии от массажа и многое другое, что может быть полезно пациентам, я подробно разбираю в своем профиле Инстаграм — @dobroclinic.
- С какими проблемами вы работаете, кому ваше лечение может помочь?
- Если совсем тезисно, я оказываю помощь людям с функциональными проблемами опорно-двигательного аппарата, проявляющимися в виде:
• ограничений подвижности, скованности, болей в области позвоночника, суставов, мышечно-связного аппарата различных частей тела;
• головных болей, связанных с наличием триггерных точек в мышцах шейно-воротниковой области;
• туннельных синдромов при компрессии нерва в анатомически узких местах, каналах, ложах, сопровождающихся болью, ощущением мурашек, покалываний и онемением в дистальных (более нижних от места компрессии) отделах;
• болевых синдромов при грыжах межпозвонковых дисков;
• необходимости восстановления и реабилитации после травм и операций травматологического профиля, когда у пациента ограничены движения в суставе (контрактура), длительно сохраняется отёк в области оперированной конечности, нарушена подвижность мягких тканей вследствие рубцовых изменений в послеоперационной области и боли вследствие таких изменений;
Моя цель — не просто проведение процедуры, а грамотная комбинация лечебных приемов, наиболее эффективных в каждом конкретном случае.
Клиника доктора Добрынина,
г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 9а (вход в БЦ «Флотилия»), оф. 102.
+7 383 28-48-208, +7 923-244-49-57,
доктордобрынин.рф
инстаграм: dobroclinic