Личная ответственность сотрудников — искать или воспитывать?

Вконференц-зале МФЦ собрались первые лица компаний, которых Андрей Тилькунов со свойственной ему энергией и красноречием вовлек в живую дискуссию о причинах слабой дисциплины и методах управления о

В конце апреля журнал «Деловой квартал» совместно с Ассоциацией практикующих бизнес-тренеров провел мастер-класс Андрея Тилькунова под названием «Личная ответственность сотрудника — искать или воспитывать?»

Вконференц-зале МФЦ собрались первые лица компаний, которых Андрей Тилькунов со свойственной ему энергией и красноречием вовлек в живую дискуссию о причинах слабой дисциплины и методах управления ответственностью. Оказывается, есть куда более действенные способы мотивации, чем «кнут и пряник».
Для гостей мероприятия было открытием, что на ответственность сотрудников влияют и принадлежность к поколению, и гендерный аспект, а также особенности восточной и европейской деловой культуры.
— Вы заметили, что рынок изменился, а люди меняются медленно? — с этого вопроса начал тренинг Андрей Тилькунов. — Казалось бы, в условиях сложной экономической ситуации надо консолидироваться, работать лучше, а у нас, наоборот, зоны безответственности появились и в глобальном масштабе. Кто повинен в катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС?
И пока собравшиеся гадали, высказывая мнения, тренер заключил, что такая «турбина» может обнаружиться где угодно — даже один безответственный человек способен свести на нет усилия целого коллектива.
По толковому словарю Ожегова термин «ответственный» образован от корня «ответ».
Это человек, отвечающий за порядок, облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, имеющий высокоразвитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям. Существует 3 типа работников: решающие проблемы, создающие проблемы и способные выполнять простые действия, не предполагающие высокой степени ответственности (например, курьеры и уборщицы). Определить, к какому типу относится человек, достаточно просто в ходе тестирования при приеме на работу. Человек, склонный искать причину своих неудач во внешних факторах (низкие продажи потому, что рынок плохой; опоздал на работу, потому что пробки и т.д.), а не в себе, наделен внешним локусом контроля, он инфантилен и склонен снимать с себя ответственность. Сама по себе безответственность — признак незрелости личности. Но есть и другая крайность — избыточная ответственность. Она встречается реже, такие сотрудники, безусловно, полезны бизнесу, но слишком дорого стоят. Конечно, можно пригласить на должность уборщицы и выпускницу Оксфорда, но... Зачем? Искусство руководителя заключается в том, чтобы ставить нужных людей на нужные ступени, и вверять им ту меру ответственности, с которой они могут справиться. Работники делают ровно то, что им позволяют, в этом смысле они тоже напоминают детей, и относиться к ним нужно соответственно.
По данным исследований, около 7 процентов населения наделено люмпен-пролетарским мышлением, их не заставишь работать даже «кнутом». Остальные 90 с лишним процентов нормальны, и руководители должны исключать организационные и мотивационные факторы снижения ответственности. К первым относятся плохое планирование, отсутствие четких критериев эффективности персонала и необходимых ресурсов. Недаром бизнес в США понес колоссальные потери от социальных сетей. В идеальном офисе у сотрудника отсутствует искушение отвлечься на посторонние контакты. Перечень мотивационных факторов — своеобразных «пряников» — гораздо шире, к ним относится и нарушение негласных контрактов, и отсутствие перспективы роста, неиспользование навыков сотрудника, которые он сам в себе ценит.
Интересный факт, связанный с теорией поколений, сделанной российскими социологами. Первое, названное поколением «Победителей» (годы рождения 1900-1923), отличается исключительным трудолюбием и ответственностью, свято хранит семейные и государственные традиции. Второе поколение, «Молчаливое» (1923-1943), пережившее сталинские репрессии и войну, неукоснительно соблюдает правила и законы, отличается терпением и уважением к должностям и рангам. Они уже не являются трудовыми ресурсами в отличие от поколения «Бэби-бумеров» (1943-1963), появившимся в период резкого всплеска рождаемости, испытывающим интерес к личностному росту и социальный оптимизм. И наконец, основные трудовые ресурсы современного бизнеса «Поколение Х» (1963-1983) — хорошо информировано, тянется к знаниям и поиску новых эмоций, но более прагматично, чем пре- дыдущие, и надеется только на себя. «Поколение Y» (1983-2003) недаром называют поколением Сети или поколением Миллениума. В его систему ценностей уже не включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, в ней присутствуют бренды и цифровые технологии, желание немедленно получать вознаграждения за труд.
— Представители поколения Y не дорожат работой и не боятся ее потерять, готовы часто менять и место, и даже профессии. Но, устроившись в компанию, они способны уже на второй день давать советы по оптимизации, потому что все схватывают на лету. Психологи, помимо мобильности, отмечают наивность этого поколения и умение подчиняться, а еще способны решать несколько задач одновременно, — сказал Андрей Тилькунов. — Поэтому не спешите осуждать и не бойтесь принимать на работу представителей поколения Сети, оно однозначно хорошее.
Любопытным аспектом проблемы ответственности было обсуждение вопроса: к какому типу деловой культуры принадлежит Россия — к восточной или к западной? Первым ответом оказался шуточный: до обеда работаем как на Востоке, после обеда — как на Западе. Шутка содержала изрядную долю правды, так как у нас наблюдаются элементы обеих культур. Западной свойственен эгалитаризм, пунктуальность, из нее к нам пришло понятие deadline, вовсе не знакомое Востоку с его уклончивостью, хитростями, медлительными ритуалами и декоративностью. Русский стиль — это аврал, готовность к трудовому подвигу, за которым следует длительный отдых. Яркий пример авральности — наша Госдума, принявшая за день до Нового года 120 законов, рассматривавшихся месяцами.
— О дуальности, двойственности русского менталитета писал еще Бердяев, — напомнил Тилькунов. — И эту данность тоже надо учитывать и использовать, регулировать технологиями управления ответственностью. Каждый руководитель должен четко ответить на следующие вопросы: Какое именно поведение сотрудников он хочет видеть? Какие способности, знания и навыки необходимы сотрудникам, и есть ли они у них? Чем можно вызвать и поддерживать желание сотрудников действовать ответственно? Обеспечены ли они организационными и техническими средствами для выполнения задач? Если руководитель плохо отзывается о сотрудниках, он говорит плохо прежде всего о себе. Только 7-10 процентов успеха предприятия зависят от коллектива, 90 процентов — от управленческих решений, принятых руководителем, от эффективности внедренной им системы дисциплинарного контроля.
Если возникают нарушения поведения, это сигнал для руководителя к тому, что человека надо вернуть во взрослое состояние и передать ему ответственность.
Андрей Тилькунов привел удачное образное сравнение поведения человека с кувшинкой. Над водой виден только цветок, но он растет на длинном стебле, держится за донную почву. Так вот цветок — это поведение, а почва — это общие ценности, корпоративная этика, позволяющая людям эффективно работать вместе.

Мнения
Ольга Булышева, заместитель директора ООО «Контакт-Центр»:
— Тренинг длился четыре часа, но я не заметила, как пролетело время, ни минуты не скучала и не отвлекалась от темы обсуждения. Лично для меня особо животрепещущим был момент дискуссии о гендерных перекосах, когда говорилось о том, что женщины более ответственны. У нас в коллективе преобладают мужчины, и мне работать с ними легче, удобнее, чем с женщинами. Да, иногда приходится употребить грубое словцо, «облегчающее понимание», но насчет того, что мужчины безответственны, я не согласна. Я на свой персонал всегда могу положиться и рада, что мой непосредственный руководитель — директор Илья Соколов, тоже участвовавший в тренинге, относится как раз к перспективному молодому поколению. В этом полностью согласна с тренером Андреем Тилькуновым, как и в том, что плох тот руководитель, который не умеет распределить зоны ответственности между сотрудниками. Спрашивать сначала надо с себя.
Николай Пономарев, директор стоматологической клиники «Пломба»:
— Удивительно, но я пришел на семинар с мнением, что от безответственных сотрудников однозначно нужно избавляться, а в ходе дебатов диаметрально изменил точку зрения: персонал надо воспитывать, а не искать. Приятно удивил и уровень компетентности бизнес-тренера. Сообщение о занятии прочитал в журнале «Деловой квартал», с которым регулярно знакомлюсь. До того посетил много семинаров, поскольку планирую расширять бизнес, открыть сеть клиник и нуждаюсь в специальных знаниях по организационным вопросам и управлению персоналом. Отнюдь не всегда удавалось их получить и за большие деньги на выездных практикумах, а отсюда ухожу, испытывая удовлетворение.
Марат Кабанов, исполнительный директор новосибирского филиала «ЭР-Телеком»:
— Тренинг убедил в том, что мне есть над чем работать в плане повышения ответственности сотрудников с «внешним локусом». Вроде с мотивациями у нас в компании все в порядке, а заинтересованность в конечном результате недостаточно высокая. Это недопустимо в условиях жесткой конкуренции на рынке. Теперь буду использовать при приеме на работу техники и критерии подбора персонала, предложенные Андреем Тилькуновым. Еще мне понравилась аналогия поведения сотрудника с кувшинкой. Действительно, если сотрудник не исповедует общие с компанией ценности, с ним надо прощаться, а остальных — воспитывать.
Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • Выдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской областиВыдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.