«Любо-Дорого & Ко» нужна стратегия развития. Новый бизнес-кейс от «Любо-Дорого & Ко» и его решения

В рубрике «Менеджмент/Решение» топ-менеджеры вымышленной компании «Любо-Дорого & Ко» решают типичные для современных управленцев проблемы: как выбрать одного преемника и не обидеть других прет

Проблемы с делегированием полномочий и реорганизацией службы сбыта заставляют директора четко определиться со стратегией развития компании. Он созывает менеджмент на мозговой штурм, но собрание не приносит ожидаемых результатов.

В рубрике «Менеджмент/Решение» топ-менеджеры вымышленной компании «Любо-Дорого & Ко» решают типичные для современных управленцев проблемы: как выбрать одного преемника и не обидеть других претендентов, какую систему мотивации предпочесть, что делать, если ключевой сотрудник начал вести торг etc. Эксперты рубрики —
менеджеры местных компаний — предлагают свое решение. У вас есть возможность повлиять на развитие сюжета, предложив ваш вариант на www.dk.ru

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Николай Сходняк - генеральный директор

Алексей Носырев - коммерческий директор

Степан Залесов - директор по производству

Наталья Карпатская - финансовый директор

Игорь Семеряков - специалист по продажам

Юлия Белоусова - маркетолог

Решение предыдущей серии

Инна Гладышева повышена до замначальника по сбыту — она возглавит отдел продаж, когда Максим Думкин передаст ей дела и уволится. Игорь Семеряков возведен в ранг эксперта по продажам, ему предоставлен отдельный кабинет и личный делопроизводитель. Семеряков принимает участие в выработке ключевых решений совместно с директоратом «Любо-Дорого & Ко»

 *************************************************************************************************************************

Машина Николая Сходняка заглохла на этот раз, не доехав до перекрестка Луначарского — Куйбышева. На выходных он хотел сдать автомобиль в ремонт, но тот к субботе взбодрился и без капризов выдержал запланированную женой изнурительную поездку по магазинам. Теперь Николай сидел и слушал раздражающе-позитивное попурри из Моцарта, составленное на CD-R его дочерью, и не обращал внимания на вопли клаксонов выстроившихся сзади машин. Директор опаздывал на внеочередное совещание с топ-менеджментом «Любо-Дорого & Ко», которое он анонсировал как мозговой штурм на тему «Что будем делать дальше?». Сходняк думал поставить на региональное развитие: одновременно укрепляя позиции в Екатеринбурге, используя родную площадку как полигон преобразований в компании, транслировать успешные схемы в другие города. Ему хотелось, чтобы идею сотрудники не то чтобы поддержали — они сами должны были ее предложить, обогатить деталями, а Сходняк бы только одобрил. Как очертить полномочия Алексея Носырева, кем будет Игорь Семеряков и стоит ли устраивать реорганизацию в отделе сбыта, если им будет командовать Инна Гладышева, — эти вопросы тоже нужно уложить в план…

«Давай, давай, дава-а-ай!!!» — стонал Николай, поворачивая ключ в замке зажигания. С пятой попытки машина завелась, и через 15 минут директор уже входил в кабинет, где его ждали подчиненные.

«Летом к ним в контору заехал, а они по коридору на скейтборде катаются — нормальные ребята, не забыченные, с ними можно договариваться…» — Игорь напористо убеждал в чем-то Носырева, а тот, откинувшись в кресле, молчал. Женщины — финансовый директор Наталья Сергеевна и маркетолог Юля — тихо беседовали, повернувшись к окну, а Степан Залесов, начальник по производству, не без удовольствия разглядывал дам с тыла.

— Привет участникам! Простите мое опоздание — пробки нереальные, все как взбесились…

Менеджеры разом переключили свое внимание на шефа и сдержанно поздоровались.

— Я думаю, вы понимаете, зачем собрались.

Сходняк вкратце напомнил, что в 2005 г . «Любо-Дорого & Ко» выросла на 30%, но во многом этот рост был обусловлен появлением собственного производства ТОВУСа. Теперь надо понять, каким станет 2006-й, а лучше и 2007-й…

— Из Екатеринбурга мы почти все выжали: за четыре года — 30% рынка, конкуренты — мелочь. Нужно удерживать долю, не давать остальным развиваться, ценой давить, если надо… — Носырев говорил нарочито безразлично, изменяя своей манере артикулировать слова.

Сходняк понимал: Алексею до смерти хочется, чтобы компания все силы бросила на Челябинск и он стал бы распорядителем будущих приоритетов.

— Ничего подобного, — прервал Алексея Семеряков. — Здесь мы можем взять больше, просто продавцы успокоились: стабильные клиенты, хорошие объемы... И цену нельзя опускать, наоборот, лояльность скидками покупать стремно: у нас нормальный продукт, хороший сервис… Вот если бы еще Степан Семенович во­время производил что нужно и сколько нужно…

— Гоша, ты сам продавать научись и своих научи, — скрипучим голосом отозвался завпроизводством. — А то, понимаешь, то аврал, то завал. Три месяца назад весь склад забит был, пока вы там… одно место чесали…

— Я вам не Гоша, электрика своего пьяного Гошей называйте, — огрызнулся Семеряков.

— Господа-товарищи, — Алексей Носырев примирительно развел руки. — Давайте свои частные недоразумения будете обсуждать за дверью. Работа в Екатеринбурге — дело техники. Нужно расширять рынок, идти в Челябинск, окучивать дистрибьюторов, оптовиков…

— Ага, они прям кинулись к нам. Выжмут все, пока условия сладкие, и выбросят, когда начнешь к нормальной работе приучать. Дилерам наплевать, чем торговать, они не двигают товар, а паразитируют на нем. Вспомни, чем это пару лет назад закончилось… — Игорь изо всех сил старался подчеркнуть свою значимость, ведь именно он в свое время переключил большинство клиентов, ранее покупавших ТОВУС у посредников, на отдел продаж «Любо-Дорого & Ко».

— Леша, ты что, уже придумал, как в Челябинск идти? — ехидно полюбопыт­ствовал Сходняк.

— Николай Евгеньевич, сами видите, какой тут геморрой. Вчера договорился с «А-Лигой»: они наш ТОВУС возьмут, а пермяков задвинут. Кстати, ваш знакомец помог, Сигизмунд, — он у них сейчас зам. зама по закупу. А план я пишу...

— Есть у кого еще мысли по Челябинску? — Сходняк прервал Носырева и обвел взглядом собрание.

— Можно я скажу?! — Юлия Белоусова в основном занималась рекламой и собирала статистику по рынку. Ее предложения редко воспринимались всерьез, поскольку работу маркетолога считали эфемерной. — Мы должны сделать ТОВУС-премиум, для верхнего потребительского сегмента. Я спрашивала у розницы — состоятельному покупателю серийный, средний продукт уже не нужен, надо добавить опций, подточить дизайн, чтобы дорого выглядело. Первыми премиум сделали немцы, у них он давно продается, сейчас уже Москва берет. Если включимся, никаких Челябинсков не надо — здесь все закрутится.

— Девочка, ты представляешь, что надо сделать, чтобы переналадить линию?! — воспламенился Залесов. — Мы на старый ТОВУС еще не все вкрутили… о чем ты вообще?! Премиум надо раскачивать по-другому, продавцы восстанут…

— Игорь прав, — заткнул коллегу Носырев. — В Челябинск нельзя с необкатанным продуктом идти…

Сходняк понял: мозговой штурм превратился в истерический междусобойчик, точнее, междуусобничек. Он зло и завороженно смотрел, как трое мужчин гасили одну девушку, периодически переключаясь с нее друг на друга. Отвернувшись, он встретился глазами с Натальей Карпатской, с самого начала не разомкнувшей ярко накрашенных серебристо-сиреневых губ. Финансовый директор встрепенулась и моментально вошла в разговор:

— Что вы тут устраиваете… Дилеры, Челябинск, премиум какой-то, болты невкрученные, допмотивация продавцов... Это же все сумасшедшие деньги! Миллионы! На нас кредиты висят за сырье, за склад, за магазины, с Нигматуллиным не рассчитались за производственную линию, а вы уже о новой говорите. У кого-то из вас деньги есть? У меня нет… и я не дам… откуда я возьму… все расписано. Правда, Николай Евгеньевич?

— Правда. Но надо поискать, вдруг найдем, — уже не таясь, прохохотал Сходняк.

Расценив благорасположение шефа как сигнал к наступлению, собрание вступило в перепалку с экономистом. Около часа поступали самые невероятные предложения, где «Любо-Дорого & Ко» возьмет деньги на проекты. Сходняк изредка записывал наиболее здравые идеи, но в основном размышлял, что он сделал не так и почему получился этот базар.

Когда менеджеры разошлись, небо за окном из голубого стало розовым. Николай оделся и вышел на улицу: он собирался забрать дочку из музыкальной школы и отвезти ее в «Молодежку»: накануне договорился, чтобы ее с подружками пустили попрыгать на батуте. После пятого поворота ключа в замке зажигания Сходняк с силой врезал правой рукой по рулю. Когда боль отпустила, он, с трудом перебирая большим пальцем, набрал в мобильнике номер диспетчерской и вызвал такси.

Как Николаю Сходняку сделать из менеджеров единомышленников по выработке стратегии? Что должен сделать директор, чтобы в следующий раз создать результативную сессию стратегического планирования?

***********************************************************************************************************
управляющий партнер консалтинговой группы «Лошков и Партнеры»
В «Любо-дорого» пытаются «плыть без ориентира», не понимая, что можно делать, а что нельзя. Топ-менеджеры Сходняка – «нормальные ребята», но каждый преследует свои личные цели и задачи, а это недопустимо. Проблема не в менеджерах, которые не могут внятно ответить на вопрос «что делать дальше?», а в руководителе, который собрал этих людей, но не смог определить вектор движения: для чего делать? Какая цель у компании? Чтобы изменить ситуацию, Сходняку нужно сформулировать перспективные цели компании, а затем оценить возможности по их достижению и определить оптимальную тактику. И на первом, и на втором этапе можно использовать технологию «мозгового штурма». Но нельзя в рамках одного собрания решать проблемы разного уровня. В данном случае именно это и произошло: одновременно решались стратегические и организационные вопросы. Сначала на первом мероприятии отвечаем на вопрос «Чего мы хотим достичь?», а уже на втором: «Как этой цели достичь быстрее и с наименьшими ресурсами?». А процесс обсуждения контролировать простым вопросом: а действительно это лучший путь к нашей цели? При этом основная цель компании должна быть командообразующей, мотивирующей и разделяться всеми сотрудниками. От менеджеров, которые не придерживаются целей компании и продолжают решать свои личные задачи, следует избавляться. Сходняк должен окружить себя соратниками, а не «паразитирующими» людьми.

Роман Петров
директор компании ITConstruct
 Cходняку необходимо определиться – либо его сотрудники участвуют в выработке стратегии, и он выслушивает все их идеи, и потом, на основе этих идей, создает стратегию развития, либо он сам генерирует идею, а его сотрудники уже находят средства реализации и «отшлифовывают» ее. Видно, что Николай Сходняк привык все решать сам и уже определился с направлением развития компании. Скорее всего, в «Любо-Дорого» практикуется второй вариант – когда во время мозгового штурма ищутся пути решения поставленной директором стратегической задачи. В таком случае для результативности совещания необходимо четко озвучивать реальные цели собрания; иметь представление о производственных, финансовых возможностях компании и ценовой политики; понимать структуру тех рынков, на которых компания работает. И главное – выслушивать все мнения, а потом взвешенно составлять из них модель развития в соответствии с заданной линией. В том случае, когда решение все же ищется на «мозговом штурме», здесь особенно важно выслушать все предложения, не переходя сразу к критике и взаимным обвинениям. Из нескольких выработанных вариантов стратегии развития директор должен сам выбрать оптимальный вариант и в дальнейшем реализовывать его. Кроме того, в компании налицо несогласованная работа отдела производства, сбыта и маркетинга, нет общего понимания стратегии развития компании. Советую им провести формализацию бизнес-процессов.

Денис Рудых
генеральный директор «АэМэС»
 В «Любо-Дорого» нет общей цели, каждый тянет в свою сторону, как лебедь, рак и щука. Чтобы все понимали, ради чего они вообще собрались и работают, им нужна объединяющая мысль, которую все разделяют и поддерживают. Обычно в компаниях эту роль играет миссия. Уже из миссии вытекают задачи, из них маркетинговые цели, а затем маркетинговый план и маркетинговая стратегия. Понимание общей стратегии достижения целей компании сплотит людей и позволит им действовать более согласованно. Все в компании (финансы, производство, сбыт) должно работать на потребность покупателя, но, как видно, об этом в «Любо-Дорого» забыли. Задача же руководителя – быть направляющим вектором и объединять разнонаправленные цели своих подчиненных. Но главное – Николай Сходняк сам должен определиться с тем, что он хочет от жизни (для начала – починить машину) и от своего бизнеса, какова его цель. Конечно, лучше всего, если он уложит свои жизненные цели в SMART, чтобы цели были конкретными, достижимыми, согласованными по времени и измеримыми. У меня была похожая ситуация, и когда я ответил себе на вопрос, чего же я на самом деле хочу от своего бизнеса и от жизни вообще, проблем в компании стало в два раза меньше. А накануне совещаний Сходняку надо четко формулировать цель собрания и конкретнее задавать вопросы для обсуждения. Тогда беседа получится продуктивней, и «базара» удастся избежать.

Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.