Максим Батырев: «Надо работать над тем, что у тебя нельзя отобрать»

Как заставить свое зеркало отражать только успешного и первого во всем человека? Что такое сила и как справляться с паникой? Об этом DK.RU поговорил с одним из лучших менеджеров России.

13-летний опыт продаж в высококонкурентной среде и 10-летний управленческий опыт дали Максиму Батыреву такой багаж знаний, которым он не смог не поделиться с окружающими. Выводы из своих ошибок он назвал «татуировками» и создал свой сборник «граблей», о существовании которых захотел предупредить других российских менеджеров. Так появился бестселлер «45 татуировок менеджера». С него началась карьера Батырева как бизнес-спикера. Сегодня он один из лучших в России, и стремится стать первым.

В Новосибирске Максим Батырев уже провел два мастер-класса, организованных центром бизнес-мастерства «Харизма». Оба мероприятия собрали более 300 слушателей.

DK.RU решил поговорить с успешным менеджером своей жизни о том, как учиться управлять всем происходящим вокруг тебя, как отличить истинное от ложного и добро от зла.

Вы рассказываете, как больше всех продавать в России. Продавать продукт. А как продавать себя?

Мне кажется, я не умею продавать себя. Когда со мной ведут переговоры обо мне самом, о тренингах, я буквально краснею, что-то продать гораздо легче, чем себя. Но вообще, если говорить метафорически, то, конечно, для того чтобы всегда легко продавать себя, надо быть честным человеком по жизни, хотя бы перед самим собой – чтобы на себя не стыдно было в зеркало смотреть. А если говорить про продажи, то желательно, конечно, чтобы  человек источал некий позитив, ибо унылые лица никому не нужны, у нас и так очень много уныния – начиная от погоды, заканчивая новостями по телевизору. А это, кстати, очень модная тема – пообсуждать друг с другом негативные новости. Так делать не стоит. Если продавец приходит и начинает разговор с клиентом с кризиса, с проблем, то клиент, скорее всего, не захочет общаться с таким человеком. Ведь когда мы что-то покупаем, мы думаем о будущем – будет ли нам дальше хорошо с этим человеком, с его продуктом, с его услугой и так далее. И если человек приходит с унынием и негативом, то сегодня с ним, конечно, поговорят, но работать в будущем скорее всего не будут. Позитив нужен во всем – и когда продаешь продукт, и когда продаешь себя. Люди любят верить в светлое будущее, и если продавец будет отражением этого светлого будущего, и у него у самого все будет хорошо, и он это будет демонстрировать, то скорее всего клиент будет смотреть на него и думать, что он тоже хочет, чтобы у него все в жизни было так же хорошо, и он потянется к такому продавцу, захочет с ним работать. Быть веселым и «искрить» по жизни гораздо сложнее, чем ходить с кислой миной – так у нас ходит почти вся страна, потому что это очень просто. Нас даже за границей отличают именно по этому признаку. А для того, чтобы «искрить», надо работать над собой.

Вы сказали – важно, чтобы не стыдно было на себя в зеркало смотреть. Когда у вас был такой момент?

Я сейчас процитирую Владимира Путина, которого считаю очень хорошим менеджером. Он сказал отличную фразу, которая очень подходит к теме нашего разговора:

«Победа, как правило, мотивирует всех. Здесь самое главное только – на лаврах не почивать, а действовать напряженно, и дальше работать над собой. А вот поражение мотивирует сильных, и прежде всего сильных. Потому что только сильный человек, столкнувшись с неудачей, решает для себя, что нужно сделать дополнительное усилие и победить. Слабому сложно это сделать, у слабых руки опускаются, но в нашей стране подавляющее большинство сильных, успешных, трудолюбивых, талантливых».

Мне очень близка эта позиция. У меня было очень много ошибок, на которых я вырос, и сейчас я могу все-таки хоть как-то отнести себя к той группе сильных и успешных, о которых говорит Владимир Владимирович Путин. У меня не раз бывали ситуации, когда было стыдно смотреть на себя в зеркало, чаще всего – когда клиенты покупали не у меня (если говорить о продажах). Я же и книгу написал, по сути, об ошибках. Делать выводы о своих ошибках и не наступать на те же грабли – это и есть сильная позиция. Приведу  пример. Однажды я встретился с клиентом, чтобы презентовать наш продукт, но этот человек мне так не понравился, что я решил его «слить» – уехал после встречи и месяц ему не звонил. Руководитель меня все-таки поймал, конечно, спросил, почему я уже 30 дней не звоню клиенту – я позвонил. Он сказал, что потерял мою визитку и решил не искать, потому что уже купил продукт у другой компании (наших конкурентов). Я спросил, почему. Он ответил: «Потому что вы мне очень хорошо рассказали все о продукте, спасибо за крутую презентацию, но поскольку вы мне не перезвонили, я начал искать, где еще можно купить такой продукт, и нашел». Мне в этот день было очень стыдно, я решил, что такого больше никогда не повторится. Бывают люди неприятные, и фишка хорошего менеджера состоит именно в том, чтобы изначально суметь выстроить отношения со всеми и наладить правильный контакт. А если ты во всех будешь искать какие-то недочеты, придумывать причины, почему я не хочу с ним работать, почему не хочу ему продавать – ты обязательно найдешь эти недочеты. Гораздо тяжелее наладить с человеком контакт, понравиться ему, найти в нем плюсы, а также сделать правильный вывод из ситуации. Вот история с этим клиентом меня многому научила. Еще одна ситуация, когда мне было стыдно смотреть на себя в зеркало, связана не с работой. Три года назад я весил на 25 кг больше, чем сейчас, но у меня всегда было для себя алиби: у меня много работы, я живу далеко, мне долго добираться, и нет времени еще и на спортзал, и так далее. Мне помогла фотография, на которой я увидел себя со стороны. Была компания, в которой я часть людей называл толстяками, а когда увидел нашу совместную фотографию, понял, что толстяк – это я. Это меня очень замотивировало начать заниматься собой. Мне вообще кажется, что я гораздо чаще стыжу себя за что-то, нежели горжусь собой.

Это сильная позиция. А что такое «сила» для руководителя?

Умение принимать удар на себя, брать ответственность за все, что творится на твоей «земле». Некоторые руководители мне говорят, что у них слабые люди. Я очень удивляюсь этому: «Как? Эти люди работают на и тебя, они на твоей земле, и ты говоришь, что они у тебя слабые?! Да пошел ты!» – хочется сказать. И спросить – а что он сам сделал для того, чтобы они стали сильными? И очень часто люди придумывают себе алиби, почему у них дела идут плохо – не те сотрудники, кризис и так далее. Но я знаю очень много компаний, которые по-настоящему работают и развиваются. А у тех, кто ноет, все заканчивается всегда одинаково – «кризис» их съедает. Менеджер должен принимать удар на себя и нести ответственность за результаты своей компании. Вы – король в своем королевстве, и за все, что там происходит, отвечаете вы сами – до мелочей. Если вы обвиняете кого-то, то смело можете срывать погоны и идти «в отставку».

Бывает ли у вас жгучее желание «внедриться» в компанию, у которой плохие результаты (и вы знаете почему, и как это исправить), и все перестроить?

Меня нанимают как внешнего консультанта для работы с компанией, мы работаем, и у нас все хорошо, есть результаты. В разных отраслях работаю. А так – побыть наемным менеджером мне бы уже, наверное, не хотелось. Я просто перерос это. Когда ты поднимаешься над системой, там совсем другая картинка. Когда я был еще маленьким руководителем, я думал, что где-то там, наверху, наверное, лучше, потом поднимался выше и понимал, что все по-другому, и так с каждой ступенью. А теперь, когда я и вовсе поднялся над этой системой, я думаю что дальше уже не перепрыгнуть. Как еще на бизнес по-другому посмотреть? Президентом России стать? Но я не хочу, у нас очень правильный человек занимает это место.  

А вам когда-нибудь приходилось по-настоящему паниковать, когда вы были коммерческим директором своей компании?

Мне кажется, я никогда не паникую. Я нервничаю, конечно, но чтобы паниковать – нет, я просто решаю проблему, если она возникает, и все. Когда встает вопрос «Что делать?!», надо просто что-нибудь делать. Что-нибудь. К чему-то это да приведет. Я все время рассказываю историю про исследователя Антарктики Эрнеста Шеклтона, сто лет назад он возглавлял  полярную экспедицию, корабль зажало во льдах, казалось – выжить и выбраться оттуда нереально. Он 656 дней выводил людей оттуда, сделал плот, переплыл океан (отморозил пальцы ему их потом ампутировали) и вернулся назад, спас свою команду. Два года он выводил свою команду оттуда – никого не потерял! Вот это, на мой взгляд, один из величайших менеджеров, которые когда-либо существовали. В первые дни, когда корабль раздавило льдами, была паника, потому что люди знали, что в истории мореплавания в такой ситуации никто никогда не выживал, было три случая, и во всех погибала вся команда. Но Шеклтон давал морякам какие-то совершенно бесполезные задания – только чтобы люди чем-то занимались. Если не знаешь, что делать – делай что-нибудь! Как нам говорили в армии, солдат, если не спит, должен быть всегда чем-то занят. Потому что когда человек ничего не делает, наступает идеологический вакуум, который заполняется «дерьмом». Так вот, менеджеру надо заполнять этот вакуум собой, своими идеями, поручениями, задачами и так далее. Главное – идти вперед, быть лидером и вести людей за собой. Поэтому, если нервничаешь, лучше что-то начать делать.

Почему вы решили быть консультантом, и как долго это продлится? Сейчас вы знаете, как надо вести бизнес, но через 10 лет, например, все решительно изменится, в том числе могут стать «не модными» услуги консультанта. Что вы будете делать?

Я надеюсь, что все изменится раньше. Я думаю, что не буду всю жизнь заниматься тем, чем сейчас занимаюсь: ездить по нашей стране, не видеть свою семью, читать лекции и улучшать людей. Я вообще себя причисляю скорее к спикерам, чем к консультантам. Да, я консультирую организации, и мы успешно работаем, но больше я занимаюсь просто мастер-классами. Один мастер-класс я провел, поехал сейчас со вторым, есть еще три. Когда я их отчитаю по всей стране, я придумывать контент не буду, высасывать что-то из пальца, пересказывать чужие книги не буду. Я свой опыт расскажу и уйду с этого рынка. Но это может произойти и раньше, чем я сейчас себе представляю. У меня есть цель – стать первым номером в стране среди бизнес-тренеров, и если это произойдет в ближайший год, то я очень сильно задумаюсь, стоит ли мне дальше ездить с оставшимися мастер-классами, потому что это уже будет неинтересно, будет уже следующий порог. Но какой он будет, я пока еще не знаю, нахожусь в поисках. Есть в России классный менеджер, Владимир Седов, основатель компании «Аскона», он сказал: «Когда вы идете в гонке за целью, то вы уже должны у себя в голове держать вторую цель – что будет за этим». Так вот, я пока нахожусь в небольшом замешательстве, потому что еще ищу вторую цель. Думаю, что скоро найду, скорее всего – открою какой-то свой бизнес. Потому что на тех должностях, которые я раньше занимал, я достигал каких-то высот, у меня есть разные звания «лучшего» – менеджера, коммерческого директора и так далее, мне это больше не интересно. Я не хочу, как группа «Иванушки International», которые в сорок лет поют «Тополиный пух», уже 20 лет прошло – и ничего не меняется. Я все-таки привык развиваться.

Каково это – жить по расписанию, когда у вас все распланировано на год вперед?

Это новая для меня реальность, такого у меня раньше не было. Я что-то планировал, конечно, но не так, как теперь. Вообще – это круто. Потому что сейчас у нас самая большая национальная беда – это то, что люди плывут по течению, живут в лучшем случае сегодняшним днем или и вовсе прошедшим. А я живу и знаю, что будет завтра, через месяц и даже через полгода. Я покупаю билеты на бизнес-форум, который состоится через год. Планирование на год – это очень круто. У Ника Вуйчина и вовсе все расписано до 2025 года. Не знаю, правда, верить этому или нет, но это здорово, конечно. Я знаю, когда в какой город я поеду, у меня есть возможность подготовиться к этому городу, попросить свозить меня в какие-то знаковые интересные места. Тем более, если бы я приезжал выступать, и были бы пустые стулья, я, конечно, свернул бы свою деятельность и не расписывал ничего на год вперед. Но я знаю, что меня ждут, пишут письма, зовут. У нас уже даже образуется некое менеджерское братство из людей, которые готовы встречаться не только со мной и на моих мастер-классах, но и друг с другом – после моего отъезда. Как только начнут появляться какие-то организации, которые будут говорить, что не смогли собрать на меня группу, и меня никто не знает, и не хочет видеть в этом городе, я крепко задумаюсь, стоит ли мне дальше заниматься этими мастер-классами.

А вам не становится скучно рассказывать в каждом городе одно и то же, или вы рассказываете разное – приходит что-то новое?

Конечно, в каждом городе мастер-класс обрастает новыми историями, кейсами и так далее. Но я не рассказываю, я просто доношу людям свой опыт, мне очень хочется поделиться своими знаниями, философией, подходом. Я не инструментальный тренер, я работаю больше логиками, потому что считаю, что человек, который владеет логиками, сам найдет любые инструменты. Хотя у меня спорный опыт, потому что субъективный, все-таки я работал в одной компании. Поэтому я пересказываю, конечно, одно и то же, но мне не надоедает. Я вижу людей, которые мне пишут или подходят ко мне после выступлений, или аплодируют – они благодарны, а мне больше ничего и не надо. Конечно, мне хочется результата, чтобы все не останавливалось на благодарности, чтобы люди что-то делали, и их результаты потом менялись в лучшую сторону. Но я пока, к сожалению, не придумал инструментов слежения за результатами. Иногда мне участники мастер-классов пишут, что сделали в своей компании то-то и то-то, это принесло такие-то результаты, но это редкий случай.

Вы часто говорите в интервью, что хотите изменить мир…

Да нет, я не замахиваюсь на мир, я хочу изменить бизнес-сообщество. Потому что мне кажется – чтобы хорошо управлять и успешно продавать, нужно очень много работать над собой. И я точно знаю, что просто так ничего не получится. И одна из проблем, связанных с продажами – это то, что собственники паникуют: раньше клиенты к ним сами шли, а теперь надо активничать – больше звонить, шире улыбаться и так далее. Но у нас так не привыкли. Я вот приезжаю в отдел продаж какой-либо компании, чтобы помочь, начинаю проводить с продавцами интервью, спрашивать, чего они хотят, и все сводится к «неплохо было бы, чтобы у меня было больше продаж…», я спрашиваю: «А что ты для этого сделал?». Оказывается, что ничего. В компании 40 продавцов, и никто палец о палец не ударил, все сидят, ждут входящих звонков и говорят – кризис. Прежде чем прийти в организацию как консультант, я пытаюсь у них что-то «купить». Звоню, интересуюсь, задаю вопросы, а там такое безобразие – никто ничего толково объяснить не может. Люди не хотят над собой работать – ни руководители, ни продавцы. А это самое простое преимущество ведь – больше читать, больше посещать мастер-классов, мероприятий, слушать тренеров – делать что-нибудь, работать хоть как-то над собой! Если это делать, то все будет нормально. Вот это я хочу изменить – подтолкнуть людей в нужную сторону, чтобы они хотя бы начали заниматься саморазвитием. И еще одна важная вещь – честно делать свое дело, не обвиняя ни обстоятельства, ни окружающих людей, ни руководство страны. И тогда, через 10 лет, если все наши 146 млн человек начнут честно и правильно выполнять свою работу, нашу страну будет не узнать!

Создается впечатление, что вы просто редкий альтруист, каких не бывает. Но все-таки, какова доля тщеславия в этом всем?

Очень большая, я тщеславный человек. Я же не просто так поставил себе цель – стать бизнес-тренером номер один. Эта цель была всегда: сначала быть продавцом номер один, потом директором, потом лучшим бизнес-автором. Так что, конечно, мое тщеславие меня ведет. Я не вижу в этом ничего плохого, потому что я не выпячиваю айфоны, дорогие часы, брендовую одежду, машины, я работаю над тем, что у меня тяжело отобрать. Я понимаю, что непросто научиться писать, но надо над этим работать. Прежде чем выходить к людям, я тренирую речь, готовлюсь, всегда учусь лучше формулировать свои мысли, слушаю других тренеров. Это все – работа над собой. Если ты делаешь какое-то дело, делай его лучше всех. Да, я все делаю для того, чтобы быть лучшим, а иначе нет смысла ничего делать, я считаю, что у каждого должно быть такое стремление. Да, я тщеславный, но хорошо понимаю, что путь к победам очень тернист.

Как часто вы встречаете скептически настроенных людей на своих мастер-классах?

Сто процентов таких людей. Это просто особенность нашей страны – мы не открыты, не готовы принимать и воспринимать, у нас высокий уровень изначального недоверия друг к другу, поэтому на тренинги ходят в основном не для того, чтобы поучиться, а чтобы посмотреть – соображает вообще чего-нибудь этот тренер или нет, может ли сказать что-нибудь по делу? И если по делу, то ладно, послушают, и тогда что-то смогут воспринимать. Изначально все не доверяют, поэтому приходится настраивать людей, быть открытым к ним, чтобы и они открылись и смогли воспринимать информацию. Часто встречаются завистники, из моих же коллег, многие говорят, что я певец одной песни – порассказываю свои 45 татуировок менеджера и сдуюсь. Я не знаю, почему они так говорят – возможно, просто от зависти, или потому, опять же, что не открыты к людям, к восприятию информации, как многие из нас. Слушатели часто в начале мастер-класса очень скептически настроены, я это чувствую и часто говорю в начале, что я буду перед вами «плясать», а вы смотреть, нормальный «пацанчик» или нет, но я гарантирую, что в конце мы расстанемся друзьями, как бы смело это ни звучало. И всегда именно так и бывает – мы расстаемся друзьями.

Вы недавно написали в соцсетях, что встречались со школьниками и делились с ними позицией относительно вечной борьбы добра и зла. Интересно, что вы им рассказали.

В контексте, в котором я рассказываю детям, про жизнь, добром я называю людей, которые над собой работают. Я всегда всем говорю – надо работать над тем, что у тебя нельзя отобрать – это и есть добро. А зло – это обвинять всех вокруг, ничего не хотеть. Есть у нас такая беда в стране – люди не хотят ничего делать, и даже нести ответственность за собственную жизнь. К большому сожалению. Но это отголоски советской системы, и они еще будут в нескольких поколениях – на генном уровне. Зло – это потреблять и не мечтать, и не жить, а существовать, как паразиты. А добро – это «улучшать мир», начиная с себя. 

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.